Во-первых, я страшно рад, что прочитал Хромую судьбу Стругацких столь непозволительно поздно. Очень стыдно, но очень правильно. Борис Натанович сказал в Комментариях к пройденному: «Мало кто это замечает, а ведь Хромая судьба это - прежде всего - роман о беспощадно надвигающейся старости, от которой нет нам ни радости, ни спасения - «признание в
(
Read more... )
Comments 28
И с тех пор это для меня - самая "моя" из всего наследия братьев книга.
Reply
Самой-самой "моей" она, наверное, не станет, я всё же не люблю грустить и обречённость, даже с таким "солнечным" исходом, но однозначно "Хромая судьба" самый зрелый и серьёзный текст АБС. Очень сильный.
Reply
Во-первых, само отношение Феликса Сорокина ко всему тому, что творится вокруг. Писательские его какие-то моменты, о которых там тоже много - это тоже понятно.
Во-вторых... как раз темы старости я там и не вижу. Скорее наоборот - как по мне, это книга о том, как человек, который, по мнению всего окружающего мира должен быть старым (плюс много всякого "должен"), остаётся молодым.
И никакие ему в этом не мешают ни проблемы со здоровьем, ни прочие дела в том же духе.
Нууу... скажем так, у меня вообще к Стругацким сложное отношение - из "поздних" их вещей я перевариваю только "Судьбу" и "Отягощённых злом". А "раннее" и "среднее"... там тоже у меня не самое стандартное отношение к книгам (скажем, я на полном серьёзе полагаю, что почти все протагонисты в "Стажёрах" - в лучшем случае антигерои, хоть и наверняка это не специально).
Reply
Мне кажется, вот в этой способности Сорокина (и в конце Банева) быть молодым несмотря ни на что и есть его (и, наверное, самих АБС) принятие собственного старения.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я помню как читала ХС, пропуская главы из Синей Папки, а потом читала отдельно пропущенное. И всегда было ощущение, что не Гадких Лебедей писал Феликс Сорокин, а Град Обреченный. Но авторам виднее, что писал в стол их персонаж.
Reply
Тоже есть мысль перечитать по отдельности сорокинские главы и Синюю Папку...
Reply
По этим двум произведениям очень четко прослеживается как раз влияние возраста. В ГЛ протагонист хоть и представитель старого мира, но еще с порохом в известном месте. Он может и хочет бороться, меняться, что-либо делать. Ему есть куда возвращаться и, не смотря на цинизм, ему не все равно.
В ХС как раз наоборот. Протест пассивный, внутри персонажа. И вообще весь он замкнулся, понял, что вселенского смысла ни в его жизни ни творчестве никакого нет. И находит отдушину, как и все: выпить, закусить, попесдеть. Ну дети там, понятно, секос, работа (хоть в данном случае и творческая). И возвращаться ему как раз некуда, он уже приехал. А все эти творческие экстазы и прочие удовлетворения творца - это он сам себе придумывает (как и все чудеса вокруг себя, в которые оборачивает серую будень), чтобы не шибко грустно было ласты клеить в одиночестве.
Reply
Просто Банев - это типичный герой АБС, а Сорокин - это типичный АБС =)
Reply
http://lleo.me/dnevnik/2007/09/12.html
Reply
Leave a comment