Ну а пока я не припала к финальным сериям, займемся таки необходимым делом - обозрим Север в ситуации "все, что до 14-го". Как ни странно, его на просторах первых пяти серий ощутимо меньше. чем Юга (зато 6-7 серия обещают быть почти полностью "северными" разве что с гомеопатической долей чего иного).
Основные персонажи, то есть лица с речами не только в виде реплик в общем гуле и с какой-то хоть немного прослеживающейся историей, это уже фильмом замеченные
- Трубецкой
- и Рылеев
И "новые персонажи":
- Ипполит и Свистунов (ходят парой, пока никак иначе)
- Батеньков
(Да, Ипполит, конечно, еще со времен фильма поразил воображение фендома, притом что на экране мелькнул пару раз без слов, мало того, фендом явил миру пейринг (из песни слова не выкинешь, современные фендомы чаще всего Делают Это;-) с эпическим названием Ипостасий... но поскольку идею о том, что Ипполита с Анастасием Кузнецовым что-то объединяет (оба застрелились после восстания) в фильме было взять решительно неоткуда, в данном случае... ну, не фендомообразующим, а как это... пейрингообразующим фактом следует признать, ничего личного, Горбачевского!
Теперь вот Ипполиту в фильме, гм, досталась история... Свои мысли формата "такая, что лучше бы никакая" мы традиционно засунем себе под хвост - мягче будет сидеть при просмотре, туда уже столько всего засунуто!..
А что до Батенькова, то он прикомандирован к линии власти и пока бродит где-то между Сперанским и Аракчеевым... При этом в любопытном интервью (
https://tass.ru/interviews/15941527 ) двое из трех участников - режиссер Лебедев и продюсер Максимов - на вопрос, кто из персонажей зацепил их больше всего, сказали, что Батеньков и Сперанский. Так что именно в эту линию, видимо, положили какие-то дорогие им мысли о взаимодействии власти и желающих перемен... Но это опять же, видимо, в основном на 6-7 серию.
А пока...
* 1-2 серия. Кунсткамера Рылеева.
Точнее говоря, в 1 серии собственно Севера почти и нет. Есть все та же "сцена с тарелочкой, и в ней миру уже явлено немалое число будущих северян: Трубецкой, Рылеев, Каховский.
Далее там же и в начале второй некоторое время мелькает исключительно Трубецкой и не в качестве члена тайного общества: присутствует при расформировании Семеновского полка (неправда, был за границей;-)), а также дважды - во взаимодействии с начальником штаба, Петраханом Волконским. Собственно, вторая сцена - это уже после вроде-как-отставки такового, когда он интересуется у подчиненного, что тот делает ночью;-) - и, рассказав об интриганстве Аракчеева, сообщает: "Я успел назначить вас дежурным офицером штаба армии" (не очень понятно, зачем ему надо было успевать, Трубецкой вроде и так служит в штабе, а не лично у него!). Дальше Трубецкой ни с каким штабным начальством как-то не взаимодействует.
Хотя в целом - как я упоминала в самом начале - это такая "северная" черта в фильме: всякие протекции, ставленники и служебные связи. Вот, например, Батеньков - бродит между Аракчеевым, у которого служит, и Сперанским... (по идее - у которого служил раньше, а теперь живет, но этого фильме нет, как и того, что Батеньков у него в гостиной вышивает на пяльцах! (РИАЛЛИ. Есть показания! Сам признался!... но мы, увы, не об этом.))
Так вот в фильме мы первый раз видим его вместе с Рылеевым и Сперанским, которые идут к нему.... ну, по обстановке было похоже, что дело происходит чуть ли не во дворце, значит, наверное, на аудиенцию...
НЕТ.
Оказалось, что с точки зрения фильма они пришли в какой-то VIP-трактир. На бизнес-ланч, видимо. И эти события еще будут повторяться, причем в залах немного другого декора. То ли трактир большой, то ли их в этом фильмовом Петербурге много. (Сейчас, переглядывая этот загадочный артефакт, обратила внимание на запись на входе и вспомнила, что как-то вокруг фильма упоминался Английский клуб. Вероятно, это он...).
И происходит между ними ничуть не задушевный, а глубоко загадочный разговор. Особенно он загадочен для Рылеева.
Сперанский начинает с того, с чего начинают примерно все разговоры 2 серии - обсуждает отставку Петрахана - мол, событие европейского масштаба. А как вам, кстати, должность правителя дел Росскийско-Американской кампании? Да ничего, озадачился Рылеев, уже пару лет как, квартира хорошая. Сперанский продолжает нагнетать: А вот мы не зря ратовали за то, чтобы вас туда назначили? - Кто "мы"? - еще больше недоумевает Рылеев. - Я, член Государственного совета, Мордвинов, Волконский... - Зачем? - Ну как же, это сигнал, человек с ТАКИМИ взглядами, на ТАКОЙ должности в компании, где акционерами все члены императорской фамилии...
(И ЧТО?! Там вообще много кто акционером... а еще она в долг дает, а у нее берут. Старший Пестель вот брал, когда деньги на жизнь семьи в Петербурге нужны были, потом, как и прочие долги долго и муторно отдавал... Какой в этом глубокий смысл??
Ну и "ТАКАЯ должность". Правитель дел - это начальник канцелярии вообще-то. Не руководитель, не что еще. Пишет много бумажек. Но нет. Не может быть все так просто...)
В общем, Сперанский продолжает нагнетать: это сигнал, что грядут перемены, - все, кто тут сидит, они не понимают, что происходит, но они ВСПОМНЯТ...
И, видимо, чтобы дать им шанс запомнить этот день, он решительньо сбивает со стола рюмку. (На него оборачиваются, но не особо. Возможно, он тут часто бьет рюмки с пафоса. Официанты привычно убирают.)
...и уходит, оставляя Рылеева с закономерным вопросом Батенькову: чего он хотел-то.
"Это неважно", - нахватался загадочности от своего патрона Батеньков. - "Главное, чего хочешь ты".
Рылеев, наверное, хотел двух вещей: что-то понять и дообедать (раз уж Сперанский на прощание разрешил за ним не уходить), но за невозможностью первого сосредоточился на втором: дома так не накормят, будь ты хоть какой компании правитель...
Впрочем, дома - на той упомянутой служебной квартире - есть другие привлекательные стороны, и мы очень скоро их видим.
Для этого нам понадобятся Ипполит Муравьев-Апостол и Петр Свистунов ("Лох-несское чудовище никто не видел трезвым - 2").
На дворе, заметим, 1823 год, при этом Ипполит успевает мелькнуть в том числе в тех самых сценах отставки Петрахана Волконского поднося там какие-то бумаги, мундир у него с аксельбантом, т.е. он чей-то адъютант, дело происходит в Главном штабе...
То есть мы имеем явно альтернативного Ипполита, который уже в 1823 году на службе (не поймешь, насколько только что), то есть он по меньшей мере года на два старше "канонического"... Как будто важно, чтобы он уже достиг, гм, возраста согласия... видимо на участие во всей этой (белиберде)... во всем этом сюжете.
Потом он мелькает в короткой сцене - передает Анне Бельской по поручению Сергея какое-то украшение, которое раньше принадлежало их покойной маменьке. Видимо, сцена нужна, чтобы мы поняли, кто такой этот Ипполит. (Ну и что они с Сергеем сиротки. Про папеньку, кажется, только Гебель упомянет сильно позже - мол, "у вас отец сенатор, мужики на Земле" (а у меня одни бабы и на спутниках Юпитера, не налетаешься оброк собирать...) - отставить космо-АУ! ...ну, а слово "Хомутец" в этой реальности вообще не было сказано. Как и слово "Матвей". Должно же кому-то повезти.)
А про Петра Свистунова (не безразличного мне по разным поводам и просто хорошего человека) зритель узнает ровно одно, и второго ему, кажется, и не покажут: пьет.
Ипполит с трудом добуждается бухого старшего товарища где-то в кавалергардских казармах (который выглядит так, как будто разница у них лет 10... в реальности Свистунов тоже дивно молод, он Ипполита всего на два года старше!). И тот ведет его к дому Рылеева, обозначая это место очень патетически: "Вот дом истинной свободы и справедливости... Здесь живет совесть наша..." (Видно, своей не завел!)
На прием к совести Ипполит отправляется один - и застает Рылеева достающим из под стола кота. Бело-рыжий кот Овидий, безусловно, мил, Рылеев держит его за все 4 лапы (чтобы не убег, видимо), но зачем он именно в этой истории, неведомо. Сама сцена тоже любопытна, неисторична и... зачем? Рылеев говорит, что видел некоторые переводы Ипполита и хотел бы их напечатать, а потом выясняется, что один уже напечатал под инициалами и вообще догадался, что это его собственные стихи. Пусть он, мол, и дальше носит стихи Рылееву, а не кому другому.
(Мы на секунду видим этот разворот. Я убила некоторое количество времени и такой-то матери, чтобы поймать его хоть немного читаемым - и насладиться занятным бесполезным результатом: в качестве "стихов И.М.А." на небольшом историчном развороте напечатано... начало 1 Пифийской оды Пиндара в переводе Михаила Гаспарова:
Золотая лира,
Единоправная доля
Аполлона и синекудрых Муз!
Тебе вторит пляска, начало блеска;
Знаку твоему покорны певцы,
Когда, встрепенувшись, поведешь ты замах к начинанию хора;
Ты угашаешь
Молниеносное жало вечного огня,
И орел на скипетре Зевса
Дремлет, обессилив два быстрые крыла...
..в общем, Ипполиту вполне закономерно выдали античку. Причем в хорошем переводе. Правда, совершенно неисторичным свободным стихом. Но если бы это была главная претензия к его истории...)
В общем, "нафига такое тут было"- даже не претензия, а ровно вопрос. Ответа нет, Овидий оставлен пастись в бумагах на столе, а Рылеев ведет юношу на некое сборище...
...где обнаруживается и тот же Свистунов, и еще много народу, в том числе знакомые нам еще по "тарелочке" члены общества, а также моряки, Батеньков и кто попало еще.
Обстановка же наводит на мысль, что для съемок унесли много добра не иначе как из Кунсткамеры.
Ибо Рылеев демонстрирует пришедшим - мол, вот все это привезли из Калифорнии, а теперь во строится корабль, который сделает сообщение с ней куда более регулярным...
(Про корабль этот пролетает и в высших сферах власти - Сперанский несет проект про него царю (почему он? ну потому что он за все прогрессивное в фильме отдувается), Аракчеев не пускает, потом царь таки узнает об этом и выдает нагоняй Аракчееву...)
Как именно один корабль сможет так капитально исправить ситуацию? Он же не пароход и не ледокол. Ну, мы об этом корабле еще услышим и даже его увидим.
Трубецкому в уголочке Рылеев говорит - мол, а вот скажи всем этим молодым людям про Общество, они же туда придут и с собой приведут? Какое такое общество, невинно интересуется Трубецкой, литературное? (Подождите, а у нас, по идее распустился Союз Благоденствия и не шатко не валко собралось Северное общество... Это подразумевается? Это из чего-то тут следует? Все-таки вот так мы узнали, что от титров есть польза, если сюжет прыгает по кочкам). Тут к шепчущимся присоединяется еще и Батеньков: - А что это у вас тут? - Переворот готовим. - Возьмите меня! (Не цитата, но близко к тексту.)
...но самую громкую выходку устраивает Свистунов. И тоже - НЕПОНЯТНО ПОЧЕМУ. Вот только в прошлой сцене он с таким пафосом вел сюда Ипполита... если его что-то не устраивало - не вел бы, что ли?
Но, видимо, нам хотят сказать ровно одно и опять все то же: Свистунов пил.
Иначе зачем ему мешать Ипполиту читать стихи, потом заявлять громко всем-, что он стихи не любит, а то наслушается - и готов вершить месть...
Рылеев, вместо того чтобы просто удивиться этому заявлению, зачем-то двинулся в философские дебри, спрашивая, есть ли в этом смысл и что делать потом.
Ой, зря он это!
- Та месть, о которой говорю я, коли совершится, то делать нельзя будет решительно ничего.
(Ядерный апокалипсис, подумала побитая новостями Мышь.)
- ...Причаститься Святых тайн да и голову на плаху.
(А, нет, отставить Свистунова с ядерным чемоданчиком! Это тема цареубийства к нам приехала. ...причем судя по тому, что Рылеев переспрашивает: да не намекаете ли вы на *высочайших особ*, то это еще и со всей императорской фамилией? И задает, кстати, логичный вопрос - а кто тогда покарает-то?)
Свистунова несет по кочкам дальше:
- ...да те же самые люди, что прежде аплодировать станут, кто выгоду получит, кто сам не рискнул. И уж, конечно, в первую очередь вы, господин провокатор.
Обалдевший от наезда Рылеев предлагает назначить время и место сатисфакции, Ипполит уговаривает товарища извиниться, а в итоге извиняется сам, Рылеева это вполне устраивает. Где-то посреди этих эскапад на происходящее со второго плана дико смотрит Каховский. Думая, наверное, о том, что в "историческом каноне" на эту тему предъявлял претензии Рылееву он:
- после того, как сам с подачи Рылеева соглашался быть цареубийцей
- по следам разговоров с Александром Бестужевым, принесшим ему идею "общество их уничтожит"
- и уже, кажется, в 1825 году, но уж точно не в 23-м.
Что из этого, спрашивается, можно приложить к Свистунову?
Ничего. Он просто выходит и срется с Рылеевым на впервые заявленную тему, которая его непонятно почему колыхает.
...притом, что добавим уж для коллекции, кажется, исторический Свистунов вообще не виделся с Рылеевым, поскольку:
- состоял вообще не в Северном обществе, а в северном ответвлении Южного - и это означало в первую голову круг общения
- перед 14-м во-первых, не верил в успех дела, во-вторых, ехал в отпуск в Москву, так что на совещания ходить смысла ему не было.
Ну, и кавалергарды (тот самый "северный Юг") вообще-то ребята молодые и веселые, для темы "истребления фамилии" им чужие не нужны, сами на нее трепались... а вот история про "общество ими пожертвует" к ним вообще не заходила, следствие ее там прям искало, но вот беда, ничего не нашло..
В общем, про человека рассказали историю, который с ним не было и быть не могло. И никакой смысловой нагрузки, кроме "пьет и срется попусту" оно ему не принесло. Ну, в целом вроде как занесло тему истребления 1)фамилии 2) цареубийц. Вторая, кстати, так и ничем и не продолжилась. Так зачем было?
* 3 серия.
1)"Мы посадим их в ладью..."
А теперь вернемся к менее скандальной части вечеринки в Кунсткамере - помните, какой-то корабль упоминался?
Начинается третья серия, и нам его, еще до титров, показывают. "Поднимается ветер" (называется серия и говорит первую фразу Трубецкой, идущий с Рылеевым к кораблю), на дворе 1824 год, но, видимо, еще начало. С ними идет еще один персонаж, которого я долго пыталась распознать во тьме... оказался Михаилом Бестужевым, тут, видимо, отвечающим за моряков.
Тут-то мы наконец узнаем, что посудина сия интересует Рылеева не только "по работе". Нет, в день ее окончания и спуск на воду, оказывается, предполагается посадить на нее императорское семейство и отправить... в Калифорнию!
(Это идея из Киянской. Точнее, книжку про Рылеева - сначала под названием "Правитель дел", потом именную в ЖЗЛ - она писала с Готовцевой, но что-то мне по смелости полета фантазии кажется, что это лично ее идея. И есть довольно обстоятельный критический разбор этой книги под характерным заголовком "Выполнял ли К.Ф. Рылеев поручения князя А.Н. Голицына и собирался ли он вывезти императорскую фамилию в Форт-Росс в Калифорнии?" Официально опубликован, в печатном научном сборнике. Ответ, я вам проспойлерю на обе части отрицательный, причем первая половина - это хоть в фильме нет Голицына, но к тем самым загадочным отношениям Рылеева и власти, от которой мы видели Сперанского, а потом увидим "сенатора Мордвинова". А что до плаваний - дорого, редко, ненадежно... и главное: никто из декабристов и не говорит, что их собирались вывозить ТУДА! Говорят "в чужие краи", и, в общем, рядом, через Балтику, полная Европа тех "краев" с родственными императорскому семейству немецкими правящими домами... Их точно надо зачем-то к индейцам отправлять?)
Но в фильме, понятно, никого сомнения не одолевают, мы их отправим, а сенаторы все подпишут... Почему это подпишут? - удивляется Трубецкой.
- Да потому что вокруг Сената будут стоять верные нам полки и кричать "Ура, Конституция!"
Этой будущей картиной они так вдохновились, что некоторое время орали в честь пани Конституции все втроем... опять-таки показывая, что даже эту кричалку они заготовили для восстания чуть не за три года.
Ну да ладно. Хоть пригодилась. В отличие от посудины.
2) "Русский торговый корабль, иди на.... Адмиралтейство!"
...потому что следующий раз, когда мы видим эту эпическую посудину, на дворе происходит компьютерно смоделированное Петербургское наводнение... с такой волной, что это какой-то шторм в открытом море и цунами, а не быстрый подъем воды в реке.
В общем-то в Питере до сих пор, несмотря на дамбу, можно увидеть, как такое начинается, - вот в ближайшие выходные на фоне внезапного потепления, а потом похолодания с сильным ветром обещают.... И мы, приехав как-то в теплом декабре на Блинком, ходили вечером, а потом ночью из гостинцы "Наука", что на Миллионной, через квартал на набережную - смотреть, как там Нева. Нет, в номер она к нам так и не пришла... Хотя, когда у Петропавловки не видно пляжа и волны бьются в стены крепости - это выглядит выразительно. Но как-то без цунами.
Ну так вот, что нам критично - корабль, видно, выполнил чье-то проклятие "чтоб тебя приподняло да шлепнуло" и залег конкретно на здание адмиралтейства.
...в это время Трубецкой у себя дома, страдая лихорадкой, то требовал найти лодку к Рылееву, то пытался выйти в окно (почему в этом фильме все делают за Сергея что-то из его истории - Пестель речь говорит, Шварц в обморок падает, а в окно и вовсе два разных человека вылезают но не он??... Но вода у парадной лестницы стоит картинно). Родня спасла и уложила на диван не раздевая...
...а позже болящего посетил Рылеев. Сообщил, что о количестве жертв "все врут", к теме разбитой посудины подбирался долго, но Трубецкого не огорчил. Тот с мутным взглядом сообщил, что наводнение очень прояснило у него в голове: вокруг верховной власти дамбы нет (да и вокруг Петербурга тоже!), а потом монарх ничтожен, а следовательно не нужен, нужно против него выступить открыто...
(Интересно, а до этого они как собирались императорскую фамилию захватывать? Выкрадывать? Заманить на открытие фрегата и втащить??)
Рылеев говорит ему - как точно сказано, вам надо чаще болеть... А сам, наверное, думает: "Экий вы, батенька, бред несете, видно, что лихорадка-то от вас еще не отвязалась..."
Впрочем, поскольку эпический план почему-то касался одного конкретного корабля, то этот план все равно накрылся, а о следующих мы услышим не раньше междуцарствия.
В этой серии происходит еще пара мелочей, с наводнением не связанных.
Рылеев и Батеньков присутствуют (где-то в начале) на представлении "волшебного фонаря", который показывает высшему обществу Милорадович, представляя извержение Везувия.
(Мило, занятно, и неисторично в том, что "фонарь"-то был, и был популярен, но линз, позволявших транслировать на большой белый (современного вида) экран, а не заглядывать и смотреть *внутри* него, в принципе не было).
Они перебрасываются фразами о расходах (Собянина на иллюминацию) столичного градоначальника - мол, сколько ж это стоило, можно несколько дней весь Петербург было кормить...
А в истории про обморок императрицы (после беседы с Анной Бельской насчет невиновности Сергея) внезапно возникает *поручик Панов* - он по приказанию доктора отважно не пускает к ней царственного супруга, даже под угрозой ареста. (Ну, следующий раз мы увидим его 14-го, но - почему бы и нет, вполне способ представить человека....)
* 4 серия
Семейные ценности Трубецкого.
В этой серии от Севера - почти исключительно история перемещений Трубецкого на юг и обратно (дивно перевранная относительно того, как они были в действительности).
Точнее, начинается эта тема со сцены, помянутой в "южном" обзоре и бывшей еще в фильме: "телепортации Пестеля".
Который - вот да, взял и смог приехать внезапно приехать в столицу, что-то там требовать, не получить желаемого, рассердиться и уехать.
Вслед за тем разговор ведут Рылеев и Трубецкой: первый (это было в фильме) - о том, что "получает вести ОТТУДА" (не с того света, а от верховной власти) и грядут перемены - с чего бы, если император жив...и пока "перемен" - один донос на общество! Ох, с него много может "подгрести"... и огрести. Но Рылеев, кажется, не об этом. Это продолжение линии Загадочных Намеков на Загадочные Перемены Откуда-то Оттуда. Мы их еще встретим.
А Трубецкой - который вроде только что говорил Пестелю, что надо затаиться и даже лучше распустить их общество, внезапно, по общей привычке, на ходу меняет мнение:
- Я поеду в Киев. Надо любой ценой сохранить наше общество. На юге следует иметь дело с одним Муравьевым.
И поехал. Вот просто взял и поехал. Билет купил, надо полагать.
(В реальности он переводится туда по службе еще в начале года.)
Перед отъездом имел еще разговор с Батеньковым, который рассказывал очередные Загадочные Вести: "Я вообще не понимаю. зачем вы теперь уезжаете" (Я вот тоже). А вы знаете, что скоро будет? Революция. (?!?!) А знаете, кем я хочу быть? Председателем правительства. Если я им буду, никакой революции не будет.
Поеду-ка я в Киев поскорее, наверное подумал Трубецкой. А то у некоторых тут после наводнения в голове плесень выросла, вдруг это заразно?.. Но вслух ничего не сказал, потому что был вежливый и князь-Гедиминович.
..приехал, Трубецкая в "Гамлете" сыграла... да только вот пришлось ему срочно уезжать.
Перед отъездом имел он разговор с Сергеем - не только о коварном Пестеле, о чем уже было говорено, а вот еще например, что Щербатов предложил ему место начальника штаба, "притом что он все про нас понимает", вот приеду, займу и будет у столько же штыков, сколько у Милорадовича...
(Вообще-то Трубецкой исходно и приезжает на эту должность, а военные назначения такого масштаба - да и много меньшего - в те поры устраиваются куда сложнее, чем "он предложил - я согласился"... Ну и какие-то отношения Щербатова с тайным обществом - это привет от Киянской).
История о причинах отъезда внезапно исторична, что на общем фоне того, что мы наблюдаем, даже вызывает некоторое недоумение.
Да, был у Екатерины Трубецкой брат, Владимир Лаваль. Молодой человек проигрался и застрелился - как раз по осени 1825 г.
Здесь Владимир первый раз возникает еще в сцене наводнения - смотрит на воду в доме, помогает достать из окна Трубецкого...
В нынешней серии он уже проигрался и заперся, но Трубецкой на тот момент еще в Петерубге и ломится к нему с топором. Успевает вломиться - и внушает юноше странное: отдайте расписку мне - А вы заплатите? - Нет, вы скажете им, чтобы они обращались ко мне, и они ко мне не придут (?!), потому что они жульничали, а значит, я вызову их на дуэль(?!)... И если еще проиграете, тоже кивайте, мол, на меня... Завершая это наставительной фразой "Подлец способен на подлость, но не на геройство". (Это ты о себе, дядя, на будущее сказал? - подумала негуманная Мышь.)
В общем, вроде логично, что если уж достали из безвестности молодого человека, надо сделать ему хоть чуть истории, прежде чем он еще раз проигрывается и (это за кадром) стреляется, чтобы Трубецкому было отчего уехать из Киева...
Но непонятно: вот, он дал ему совет. А он никак не пытается его применить. Почему? Логики не вижу. Тогда зачем был этот совет в сюжете? Чтобы показать, что Трубецкой заботится о семье?
И еще одна для меня непонятка. Оба раза - и когда Трубецкой успешно действует топором, и когда они приезжают уже после смерти Владимира, еще одна сестра - в доме которой все и происходит - Зинаида Лебцельтерн, почему-то пребывает конкретно в истерике. Как-то до меня не доходило свидетельств о такой черте ее характера, и потому я этим несколько озадачена - нафига?
Собственно, обратный приезд Трубецких - это уже 5 серия, но я как-то посмотрела на полученное и решила, что все остальное из нее, имеющее отношение к междуцарствию, видимо, пойдет в следующий обзор, уже вместе с его последствиями. Тем более, там все равно эн сцен не новые, а прямо-таки из фильма еще, так что хочется посмотреть больше, чтобы понять новую тенденцию яснее.
Надеюсь, в скором времени последует!