Время Гнева. Вторая половина первой половины;-)

Oct 19, 2022 03:31

(продолжает непоместившееся)

3. Пестель. Плакали ваши денежки.
Итак, Павел Пестель и иже с ним.
Нужно сказать, что в Южном обществе за вычетом Василькова отвалилась вся Каменская управа (чтобы не путать Волконского с П.М. Волконским?), Тульчин представлен одним Юшневским, а в Вятском полку есть Майборода и вроде бы обещан Лорер (пока еще, кажется, не мелькал).
В целом же - это история прежде всего про Пестеля. Ему всю его посмертную судьбу не везет на мнения и репрезентации, и тут тоже не везет прям фатально.
Итак, у нас есть Сергей как друг, сослуживец, собаковладелец, влюбленный, радетель за народ и даже игрец на клавесине. А, пару раз (не считая Париже-Гатчины) он упоминает свое военное прошлое. Ну, и член тайного общества.
А про Пестеля мы пока, помимо общества мы знаем преимущественно одну вещь: он крадет деньги.
Потому что это Пестель-по-Киянской, впрочем, ее концепты щедро и без участия логики дополнены создателями фильма. "Другого Пестеля у нас для вас нет" в общественном сознании, там кроме этого завалялся только яростный радетель за всеобщее цареубийство из недр революционной (и до-революционной) пропаганды, впрочем, элементы этого в фильм, пожалуй, тоже проникли. Про Сергея вон есть книга Эйдельмана, а про Пестеля просто как человека с причудливой судьбой ничего общеизвестного, увы, пока не написали.
И потому мы имеем что имеем. Мелькнув в "сцене про тарелочку" (выпросил у Рылеева тарелку Императорского фарфорового завода, которые тогда, кстати - как сказала Змея, - еще не поставлялись "простым смертным" - так вот, выпросил этот спертый, видимо, из дворца раритет и разбил, зараза) - он первый раз "персонально" появляется в кадре именно с историей про финансовые нелады.
Впрочем, начать тут надо с затакта и еще не с Пестеля. А вовсе даже с князя Петра Михайловича Волконского, заведующего к 1823 году Главным штабом всей русской армии.
Впрочем, в должности мы его почти не успеваем увидеть - после одной беглой сцены в 1 серии вторая практически начинается... с истории его отставки. Император, называя Петрахана (иззвинните, я по Киселеву) своим единственным другом, не объясняя, предлагает писать ему цифру со многими нолями, потом, когда получился миллион с чем-то, поясняет, что это какие-то поданные им финансовые бумаги из второй армии, где какие-то контракты проведены вторично с прошлого года... В связи с чем Аракчеев объявляет, что Волконский "уволен в бессрочный отпуск". То есть. в целом - это у нас линия "про власть". в части про интриги Аракчеева, что подтверждает и сам Волконский, говоря служащему у него Трубецкому - начало там довольно оригинальное: "Что вы делаете сегодня ночью, князь?" - успокоим не только обескураженного князя, но и читателей: это он НЕ О ТОМ, это Петрахан про то, что нормальные люди будут спать, а Аракчеев - ИНТРИГОВАТЬ!
При этом сам сюжет известен давно, хоть еще из книги Шильдера об Александре I, но в варианте, где он связывается именно с финансами 2 армии - это опять произведение Киянской, интриги Аракчеева она тоже упоминает, т.е. тут сценаристы идут относительно близко к тексту... но не совсем. (Якобы) второй раз использованные контракты - это скорее из ее построений о Пестеле, там масштаб, заметим, гораздо меньше - в размерах хозяйства одного полка. И конечно, раз об этом писала Киянская - суть дела (по ее - успешно подхваченному сценаристами - мнению) не просто в том, что кто-о где-то крадет, а в том, что это в итоге на нужды тайного общества.
О чем и свидетельствует следующая за историей с отставкой Петрахана сцена, - первая, где нам толком вводят Пестеля (не считая общей "сцены с тарелочкой"). Он - как и дальше - комплектуется Юшневским (который про финансы), а также мрачен и злобен. И злобно размышляет: "Я сделал все, чтобы получить этот полк, зная, что армию будет чем кормить во время похода на Москву..."
"Деньги в стране есть, и мы их получим", - утешает его Юшневский.
Непонятно, что чрезвычайного в получении полка человеком, который уже некоторое время носит чин полковника - и чем опять же получение *одного полка* сильно помогает отправить в пешее революционное путешествие всю армию. А идея о том, что общество вот прямо уже конкретно собралось идти походом в 1823 году и для этого нуждалось именно в деньгах - а не в достаточном, скажем, количестве желающих восстать - это тоже концепции Киянской.

Кстати, вопрос еще в том, хотят ли нам сказать, что Петрахан - сознательный пособник тайного общества? Похоже, нет: ничего в его словах об этом не свидетельствует, и, возможно, ключ к ситуации положен в первую сцену с его появлением, где он пытается подписать какие-то бумаги (другие, не о финансах) *не читая*.

И далее в той же второй серии активно раскрывается тема "Пестель и деньги".
Мы так и не узнаем (по крайней мере, в первой половине фильма, до ноября 1825 года), что он писал проект свода законов для будущей России, пытался придумать русские версии военных терминов, не узнаем о нем как о друге, влюбленном, любителе лошадей, музыканте, верующем и сомневающемся лютеранине и т.п. Но зато увидим кучу историй как он зашибает незаконные деньги. Впрочем, его окружение ему только помогает - и не только Юшневский!
Ыот к нему приходит еврей, представляется: "Соломон Шнеерзон, поставщик полка вашего. Хотел бы имет дела с вами напрямую". Пестель даже вначале не понял, зачем он это.
(Еврей, на мой взгляд похож скорее на татарина по костюму - вообще Фред по моей просьбе написал довольно подробный разнос его костюмного концепта - это мундиры в фильме практически безошибочные, да и костюмы дам и гражданских, похоже, вполне "в эпохе", а вот по национальной одежде консультанта, видимо, не нашлось... коротко говоря, одет он на гораздо более позднее время.)
Но позже Пестель в предложенной Шнеерзоном незаконной коммерции разобрался - вот Майборода везет для него незаконное "хлебное вино" и, можно сказать, рискуя собой, спасает его от каких-то "жандармов" (уже в голубых мундирах, в 1823-то году!).
Вот эта троица уже вместе - Майборода пытается утаить от Шнеерзона какие-то деньги, Пестель не дает.... и именно после этого решает принять Майбороду в общество! Железная логика - видимо, там совершенно необходим человек, у которого деньги прилипают к рукам! При этом, надо сказать, принимает он его довольно невнятно, и дальнейшие его действия объясняет так: "Поставщик Шнеерзон будет теперь выписывать два требования, одно на полковые нужды, а второе на дело наше". Ну, то, что мы наблюдаем здесь, как нынче говорят, "коррупционную составляющую" (в 90-е говорили - "рекет", а рекетир считался завидной профессией, помнится) - это понятно. И Прилучному, надо сказать, прямо удается образ сурового бандюка... Одна беда, к Павлу Пестелю он, как и вся эта сюжетная коллизия, относится приблизительно никак.
Но я пока говорю именно про здешний сюжет, на соотношение его с действительностью ссылаясь по минимуму. Так вот, имею по крайней мере два вопроса:
- а Шнеерзону-то какая выгода?
- а куда деньги идут? В 1823 году вроде как планировался поход и не состоялся, дальше речь ни о каких немедленных выступлениях уже не идет...
(Собственно, и с построениями Киянской то же самое - она рассказывает истории, как Пестель (вроде бы) крал деньги, но внятной раскадровки, куда он их дел (в его личном хозяйстве денег потом нашлось исключительно мало, так что не туда), она так и не предоставила любопытному читателю).

И далее по ходу фильма как раз начинаются сцены про взаимодействие в обществе, но вслед за ними, уже в третьей серии, следует в своем роде финал финансовой линии, который, думаю, стоит рассказать сейчас, как логичное продолжение предыдущего. Тем более, что там как раз появляются в основном все те же знакомые лица - Юшневский и Майборода.

Дело происходит уже летом 1825 года, и тайное общество, по мнению сценаристов, собиралось напасть на императора и его приближенных на ближайшем смотре двух армий сразу (неведомое реальности мероприятие)...
А в штабе 2 армии сидит и разбирается с финансовыми документами в присутствии генерал-интенданта Юшневского ревизор из столицы Абакумов. И он вызывает из всей этой армии одного конкретного командира полка - конечно, Пестеля.
(Это - где-то в основе - тоже сюжет из Киянской, но совершенно фантастически переиначенный. Некий ревизор Абакумов приезжал разгребать армейские финансы все в том же 1823 году, вокруг попыток сократить армейские расходы в целом, и натурально, по финансам конкретных полков не бегал, а смотрел более крупный масштаб - и, кстати, остался доволен насмотренным.)
Так вот, следите внимательно. На дворе лето 1825 г. Ну, может, ранняя осень, не знаю. И ревизор из столицы(!), который разбирает финансы целой армии(!), предъявляет претензии одному конкретному командиру пехотного полка, причем на основании каких-то финансовых бумаг этого полка текущего года, с января по июнь(!!!). Про какое-то "зимнее белье" и тому подобное. Откуда эти бумаги в штабе? Почему по ним надо срочно произвести подсчет, если еще, извините, финансовый год не закончился, а командир полка никуда не переведен и не арестован? Много, много вопросов...
Пестель же сначала мямлит что-то вроде "полковой казначей в отпуске по здоровью" (тогда скорее сказали бы - "по болезни"), но потом, заслышав обвинение в растрате, решительно достает из портфеля (взятку) пачку денег, оказавшуюся очень убедительным аргументом для господина ревизора... Поскольку в следующей же сцене он идет разговаривать с Майбородой, требуя уже от него возместить растрату и для убедительности приставляет к его лбу достатый из того же портфеля пистолет (сцена, которая уже была в фильме), мы легко делаем вывод, что командир полка носит в портфеле две повсеместно необходимые вещи: взятку и пушку. Главное не перепутать, когда достаешь.
Майборода при этом пытается сообщить начальнику: деньги, конечно, он взял казенные, - "но я ведь гораздо больше сделал для дела нашего". Жаль, зритель так и не узнает, чего именно и где искать концы. Но, пожалуй, крепко запомнит: Пестель - это такой злой и целенаправленный, деньги для общества крал с подельниками.
...а Майборода расписку насчет вернуть деньги под дулом пистоля написал, но потом вполне ожидаемо написал и донос - мы видим уже результат: донос читает император, правда, приказа арестовывать и начинать дело не выдает, мало того, требует от предоставившего ему бумагу генерала Дибича "забыть капитана Майбороду" (несколько расширенная по сравнению с фильмом сцена). Но о последствиях доноса мы поговорим чуть позже, сделаем пока шаг назад и разберемся по порядку в истории о совместных действиях разных углов Южного общества...

4. Взаимодействие в тайном обществе. (Или неведомая бабуйня на марше.)

На самом деле, тема общения разных углов Южного общества (из которых на Юге в фильме представлены два - условно Тульчин и Васильков, начинает возникать еще параллельно финансовым махинациям и Васильковской идиллии, но для начала точечно.
Вот той же сцене, где Пестелю представился Шнеерзон, среди офицеров Вятского полка сидит заехавший туда Бестужев-Рюмин, все (как во всех сценах этой серии) обсуждают отставку Петрахана Волконского, и Пестель говорит: "Приличным людям все ясно. Нам надо снова держаться вместе. Мне нужны вы и Сергей". (О, это даже не пейринг, их уже трое, подумала развращенная Мышь).
Кстати, если речь об этом только что зашла, почему именно Мишель взял и заехал в Линцы? Видимо, предполагается, что он знаком с Пестелем (по сцене с тарелочкой?). Неисторично, но, видимо, предполагается.
И вот в следующей сцене, с починеным клавесином, он интересуется у Сергея:
"О чем вы спорили? Он уверяет, что мы снова будем вместе... А я уже ни на что не надеюсь".
(Нет, это точно уже-даже-не-пейринг! Потому что ничего более внятного - например, о планах и целях тайного общества - персонажи почему-то не говорят).
Но вот дошло дело и до конкретных планов... И Мишель опять в Линцах! Но теперь хоть понятно, почему и зачем. Дело происходит уже 1824 году, в следующем летнем лагере Вятского полка. Бестужев излагает: приезжайте, мол, Павел Иванович - Сергей Иванович собирается объявить дату своего выступления, потому что ему "наш общий друг из Петербурга" написал, что они начнут в следующем году, как откроется навигация. (Это история про "корабельные" планы Северного общества, она тоже очень странно относится к реальности, как и тема какой-то синхронизации действий двух Сергеев ранее 1825 года... Но просто примем пока во внимание в рамках сюжета, что Муравьеву пишет Трубецкой).
Пестель угадывает Трубецкого и выражает сомнение, что они там когда-то начнут - а заодно решает выяснить любопытный вопрос: а Сергей-то знает, что к нему такого гостя зовут?
Правильно заинтересовался - не знает! Это Мишель, по мнению, авторов фильма, так занимается дипломатией внутри общества (и ему до сих пор не оторвали голову). Потому что не хочет, чтобы Сергей ошибался. В отношении Пестеля.

Ну, и точно. В отношении здешнего Пестеля после следующего эпизода ошибиться будет прям трудно: такого химически чистого варианта *фэндомских обидок* "Если ты позвал Васю на игру, то я тебе не приеду" как-то давно не встречалось...
Мы ведь помним, что Сергей со товарищи с помощью шпаг и вина принял в общество разжалованного Баранова. Ну так вот, проблема оказалась не в Трубецком и не в дате выступления...

Пестель, надо сказать, притащил с собой хвост из всех "тульчинских" членов общества, которых мы уже знаем, то есть Юшневского и Майбороды. (Это важно. По разным причинам.)
с сергеевой стороны появился - первый раз в фильме - Артамон Муравьев, уже(!) командующий гусарским полком. Ну, и местные. Все черниговцы колонной подходят знакомится к Пестелю, и когда дело доходит до Баранова, рожу этот Пестель корчит такую, что сразу понятно: скандаль! Для тех кто недопонял, местный Юшенвский с и так вечно-брезгливым выражением лица переспрашивает его: "Вы. кажется, в пьяном виде побили командира своего?" (Учитывая, что Баранов служит в 1 армии, а Юшевский - во 2й, он, видимо, читает приказы соседей вместо светской хроники... Ну и поскольку биографию Баранову сделали среднюю арифметическую из всех разжалованных полка, к истории у меня тоже по идее есть вопросы, надо сказать.) Баранов пытается сказать, что это, мол, было в прошлой жизни, но спесивые товарищи по обществу из Василькова сомневаются в возможности (переселения душ) перемен и, когда чувствительный Баранов осведомляется, не уйти ли ему, Пестель уходит сам. В ночь холодную, под дождь. Его догоняет Сергей, и вот тут-то там и являют конфликт представлений о роли народа в революции (неведомый в этом виде никаким источникам о жизни тайных обществ): Сергей считает, что Баранов пригодится, поскольку распропагандирует солдат, а Пестель - что солдат должен просто повиноваться приказам, и не рыпаться, вот сделают ему хорош - и пусть уж тогда пользуется. *Здешний* Пестель, повторюсь. Да и здешний Сергей, - исторический, как и его товарищи, справлялся с задачей "поговорит с солдатами" при необходимости без посредников...
В общем, Пестель гордо уезжает в дождь, но говорит, что с ними, если что выступит - он же "дал клятвы" (Феанора, вероятно).
Мокрый Сергей возвращается в хату и возвещает "Пестель с нами". Все ликуют, тульчинские за ним не уезжают, Артамон разливает шампанское... И правда, лучший вариант местного Пестеля - "Телом в Калькутте, душою с вами"(с)! - то есть он наш, но общаться с ним не надо!
(Баранов, впрочем, и тут сидит в стороне грустный.)

Где-то после этого происходит сцена, как Сергей не хочет в отставку, а продолжение линии о планах Южного общества случается уже летом 1825 года.
...начинаясь эпизодом, известным еще по фильму, под условным названием "Глюк цареубийстве": планы тайного общества, как их представляют создатели фильма, явлены нам как нечто происходящее на экране, что с определенного момента начинает комментировать голос Пестеля. Некий фантастический смотр Первой и Второй армии одновременно, где один полк (сергеев) выходит из повиновения, - Пестель предлагает (который почему-то, как и Гебель, находится при высокопоставленных лицах - а почему Артамон. скажем, нет?!) запаниковавшему императору пройти в шатер неподалеку, там его и режут. и великого князя Николая вместе с ним, а потом Пестель картинно стреляет в неведомого нам (пока!) цареубийцу...
За этим в фильме следовала сцена, также известная среди окрестностей меня под названием - "пикник на Белых скалах", там бродили все возможные члены тайного общества (включая, например, Майбороду или Артамона, который произносил монолог в роде "Я командир полка, мне тридцать лет, а все на что-то надеюсь..."), а Пестель с Муравьевым как раз вели переходящий напрямую из глюка разговор о методах, где присутствовала обратная реальности сцена "Пестель очень хочет захватить царя, а Сергей-фиалка вопрошает, сколько же людей вы положите". (В реальности - не фильмовой - фиалкой не был никто, но ежегодные планы захвата царя генерили ровно в Василькове).
Но вот тут, на четвертой серии, случился первый пример сцены, которую пересняли, - то есл за глюком логично последовал разговор вживую, но совсем другой.
(Пребываю в задумчивости - о том, что позиции героев предыдущей версии не похожи на реальность никак, я писала на многих заборах, но едва ли прям меня читала съемочная группа. Может, еще кто об этом писал...
Второй переснятой сценой, кстати, стала уже описанная история про ревизора Абакумова: она появилась на месте разговора ровно Пестеля и Юшневского про деньги и про маршрут похода на столицу, где фигурировала загадочная и тоже ни на что в реальности не похожая "Ржевская дорога" - и Мышь тоже об этом неоднократно пищала.... - а за ней как раз в логической сцепке следовала сцена приставления пистолета к Майбороде, которая теперь следует за Абакумовым. Будет наблюдать за тем, не пересняли ли что еще, и дальше!)

Так вот, видение переходит в реальность на задах усадьбы Петровское, которая теперь внезапно отыгрывает пестелевы Линцы.
Сергей опят беспокоится за народ; всплывает идея, что пусть, мол, судьбу императорской фамилии решит Сенат...
"А что прикажете делать с поляками?" - внезапно говорит Сергей, - "Михаил Павлович со вчерашнего дня их уважает".
Участники разговора заходят в дом, там и правда есть Мишель ("Лох-несское чудовище еще никто не видел трезвым"!), а также два персонажа, в зюзю пьяные, один и вовсе спит мордой в тарелку, второй все-таки пока сидит прямо, он как-то смутно знаком... А, кажется, это он резал в видении в шатре императора и Николая и был затем застрелен Пестелем! Вот и разъяснился загадочный титр "польский заговорщик", мелькавший еще в фильме. То есть получается, что по версии авторов, почему-то именно поляков собирались употребить для цареубийства. Кажется, это очень странный вывод из некоторых фактов - и, возможно гибрид их с соединенными славянами?!
Мишель меж тем пьяно сообщает, что ему предлагали польское дворянство в общем на Гродненскую губернию, но он отказался. Кажется, более трезвые участники разговора линяют от этого зрелища, и Пестель делает вполне логичный, пожалуй. вывод - давайте, мол, выступим без наших польских товарищей... Без таких точно стоило бы. Беда в том, что тут собрали совершенно фантастический сюжет, НИКАК не относящийся к реальным переговорам Южного общества с Польским, и заодно легким движением взяли и это общество и поляков вообще оскорбили ни за что.
Кстати, кого они собирались тогда (поить) употребить вместо местных поляков в цареубийцы, осталось неясным.
... ну да все равно не пришлось.
Следующее, что мы узнаем в рамках этой линии - это отмена фантастического смотра двух армий. Сцена уже была в фильме, но, возможно, снова появилась ее чуть расширенная версия. Но суть ровно та же: император, конечно, велел Дибичу "забыть (безумца Герострата) капитана Майбороду", но тот отправил на смотр неисторического полковника Амфельта, который объяви, что таковой отменяется, причем объявил это именно известным нам членам тайного общества, густо намекнув им, что это он их не зря собрал.
Поэтому засим логично последовала новая сцена - где собранные персонажи сидят в Сергеевой хате и предаются раздумьям, что же это значит: наверняка донос был, но почему же их не арестовали? Эти недоумения высказывают последовательно несколько человек, - и я готова высказаться с ними заодно! (Потому что в реальности донос был позже и аресты за ним конкретно воспоследовали.)
Но выводы делаются все в той же странной реальности фильма: итак, нас раскрыли, следовательно
1) предать нас мог только тот, кто нас видел именно в таком составе, а собирались мы ровно один раз!
2) надо бы затаиться, делают они вывод. а поэтому... Пестель решает немедленно ехать в Петербург, чтобы рассказать тамошним товарищам, что происходит.
Эх, я надеялась, что на волне пересъемки и исчезновения "Ржевской дороги" пропадет и эпизод "телепортации Пестеля". Но нет, он на своем месте, причем судя по тому, что ему отвечает Трубецкой, Пестель, видимо, предлагал им вовсе даже не затаиться, а выступить... Это он в полете передумал или то был его хитрый план? Неведомо - все равно его слов мы не слышим. У сцены даже случилось некоторое расширение: после ухода Пестеля, разгневанного тем, что ему не доверяют, Трубецкой в числе прочего рассказывает Рылееву, что теперь он сам срочно поедет в Киев, чтобы сохранить там общество, но общаться будет только с Муравьевым...
Вот интеерсно, ладно, что все это передает привет фактологии (невозможно вот так взять и уехать с военной службы через полстраны; Пестель был в Петербурге за год до этого и никакой срочности и доноса еще логично не было; а Трубецкой едет на юг, когда в реальности ему бы оттуда уже уезжать...). Но как насчет просто логики: донос сделан, тайному обществу надо затаиться - а то, что два его серьезных деятеля мечутся по стране как бешеные тараканы без всякой служебной надобности - это, видимо, ничего?

Так что в реальности фильма происходит молниеносный визит Трубецкого в Киев, в процессе которого он, во-первых, присутствует при постановке "Гамлета" в доме Щербатова (эта идея была как-то связана с наличием Амфельта; а вообще те полторы сцены. которые нам показали - кладбище и финал, Мишель-Горацио, произносящий под конец "Скажите, чтобы начали пальбу" - это вполне мило и любопытно, хотя в идеальной реальности они, конечно, должны ставить Расина или Озерова!).
А во-вторых, перед отъездом по семейным обстоятельствам (историчная в кои веки деталь, мало того несчастного Владимира Лаваля, брата Трубецкой, специально ввели в сюжет сцены на три, чтобы он и в итоге проигрался и застрелился, дав Трубецкому законный повод опять направиться в столицу) успевает поговорить с Сергеем - мол, Пестель хотел при похоже на столицу вами пожертвовать, а вот вернусь, поступлю тут на службу (в реальности он на службу и приезжал!) и можно будет обойтись без этого...
Рылеев до того в "сцене телепортации" в Петербурге рассказывает все тому же Пестелю, что он хочет пожертвовать северянами...
Я была бы очень рада думать, что нам хотят рассказать историю "и вот так они не доверяли друг другу, совершенно зря", но боюсь, что это какая-то излишняя глубина для сериала;-(( Ну, и Пестелю по-прежнему "везет" на репутацию, да...

На том у нас *взаимодействие* обществ пока закончилось, так что расскажем еще мелкий хвостик васильковской линии, успевшей произойти ПОСЛЕ доноса и отмены фантастического смотра.

5. Опять Васильков. Осень 1825. Трагический Баранов.

Как мы помним, идея о доносе довела товарищей по обществу до логичной мысли "а писал-то его кто?" с дурацким обоснованием "мы собирались один раз, это должен быть кто-то из нас". Жаль, дело происходит не зимой в поместье, которое замело снегом, так что убийцу нужно вычислить в своих рядах... (Хотя черноземная грязь могла бы сработать не хуже метели, думаю я!)
В соответствующем собрании недостает ничем не командующих Майбороды и Баранова.
И Черниговский полк уже по разъезде товарищей стал мрачно думать натурально не на Майбороду...
(При этом Баранов предлагает выступить, а Сергей не выступить). В итоге дело пытается дойти то ли до поединка, то ли до драки, но Сергей усылает Баранова и говорит, что переведет его в гренадерскую роту (непонятно, чем это его защитит).

Такое нервное напряжение до добра не доводит, и следует тоже известный по фильму эпизод "Баранов напился", где с Сергеем отечески и непонимающе на тему "что вам нужно, у вас же все есть" беседует Гебель.
Раньше, надо сказать, преамбулой к нему был эпизод, где черниговцы во дворе предаются ротному учению и фехтованию, а теперь та же сцена уехала чуть раньше - Гебель там тоже приходит к Сергею и отечески увещевает его, что тот подозрительно общается с солдатами, - но посылает в сторону описанной выше сцены отмены смотра.
И история пьяного Баранова переехала аж на ноябрь 1825 года - благо, происходит она в помещении.
Туда же перенесено и наказание Баранова, хотя объявляют о нем перед полком на улице - "чтобы смыть позор с полка нашего" (какой? один рядовой напился? у них это впервые?...).
Так что присутствуют Гебель, Сергей и исполнители. О, сейчас Сергей будет в историчном (при всей неисторичности Баранова) обмороке - подумала я и ошиблась. Сергей только пытался сказать, что Баранова нельзя наказывать, т.к. его не лишили дворянства - но Гебель сказал, что лишили. (Так и не понятно, прав-то кто?)
И фокус там все на том же Баранове, мужественно говорящем: Пусть бьют. Чтобы запомнил..."
На том, что Баранова бьют, пока и закончилась 4 серия, ровно половина фильма.

Ждем продолжение, в 5й, видимо, скончается император, в 6й обещали Сенатскую, - так что есть вероятность, что в этих двух будет гораздо больше про Север и про "власть", - а потому изложение этих линий я думаю отложить до следующей недели, с добавкой новых серий.

Спасайся кто может!, вся такая внезапная гадюка в сиропе, Киянская, сижу на Муравейнике, с милого Севера, Полдень, декабристы и деньги, и не только архео

Previous post Next post
Up