(01 ноября 2022 г., спектакль Иркутского музыкального театра, смотрен в театре Немировича-Данченко в рамках фестиваля "Видеть музыку.)
Здесь могла бы быть история, как я сходила на дурацкий мюзикл, а будет - как пришел Иркутск и сделал так, что я вышла с него в слезах, при том, что элементов дурацкости там вроде бы осталось, увы, немало...
Итак. Несколько лет назад Екатеринбургский театр музкомедии поставил мюзикл "Декабристы". В Сети водились разные фрагменты, а по репортажу с премьеры я даже сделала клип на Клятву и "Финродзонга", потому что там тоже была какая-то зело торжественная клятва. А еще, судя по мелькавшему, там были танцующие дворники, Рылеев на квадриге, дети, строящие виселицу и много другого.
Его даже в Москву как-то привозили, но я обнаружила это задним числом. И в моменты нашего пролета через Ебург он нам тоже не попался, хотя, кажется, по-прежнему в тамошнем репертуаре.
С месяц назад, в Самарско-Бузулуцкой поездке Вера принесла нам со товарищи весть, что теперь его поставил Иркутск и привозит в Москву на 1 ноября. Новость была разнесена еще по некоторому количеству любопытствующих, и вот сегодня мы были так.
В общем, это ОЧЕНЬ хорошо, что мы попали именно на иркутскую версию сразу, думаю, после исходной мы бы не пошли смотреть еще одну итерацию.
Исходная, ставя в центр сюжета Трубецких, заканчивалась убытием в Сибирь. Иркутску этого было логично мало, и Сибирь в их версии явилась еще, причем не следующим фрагментом сюжета, а обрамлением. И оно взяло и придало для меня смысл всему этому мероприятию.
Еще на уровне программки мы обнаружили там, помимо знакомых фамилий, какого-то революционера Ольшанского и похихикали на него. Оказалось, зря.
..итак, после какого-то нестройного хора персонажей, напоминающих сборище бродяг, становится понятно, что это оно и есть. Среди бродяг пробирается юноша, одетый разве немного поприличней их, и спрашивает: а где в городе найти князей Трубецких. Из ответов становится понятно, что место - Иркутск, время - 1850-е: где их тут найдешь, говорят ему? Дети разъехались, княгиня умерла, князь живет за городом - да тут близко, верст тридцать...
И вот является он к старому Трубецкому. Молодой человек и есть тот самый Ольшанский, ему 23 года, с год как сослан, про декабриста знал всю жизнь и все хотел его спросить - как же это вы могли проиграть? Ведь это из-за вас у нас все теперь вот так! И Трубецкой берется ему рассказывать...
Таково обрамление, и далее они будут время от времени возникать на сцене, оттеняя и придавая глубину происходящему. Актер, который играет старого Трубецкого, делает вообще что-то потрясающее. Он порой и не говорит ничего - он проходит. И это придает смысл.
У собственно мюзикла заморочные декорации (вообще, судя по всему, не повторяющие исходные), аляповатые костюмы "не в эпохе", музыка как музыка и какие-то в меру дурацкие стихи - впрочем, в массовых сценах не всегда слышно, что именно поют, и этого не жалко.
Еще там трафаретные декабристы, да и все остальные не сказать чтобы неведомой глубины, но некоторые еще просто странные.
Сначала обрисовывается общая обстановка.
Вот происходит учение солдат, на его фоне въезжают на таких вышках, оформленных как секции ампирной ограды, те или иные персонажи и выражают отношение к происходящему.
Вот Трубецкой, ему это не нравится. Вот Николай, почему-то в красном мундире, он вообще не собирается быть царем. Вот о-Господи-Пестель, он одобряет муштру и учение, его играет квадратный дядя с бородой, одетый в мундир генеральского вида с кучей орденов, из всех Пестелей он похож разве что на дядю Павла, Андрея Борисовича, генерала и порядочного дурня. Успевают пройти еще и Рылеев с Каховским, первый зовет второго на бал, потому что там будет Софи Салтыкова.
Вот Мария Федоровна (смотрит ковер) (на фоне ковра и декорации в виде чего-то сетчатого, возможно, корсета), дама в стиле "шальная императрица", укомплектована Милорадовичем, читает письмо от Константина, что он отрекается.
Вот Сергей Петрович Трубецкой сидит сидит на работе, а вокруг него в гражданских почему-то мундирах бегают чиновники и таскают дела размером от нормального до в человеческий рост, - сценография там тоже любопытная и местами заморочная, эта сцена идеально смотрелась бы в чем-то по Гоголю!
И вот он бал (кстати, по идее, по случаю свадьбы Рылеева). Пестель поучает декабристов, чтобы они тут не танцами занимались, а распространением взглядов и выявлением единомышленников; прибывает Николай и читает попавшиеся ему где-то "подблюдные песни" Рылеева. А потом появляется о-Господи-Софи-Салтыкова, создатели мюзикла утверждают, что из самого Парижа по платью, мол, видно, что не у нас шили - ну, парижская "дама полусвета" удалась идеально, у нее платье в золотой бахроме и золотые сапоги, она танцует со всеми подряд что-то вроде канкана, Каховский пытается привлечь ее внимание, но преуспевает не очень, в отличие от Дельвига. Пестель заприметил Каховского и рекомендует его кому-то из "своих".
(Где-то между балом и собственно рылеевским венчанием был эпизод со старым Трубецким, у которого на сельзозработах трудятся два местных бродяги - он спрашивал их, как они понимают волю, что будут делать, если получат ее... и о том, в чем истинная свобода.)
Заседание декабристов. Вот она клятва - это они принимают Каховского, он ее зачитывает. А дальше случаются идеологические разногласия: Пестель (да-да, он тут!) спрашивает, на что Каховский готов длдя общества - На все? - А на убийство? - И на убийство.
Но Трубецкой против и требует не убивать царя.
Пестель поет:
"Я еду прочь на юг и там
Свое общество создам.
Прощайте, господа, до Страшного суда".
- и убывает.
(Учитывая здешнего Пестеля, я только порадовалась, что раньше сцены казни мы его наверняка не увидим!)
Дальше у нас прямо активно случается "Хурин с Наугламиром и хронологическим сдвигом", потому что сначала идет сцена крещения дочери Рылеевых, причем крестная - Трубецкая, там же появляется, гм, Софи Салтыкова уже с Дельвигом (который, кстати, был на заседании тайного общества!) - а потом еще троллит печального Каховского.
..а затем сцена перетекает в выход какой-то бродящего вида бабы, причитающей - "Горе-то какое, император умер".
Мария Федоровна снова "смотрит ковер", сообщая Милорадовичу отменную конспирологию - "Я знаю, его убили, он явился ко мне ночью под видом старца и все рассказал, его зарезали ближайшие сподвижники..." (поет, кстати, технически хорошо, весь этот бред хорошо слышен). Милорадович ее пытается разубедить, данный конкретный при этом за Николая.
У общества случается совещание с общим мнением "Это наш шанс" и разногласиями (Каховский - убьем царя!, - Трубецкой: все должно быть быстро и без крови). Где-то на стадии решения, что надо выступать, первое действие и начинает заканчиваться. Снова выходят какие-то асоциальные элементы - и старый Трубецкой. Он идет через сцену, немного говорит, вспоминая то время - "Я был готов потерять все, только не ее". Появляются Трубецкие *того времени*, у них какой-то довольно приторный дуэт, старик идет к ним - словно на голос или ощущение присутствие, пытается коснуться - их, ее, - не получается, они уходят. Он остается с какими-то представителями простого народа посреди сцены, на них летит театральный снег и это лучше очень многого, что было в этом действии.
Действие второе начинается 14-м декабря.
На сцене войско и простой народ и все остальные возможные действующие лица. Массы иногда речитативом громко шепчут: "Кон-сти-туция! Кон-стан-тин!"
Опять случаются разногласия: Рылеев считает, что надо пытаться, Трубецкой - что нет. и утекает. Каховский угрозами удерживает оставшихся ("Не теряйте честь, ведь Каховский здесь", угрожает застрелить тех, кто уйдет). Милорадович произносит речь по мотивам исторически известной - кажется, еще немного и я ее выучу близко к тексту, совсем недавно в 6 серии было! - и исторически же получает пулю. "Мой бедный генерал", - поет Мария Федоровна. (Это пейринг? - подумала испорченная Мышь. Но нет, пейринг еще будет...)
Дальше было, пожалуй, даже любопытное окончание сцены: Николай поет матушке что-то про то что теперь мой через выйти к ним (а на ее возражения напоминает, что он тут царь). И тут выезжает пушка. Длинная такая, немалую часть сцены с лафетом заняла. Разворачивается к восставшим. Тут выходит Николай, машет красной перчаткой - залп. Да, не поговорить вышел, что тут скажешь.
Расходятся почти все действующие лица, остаются лежащие жертвы, и на сцене появляются с разных сторон оба Трубецких. Сначала поет "молодой" - под конец о том, что будет теперь виноват перед "Россией которой нет"- он не попытался, вот ее и нет, - и потом вот этот финал арии - единственное, что старый Трубецкой повторяет из стихотворной части. Скорее речитативом. И отчетливо более осмысленно.
Где-то далее во втором действии происходит еще один эпизод с ним и Ольшанским, которому он до того успел выдать свои воспоминания на почитать - тот с благодарностью возвращает, его теперь уже как-то не тянет обвинять, - а Трубецкой поначалу не берет, отбрасывает листки - кому это нужно? кто меня помнит? "Вас всегда будут здесь помнить", - отвечает тот, это еще одна невыразимо "иркутская" подробность. И уходя, старик говорит - вы хотели понять, почему я не вышел на площадь? Да, об этом я здесь не написал...
Интересно, что он так и не говорит, почему. (И да, это та шокирующая подробность воспоминаний Трубецкого, в которую упирается каждый, решивший их почитать: подробные слухи и сплетни междуцарствия, подробная история про следствие, а посередине, впроброс, одной фразой, - ну, события 14 декабря и так всем известны...)
Во втором действии меж тем продолжает происходить яркое и странное: жандармы в касках как у драгун проводят обыск у Трубецкой, потом к ней является Рылеева с дочкой и просит-требует искать защиты у царя. У Рылеевой тут образ "женщины со сложным характером и сложной судьбой", которая сначала скандалит, а потом плачет. Она это еще раз сделает потом, в тюрьме у мужа.
Николай меж тем - то ли анахронично коронуется, то ли просто *занимает трон*. Присутствует разное: сам он по этому случаю надел кирасу, Мария Федоровна - шляпу, священник принес корону с подсветкой, а еще выкатили трон, на который можно залезть только несколько вскрабкавшись (и сидеть, болтая ногами). Постепенно все остальные расходятся, зато приходит Трубецкая. И тут Николай начинает с ней кокетничать, предлагая, что именно он "поможет ей все пережить", например, если мужа казнят. (Вот он, пейринг-то! Новый и свежий. Старожилы не припомнят.) Но Трубецкая настолько этим не интересуется, что Николай даже устыжается. И объявляет маменьке, что Трубецкого он не казнит (хотя она настаивает, что он самый опасный), а на возражения опять уточняет, кто тут царь. Да, это была несчастливая любовь. Марии Федоровны к власти.
Появляются в кандалах пятеро... а нет, шестеро. Из них Сергей и Мишель - лица без речей; Пестель (не соскучились!) произносит что-то революционно-героическое на тему "все равно помирать", Рылеев - свои стихи, Трубецкой (да, он тут!) вспоминает жену... а Каховский то же что-то спел, кажется - о том, что он все-таки остался в истории.
Тут объявляют приговор - мол, пятерых казнить, "остальных" - в ссылку. За остальных - аккурат Трубецкой, других не положено. Трубецкой несколько в пополаме и утверждает, что его нужно тоже казнить.
"А вам, Сергей Петрович, с этим жить", - наставительно поясняет ему объявляющий приговор.
Казнь, которая тоже сделала иначе, чем было в исходнике, лаконично и сильно.
Веревки с потолка, мешки, пятеро, свет и спускающийся с неба "ангел Петропавловки" - и он так и остается потом.
Затем они один за другим снимают с себя мешки и петли - и уходят, а по стене вверх поднимаются пять портретов. Пестелев, кстати, "правильный", ура.
И снова старик Трубецкой посреди пустой сцены, уже один, без Ольшанского, только голоса слышны: Амнистия, Сергей Петрович! Уезжайте! Вы можете уехать!
А он идет через сцену и говорит - зачем мне уезжать, она лежит здесь, поэтому правильнее всего мне было бы упокоиться в Иркутске...
В это время сбоку на сцену что-то вывезли, и я еще подумала: что за пальма? - там было дерево.
А потом туда дали свет... и я разревелась, и так и плакала до конца сцены - собственно, до конца.
Потому что... ну, в Иркутске никому не нужно, наверное, объяснять, как выглядит надгробие княгини Трубецкой, все в курсе - в зале, на сцене, в декораторском цехе... Мы вот тоже знаем, были там. Так вот, это было узнаваемое оно, и да, "в оригинале" вокруг деревья есть, так что, наверное, если я погляжу на фото, я найду и то самое дерево - ну, или "наиболее то".
Трубецкой дошел до камня, встал на колени и положил на него голову.
В исходной версии в финале был дуэт Трубецких - здесь пела только она, и поначалу это был голос из-за сцены, а тут был он, могила - и так и оставшийся "ангел Петропавловки".
Потом все-таки вышла Трубецкая, причем уже в каком-то сверкающем полупрозрачном, в общем, видимо, "неземном" наряде, но, кажется, с голосом и ангелом было лучше.
Впрочем, в любом случае вот эта *его история* вышла какой-то ясной и осмысленной. Из-за которой совершенно не жалеешь, что сюда пошел. Кто бы знал, что я буду плакать над Трубецким!..
Из этой версии, конечно, непонятно, почему оно все-таки уехал. Но это не так важно, кто его знает? Может, приснилась ему ангел его Катрин, оттрепала за уши и придала нужное направление - и он, как всегда, и пошел, например...
Хлопали как могли, я орала "браво Трубецкому"... Прикинули, что с Иркутском-то разница *пять* часов, так что на момент конца спектакля у них получается часа три ночи (а прилетели они едва ли так давно, что уже перестроились)...
Искала во Сети кадры, которые будут хоть немного передавать описанное, вот. самое близкое к. Честно унесено из сообщества театра, это фотографии с разных прогонов с разными исполнителями. Возможно, они что-то передают.
Взято:
https://www.facebook.com/imt38.ru/photos/1885223361663906/https://www.facebook.com/imt38.ru/photos/1884116078441301/https://www.facebook.com/imt38.ru/photos/1873816696137906/