САНТА-КЛАРА
До утра брожу я по бульвару,
Все не нагляжусь на Санта-Клару.
Может, он из древнего сказанья -
Этот город с ласковым названьем?
Все твержу я нежно: Санта-Клара.
И зову с надеждой: Санта-Клара.
И шепчу печально: Санта-Клара.
И стою в молчанье: Санта-Клара.
Кто построил в честь своей любимой
Город красоты неповторимой?
Кто же подарил своей невесте
Этот город-сказку, город-песню?
Слышу, вдалеке звучит гитара.
Я тебе признаюсь, Санта-Клара:
Жизнь моя прекрасна и богата
Именами, что для сердца святы.
Это мать - ты слышишь, Санта-Клара.
Это дочь - о, тише, Санта-Клара.
И сестра моя в ауле старом.
И жена моя, ах, Санта-Клара!
Если б сотворить умел я чудо -
Я бы городов настроил всюду.
Города за реками, горами
Милыми назвал бы именами.
Если б каждый город был обвенчан
С именем прекраснейшей из женщин,
Люди спать могли б тогда спокойно
И исчезли бы вражда и войны.
Все б тогда твердили ежечасно
Имена подруг своих прекрасных -
Так же, как в тиши твоих бульваров
До утра твержу я: Санта-Клара... Расул Гамзатов. Последняя цена.
Москва: Современник, 1979.
Покинув
Плайя-Хирон, помчались в Санта-Клару.
Санта-Клара, помимо того, что является старой пиратской базой, еще и место последнего боя Кубинской Революции в декабре 1958-го, и еще и место захоронения праха Че Гевары. Зная это, наметили посещение города еще перед поездкой на Кубу. По ходу дела решили совместить с Плайя-Хирон, благо география позволяла.
Выехали на трассу и рванули, дорога была неплохой, шли 100, чтоб не раздражать местных гаишников. На въезде в город, кольцо, куда ехать сразу не поймешь, но кубинские мальчишки просекли этот момент, и дежурят на кольце на велосипедах. Завидев машину с "туристос", тут же подскакивают, и провожают тупых туристов до мемориала. Мы не особо тупили, правда повернули не туда, но развернувшись, увидели указатель, которого со стороны въезда не видно. По данным указателя и выскочили к мемориалу.
Для начала песня.
Click to view
Итак, подъехали к мемориалу. Создан архитектором Хорхе Чао Кампосой и скульптором Хосе Деларра. Открыт 28 декабря 1988 года в год 40-летия боев за Санта-Клару.
Че по центру. Рука в гипсе (сломал в бою).
Слева барельеф посвященный, естественно, Революции.
В общем, как-то так.
Естественно, присутствует государственный флаг Кубы.
Внутрь пускают, но фотографировать не дают. Сначала пускают в пантеон с прахом Че и других героев революции. Затем идет композиция посвященная Че, где представлены личные вещи, оружие и другие предметы, принадлежащие Че. Представлены фотографии Че от детских до посмертных, а так же представлена композиция о деятельности Че. Покинув мемориал, поехали в город. Вот тут стало сложнее. Но выручили пацаны. Открыв путеводитель, найдя мемориал - бронепоезд, ткнул пальцем, пацан понял и махнул, мол, за мной. Вот он наш проводник.
По пути, проводник здоровался с корешами, при этом следил за движением и нами. Уникум. А вот и кореша.
Прежде чем приступить к осмотру мемориала, дадим слово команданте и посмотрим фото событий.
Эрнесто Че Гевара Завершающее наступление
Бой за Санта-Клару
Батистовцы все еще оказывали сопротивление на горе Капиро, и бой за нее продолжался в течение всего дня 30 декабря. Тем временем мы овладели рядом укрепленных пунктов в городе. Уже была прервана связь между центром Санта-Клары и бронепоездом. Видя, что гора Капиро окружена, защитники бронепоезда попытались спастись, но со всем своим великолепным грузом застряли на железнодорожной колее, которая предусмотрительно была разобрана нами. Локомотив и несколько вагонов сошли с рельсов. Завязался весьма интересный бой: повстанцы стали буквально выкуривать противника из бронепоезда, бросая бутылки с горючей смесью. Несмотря на то что батистовцы были отлично защищены, они могли драться только против практически безоружного противника, находясь на большом расстоянии и занимая выгодные позиции, подобно тому как вели бои колонизаторы с индейцами на западе Америки. Осажденный повстанцами и забрасываемый с близкого расстояния бутылками с бензином, бронепоезд превратился в настоящее пекло для батистовских солдат. Через несколько часов вся его команда сдалась, в наших руках оказались 22 вагона, зенитные орудия, пулеметы и баснословное количество боеприпасов (баснословное, конечно, в сравнении с тем количеством, которым располагали мы).
Читать полностью. ![](http://www.latinamericanstudies.org/cuban-rebels/tren-blindado.jpg)
![](http://www.latinamericanstudies.org/cuban-rebels/tren-blindado-3.jpg)
Фото отсюда. Пацанчик проводил нас до мемориала, получил два кука, и тут же стал предлагать посетить ресторан неподалеку, и стал намекать на то, чтобы я ему задарил тельник. Ага, сейчас. Мягко послали его, он не обиделся и не расстроился.
Мемориал переставляет из себя сам бронепоезд, вагоны которого свалены в живописном беспорядке. Создал этот беспорядок скульптор тот же Хосе Деларра.
Бульдозер "Катерпиллер D-6" которым незатейливо были снесены рельсы, после чего бронепоезд стал беспомощным.
Было пора сматывать удочки, т.к. близился вечер, а ехать обратно еще 200 км с хвостиком. Пока выбирались обратно, наблюдали такую картину, все кубинцы, что попадались к нам по пути, активно махали нам руками, думали, что приветствуют, ан нет, показывали, что мы еде не туда. И наоборот, не машут, значит на верном пути. Так и выбрались. До поворота на Матанзас доехали без проблем, а потом два часа в темноте, по горам. Ух, так я еще не плутал, но зато пообщались с большим количеством кубинцев, которые были готовы помочь, но нас не понимали, в картах не разбирались. Но выбрались и к ужину успели. А на ужин был еше и коричневый ром, который мы употребили за упокой Эрнесто Че.
Под занавес песня, не особо конечно, но видеоряд отменный.
Click to view
Все!