Музей Албанского фронта 1940-1941, Янина, Греция

Oct 20, 2015 14:06

В данный музей заезжать не планировали, просто потому, что не знали о его существовании. Вообще есть сомнения о том, что о его наличии знает кто либо, кроме греков Янины и еще соседей албанцев, ну, и военных, сторожащих музей.
Музей был обнаружен внезапно! Опытный взгляд ганомэна моего штурмана по совместительству, а по основному месту работы - жены, выхватил из общего массива придорожной зелени две пушки и стелу.

Как и в случае с посещением мемориала Матросову, проскочили, а потом задумались: «Чего это? Давай вернемся и разузнаем!». Сказано сделано.
Справедливости ради, надо заметить, что предпосылка к чему-то подобному была! По пути от албанской границы до Янины попался памятник. Почему-то с F-104, но посвященный Победе 9-го мая!





Так и написано на постаменте.





Выбор самолета, скорее всего, обусловлен, как и в наших широтах, отсутствием оригинальной техники времен ВМВ. Например, в Парке Победы в с. Высокая Гора сплошь стоит послевоенная техника. Тоже наблюдалось и в Болгарии в с. Радуил.




Но главное то, память! Хотя у болгар своеобразное понятие о памяти.


Развернулись, вернулись, стали фотографировать памятник и пушки.




Про музей и не думали, жара, полдень, греки наверняка спят. Но… музей оказался открытым и опекался военными, а им по любому спать не положено, хоть и греки. Молодой капрал зазвал нас внутрь. И мы пошли.
Музей посвящен событиям итало-греческой войны 1940-41 гг. Была и такая!


Его небольшая композиция рассказывает о борьбе греков и албанских партизан против итальянского вторжения в Грецию в 1940-м. Музей имеет название: «Музей Албанского фронта».
Как известно, дуче любил жабу и кормил ее, а она его не любила и душила. Если Хитлер руководствовался, хотя бы внешне, логикой - я защищаю интересы фольксдойче, то дуче руководствовался принципом - это было наше! «Наше», это при Римской Империи, подход тупее трудно найти, а если дать такие амбиции Монголии? Или даже Греции! Или Македонии! Следуя принципу: «Наше и все тут!», дуче полез в Эфиопию, ближе «нашего» не нашлось! Если покопаться, то помимо «нашего» Муссолини хотел мести, мести за то, что эфиопы в 1896-м проехались по губам Италии, победив в первой итало-эфиопской войне. Победив в мае 1936-го, через 5 лет, в аккурат под конец Греческой компании, итальянцы были выкинуты из Эфиопии, не без помощи англосаксов. Англосаксам ведь делать нечего было, вот и сдавали Грецию, брали Эфиопию. Второе «наше», дуче, при помощи Чиано, обнаружил в Албании.

Министр иностранных дел Италии Г. Чиано и генерал А. Гуццони изучают документ во время встречи в Албании


Чиано заверил Беню, что захват Албании «фатально неизбежен» (это из его доклада), что «Эта страна богата, действительно богата…». «Ну, а чО бы и нет!», решил Муся и махнул рукой. В апреля 1939 года за три дня Албания была оккупирована.





Десантники 1-го полка итальянской дивизии «Гранадеры Сардинии» перед посадкой в транспортные самолеты SM.79 «Sparviero» во время итальянского вторжения в Албанию. Аэродром Гроталье.


Итальянская танкетка «Карро Велоче» CV33 у борта судна в одном из портов Албании

Несмотря на то, что Зогу (король Албании) свалил чуть ли не раньше высадки итальянцев, албанцы приняли меры по удержанию супостата.
В Дурресе албанские войска держались пять часов; при взятии Тираны, пока шли переговоры, был взорван мост у Шияка, и итальянцы встали.

Итальянские солдаты бегут по албанской деревне во время боя.




Но, так или иначе, все было тщетно, и албанцы ушли в горы, откуда не вылезали до конца войны и гадили по-всякому, вместе с греками и югославами, сначала итальянцам, потом немцам.
От «невероятных» успехов в Эфиопии и Албании дуче раздуло. Когда началась заваруха в Европе, Муссолини даже не сразу очухался, а когда очухался, 10 мая 1940-го объявил войну Франции и Великобритании, и, с перепугу, влетел во Францию за две недели до ее капитуляции, полагая, что ему за это положены французские колонии. Но Алоизыч решил иначе, он решил, что вишисты полезнее ему в африканской песочнице. И Бенито получил 832 кв. км. во Франции с населением аж 28 500 жителей.
Размер полученной жилплощади итальянского лидера не устроил, и он решил расшириться за счет соседа Албании Греции, т.е. любителей сиртаки, мол не хер танцевать и нарушать беспорядки, а заодно принудить ее, Грецию, к сожительству. Несмотря, на наличие в прошлом Греции склонности ее древних жителей к различным извращениям, отдаваться она не спешила и дала отпор.
Создается впечатление, что и у Муссолини, и у генералов его генштаба были твердые двойки и по природоведению, и по географии. Наступать накануне зимы в горных условиях при небольшом количестве дорог можно, если у тебя гений Суворова или Ганнибала.


Такого гения в итальянской армии не было, поэтому неподготовленное наступление с неподготовленной армией в октябре-ноябре 1940 года наткнулось на подготовленную (еще с мая 1939 года) греческую оборону.

Колонна итальянских альпийских стрелков на марше по дороге в Греции


Причем греки были готовы оборонятся на два фронта, против Италии и Болгарии. Не успели итальянцы перейти границу как получили по рогам на центральном направлении, 3 ноября 3-я дивизия "Julia" уперлась в оборону греков, днем раньше греки захватили гору Писсодери на албанской территории, а 4 ноября дивизия "Julia" уже была окружена.



Греческий расчет 81-мм миномета Brandt Mle 27/31 ведет огонь в горах на Албанском фронте.



Увлекшиеся на приморском участке фронта итальянцы к 13 ноября обнаружили, что они под угрозой отрезания и стали сваливать назад, греки тут же пошли в атаку. Выбив макаронников из всех стратегических пунктов к 22 ноября, греки стали полностью контролировать ситуацию, что и происходило до марта 1941 года.

Итальянские альпийские стрелки у 6,5-мм пулемета «Бреда 30» в снегу в Албании

Итальянская пропаганда рисовала события совсем в другом свете. Ну, это же пропаганда!













Итальянские альпийские стрелки на позиции в снегу в Албании


Тут, бабам (!), пришли англичане. Англичане за греков решили, что последние потеряют Крит, и решили им в этом помочь. Как только 1 марта Болгария присоединилась к Оси и предоставила немцам право гулять с оружием по своей территории, англичане позволили себе тоже самое на территории Греции. Формально, греки просили помощи, но оружием и авиацией. Британцы решили, оружие можно направлять вместе с солдатами, которые его держат, и высадили свои войска на греческой земле.
Что касается авиации, то тут, надо сказать к чести англичан, помощь была реальной и своевременной. Греческая авиация состояла из кучи старых тазиков, которые хоть и стыдились взлетать, но отважно это делали. Даже наблюдались тараны - Григорис Валканас погиб при таране 18 ноября.



Маринос Митралекси -




2 ноября сбил в бою один бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.79 пилотируя PZL P.24, а потом таранил второй, после чего аварийно приземлился и взял в плен экипаж протараненного самолета.
Итальянский бомбардировщик на аэродроме в Албании перед Рождеством


В ноябре в Грецию прибыли три эскадрильи RAF 30-я, 82-я и 211-я. Поначалу английские лётчики ковыряли в носу, и особо не помогали. Затем прибыли еще 80-я и 11-я эскадрильи и в Иоаннине был создан авиационный штаб. Активизировалась британская авиация на последнем этапе существования Албанского фронта.
Беня почувствовал, что его очко понемногу уходит «в зрительный зал», и решил этого не допустить. 9 марта 1941 года 7 дивизий рванули отстаивать невинность дуче на участке фронта между долиной реки Вийосе и горой Томморит. Их поддерживали 26 бомбардировщиков SM.79 и 105 истребителей Fiat G.50 и CR.42.

Итальянский пилот Ливио Басси и его истребитель Fiat G.50 «Freccia» За время боевых действий в Албании и Греции Басси одержал шесть воздушных побед. 20.02.1941 г. в небе над Грецией его самолет был подбит в бою с британскими истребителями «Харрикейн», а сам он получил тяжелые ранения и ожоги, от которых впоследствии скончался в госпитале.


Вот тут-то британская авиация себя и проявила, в ходе боев было сбито 119 итальянских самолетов, при потере 8 своих.


19 марта 1941 года у итальянцев пропала надежда на второе дыхание, и они остановились.

Колонна итальянских солдат с вьючными животными на дороге в горах Греции


Итальянские офицеры изучают карту в районе хребта Томорри


Хитлеру надоели эти качели и 6 апреля спор о преимуществах римской или греческой тактики был решен в пользу Блицкрига.


23 апреля вермахт взял Иоаннину и судьба Албанского фронта была решена.


Греция капитулировала, а британцы пошли сдавать Крит.
Греческие и немецкие офицеры на переговорах о капитуляции греческой армии


Этим событиям и просвещена экспозиция музей.
Основные экспонаты - фотографии, стрелковое оружие и элементы униформы.
























































Двор вместил в себя несколько артиллерийских орудий.










А также бюст Мордехая Фризиса, который погиб 5 декабря 1940 года при налете авиации, во время атаки Премети в Албании. Опознан в 2002 году и захоронен в Салониках.


Материалы:
Фото музея и текст - мое.
Плакаты - http://tipolog.livejournal.com/
Сайты:
http://www.airaces.ru/
http://weltkrieg.ru/
http://waralbum.ru/
http://peripatrhs.blogspot.ru/
http://www.pasoipa.org.gr/

память, Вторая Мировая война, музей, памятник, Греция, история, 1939, 1940, союзники, 1941, фото

Previous post Next post
Up