Mar 14, 2012 14:05
Сегодня пришлось буквально воевать с няней одного двухлетнего малыша. Она читает Спока, она вырастила своих троих детей и уверена, что все делает правильно. Мальчик берет игрушки и все пытается бросить, швырнуть. Она его спрашивает: "Что ты хочешь?" "Зачем ты бросаешь?" Он не обращая на нее никакого внимания бросает. Опять вопрос. На третий раз я не выдержала, ведь дом мой и игрушки мои, отбираю игрушку и строго говорю, что бросать нельзя. Реакция мальчика была быстрой, яркой, явно заученной - он бежит к няне, утыкается ей в колени, на что она говорит: "Ты ябедничать пришел, да" и уже мне - вот я отучаю ябедничать, а старшая девочка уже такая ябеда.
Фантастика, насколько взрослые слепы.
Ну вот, начала с запретов, а пришла к другому - как мы формируем те или иные качества в ребенке.
Мы их обозначаем, сами. Когда ребенок начинает произносить звуки, он же не говорит конкретное слово МАМА, он шлепает губами открывая и закрывая рот и у него получается МА-МА-МА или ПА-ПА-ПА или нечто похожее. А взрослые уже обозначают - умница, как здорово, ты сказал МАМА.
Эмоции ребенка, часто происходит тоже самое. Вот ребенок упал и замер, он еще не знает, как ему реагировать, плакать, смеяться, негодовать. Если не обратить внимания на его падение, то он забудет о падении (если конечно не испытывает сильную боль) и побежит дальше играть. Но если реакция взрослых будет жалеющая - слезы обеспечены и затем уже будет привычка: упал, надо плакать, тебя пожалеют. Я встречалась с разной реакцией, одна из частых - наказать пол, угол, стул и т.д. Так мы растим людей, которые сами никогда и ни в чем не будут виноваты, зато все окружающие всегда и во всем виноваты и их надо наказывать.
Еще один вариант - ты не должен плакать, ты мужчина, интересно то, что ребенок часто и не собирался плакать. Но на самом деле это спорная позиция, одни считают, что мужчина должен уметь проявлять эмоции, уметь плакать, другие наоборот, полагают, что мужчина плачущий это нечто крамольное. Я своего жалела, если ему было на самом деле больно. Сейчас он достаточно чуткий молодой человек, но я не помню, когда он плакал в последний раз, правда и повода для этого не было давно.
Мне нравится позиция взрослых, когда они в зависимости от ситуации, от тяжести полученных ребенком ушибов и возраста ребенка могут реагировать по разному. В одной ситуации с юмором, в другой надо принять меры, но без оханий и аханий, четко и быстро. Порой ребенка стоит утешить, порой подбодрить или даже не заметить.
Так же происходит и с поведением. Вот ребенок уткнулся в колени няне или маме, бабушке. Что это значит? Вначале что угодно. Ищет поддержки, защиты, просто устал, хочет телесного контакта, не хватает уверенности, хочет поделиться радостью или может быть вообще нет причин, случайное действие. А дальше взрослый обозначает это так, как ему ближе и все, для ребенка это его действие уже будет связано с тем наименованием, что дал взрослый. Но дав иное название, мы можем изменить и само поведение ребенка, то, как он будет воспринимать себя в разных ситуациях. Поэтому надо быть осторожными со словами, которые мы относим к поведению детей.
И все же о запретах. Они нужны, но не такие, какие я увидела сегодня, при том, что няня провозгласила: "Я считаю, что запретов должно быть очень мало, а лучше вообще без них". Запреты не только словесные. Нельзя и продолжает сидеть не двинувшись с места, а потом жалуется - я пять раз говорю, а он не обращает внимания. Нельзя всегда должно сопровождаться действием. Если нельзя брать помаду из маминой сумки, так надо забрать эту помаду и сумку убрать. Если нельзя бросать игрушки, то эти игрушки нужно убрать и положить повыше и дать другие, которые либо можно бросать, либо они будут вызывать иные ассоциации и ребенка и он сам их не захочет бросать, например машинку любой малыш начнет тут же катать (проверено на очень многих детях, еще это называется полевое поведение, когда вещь сама вызывает ту или иную реакцию у человека и просит делать с собой определенные действия). Наше нет должно сопровождаться действием, а действие сопровождаться словами.
Дети,
Детская психология,
Наблюдения,
Мысли разные,
Психологические проблемы,
Воспитание,
Семья