Muzej Vazduhoplovsta, Сербия, Белград

Aug 09, 2015 14:03

Музей посещался в два захода. Сначала засняли открытую площадку, т.к. приехали к закрытию музея, на следующий день посетили уже сам музей. Находится возле аэропорта Николы Теслы в Белграде. Так что, если вы транзитник, то легко можете посетить.




J-21 Jastreb (Hawk) открывает музей.




Пять из шести "Ястребов" были сбиты F-16 в февраля 1994 года в бою под Баня-Лукой в Боснийской войне.

Ни разу не медицинская "восьмерка". Ми-8 разных модификаций использовались практически всеми сторонами конфликтов на Балканах.
Кресты рисовались, чтобы обойти запрет на использование авиации в бесполетной зоне.


Вот например Ми-8 хорватской милиции с крестами.


"Восьмерки" тырились, сбивались, закупались на черном рынке развалившегося СССР.






Указано, что это Ю-52/3м. Данных о попадании Ю-52 в Югославские ВВС не нашел, скорее это ААС-1 "Тункан", французский вариант 52-ки, которые точно передавались в Югославию, 1947 по 1950 эти самолеты использовались на регулярных линиях JAT




Ка-28 (экспортная версия Ка-27ПЛ) две таких машины было поставлено в Югославию 1987 г. для строившихся фрегатов. Они служили в авиации ВМС в качестве противолодочных.
Списаны в феврале 2000 г. Один достался музею.






Шесть Ка-25БШ было поставлено в 1975 г. Они служили в авиации ВМС в качестве противолодочных,
базировались на базе ВВС Дивуле неподалеку от Сплита (Хорватия). Машины получили югославское наименование НР-43 (хеликоптер противподморнички-43).
Все вертолеты за исключением 11303 (он на фото) были уничтожены во время воздушных налетов НАТО в 1999 г.



МиГ-21Р, изделие 94Р. Югославия имела в своем составе до 150 машин различных модификаций 21-го МиГа. Долгое время находились на вооружении у Сербии и Хорватии.
Есть даннные, что один МиГ-21 повредил F-15E ВВС США в ходе короткого боя в 1999-м году.










Douglas С-47В, опять же, данных по закупке и передаче данных самолетов Югославии не нашел. Но полеты в страну (а может и с последующей передачей) зафиксированны.
На заднем плане торчит кабина DC-6B, который использовался JAT в 60-х, но стоит за пределами разрешенной зоны осмотра.






Ил-14с основной магистральный самолет JAT.


De Havilland of Canada DHC-2 Beaver Mk.I (поплавки демонтрованы) три единицы закуплены в Канаде для югославских ВВС. Использовались в качестве разведчика и легкого транспортника.


Short S.A.6 Sealand Mk. I




Данный экземпляр штурмовика "Кратуй" для детишек раскрашен под Дасти Полейполе (в реале Air Tractor AT-400) из мультика "Самолеты" .




В недоступной зоне много чего пылиться и стоит.






















Ми-4А


Sud Aviation Caravelle 210 SE.Впервые поднялся в воздух 1955. В составе флота JAT с 1963 по 1976.
11 сентября 1973 года подобный авиалайнер с собственным именем "Opatija"потерпел катастрофу из-за ошибки пилота, при снижении врезался в гору Маганик рядом с Колашиным в 35 км севернее Титограда куда он летел из Скопье.
6 членов экипажа и 35 пассажиров погибли.


Идем в сам музей.
Saric №1. Первый полет 16 октября 1910 года. Это реплика (1959) первого самолета Сербии (Австро-Венгрия) конструктора Ивана Шарича (1876-1966), пионера авиации.
Реплика была создана с участием самого конструктора с применением деталей от оригинала.








Первый югославский самолет. Учабный Fizir FN. До 1940-го собрано 190 машин.






Messerschmitt Bf 109Ga-2. Вообще "сто девятки" закупались королевскими ВВС до 1940го, говорят было купено 80 машин. Они же защищали небо Белграда во время аперльской войны 1941 года.
Так что, "братья" вышедшие из одного "цеха" успели "помочить" друг друга. В ВВС Югославии 109-ки попадали разными путями. 10 машин G-6 и G-10 в октябре 1944 года захвачено армией Тито захвачено на аэродроме в Ковино.
Несколько машин передано хорватскими дезертирами, еще несколько найдены брошенеми при отступлении. Итого - 17.
В рмаках репараций Болгарии за аннексию Македонии Югославия получила еще 109-х, и их количество дошло до 100. Затем с Болгарией был подписан контракт по которому было получено еще порядка 180 самолетов.
Данный экземпляр один из двух оставшехся в мире G-2S, принадлежал Болгарии.


Hawker Hurricane Mk IV RP из югославской 351-й эскадрильи RAF, сформированной на авиабазе на ливийской авиабезе в Бенине в июле 1944-го, затем переброшенной в Италию. 15 июня 1945 года эскадрилья вошла в состав югославских ВВС.


Вообще данные машины закупались и до войны и поучаствовали в апрельских событиях.





Supermarine Spitfire Mk Vc/Trop
Югославия получила Spitfire Mk V и IX в июне 1945 года вместе с персоналом расформированной 352-й (югославской) эскадрильи RAF. Эти самолеты оставались на вооружении до 1952 года.


До этого 352-я (Y) эскадрилья воевала в составе RAF. Снимоки сделаны перед первым боевым вылетом 18 августа 1944 года из Канн в Италии.





Link Flight Trainer AN-2550-1


Як-3. В югославской авиации с конца 1944-го года. Передвались стране для восстановления ВВС Югославии.




Говорят пара таких юглславсиких истребителей принудило к посадке С-47 (может он во дворе и стоит?) в октябре 1945-го, а до этого, в августе, югославы сбили два С-47.
После получения Як-9, югослвские Як-3 были переданы Албании.

Ilyshin Il-2m3 Shturmovik Изначально ВВС получило учебно-тренировочные (конец 1944-го), а затем боевые машины в количестве 122 штуки. Успели сделать 747 боевых вылета.





Все понятно!


Republic F-47D-40-RE Thunderbolt
После событий 1948-го, 14 ноября 1951 г. был заключен договор о военной помощи (MDAP). США, Великобритания и Франция согласились поставлять Югославии военную технику, включая авиационную, но - не самую современную, американцы остановились на "Тандерболтах" (поставлено 150 F-47D).






Ikarus S-49C дитя раскола 1948-го, грубо говоря переделанный Як-9.





Lockheed IT-33A-1LO




Republic F 84G-31-RE Thunderjet




North American F 86D-50-NA Sabre Dog






Sikorsky / Westland / Soko S-55 Mk-5
С 1957 по 1961 г.г. на на заводе фирмы Soko в боснийском Мостаре было выпущено 45 многоцелевых вертолетов Soko S-55 Mk.V, являвшихсяся лицензионной копией английского Westland WHIRLWIND, который в свою очередь являлся копией американского вертолета Sikorsky S-55, с американским двигателем PW R-1340-57.
Это был первый противолодочный вертолет, который нес на борту самонаводящиеся торпеды. Вертолеты прослужили до 1974 года.






Foland Gnat Mk.I








Mikoyan-Gurevich MiG 21 L-12/F-13








Обломки самолетов и ракет НАТО сбитых над Белградом в последней войне.










Ikarus 451, довольно экстремельный аппарат.












Ikarus 451M











Ikarus 451MM Strsljen








Utva 66H





Можно забираться внутрь.


Soko J-20 Kraguj








Soko N-60/G-2 Galeb








Soko J-22 Orao








24 сентября 1991-го G-4 "поймал" в хвостовую часть ракету ПЗРК "Стрела-2М". Тем не менее, самолет держался в воздухе, и пилот смог посадить его на аэродром. Показательно, что позже машину восстановили в полевых условиях, а её хвостовая часть сейчас находится в музее.


General-Atomics Predator






Sagem Crecerelle


Utva Vrabac-A


Ikarus Orao 2C





Nieuport N.XI B1 Bebe






Bucker Bu-133 Jungmeister






Fiesler Fi 156 Storch закупались в 1940-м.




Jastreb Roda




deHavilland DH82 Tiger Moth




Nort American Harvard II B




Polikarpov Po-2






Utva Jastreb 54


Ikarus Aero 2D




Utva 213-3




Letov KB-6 Matajur




Soko 522





VTC Vrsac Macka


Westland/Sikorsky WS-51 Mk.1B




Utva 65S Privrednik




Mil Mi-2




Ikarus Kosava




Kluz PS-11


Utva Cavka


CVM RUA-3


Soko Vulkan



Использованы матеиалы сайтов:
http://www.muzejvazduhoplovstva.org.rs/
http://topwar.ru/

Балканы, 1944, Сербия, путешествие, Югославия, музей, 1945, отпуск, 1943, Сербы, фото

Previous post Next post
Up