"Время Гнева" пришло. И здесь мы будем на него гневаться (и пытаться вникать) - пока в первую половину, 4 серии.
1. ОБщие мысли. Линия власти. (Жабогадюкинг и недопроявленная концепция.)
Сериал вышел в интересные времена, и в итоге задержался на полгода (выступив вперемешку с эпическими "Кольцами власти"), и еще в ожидании его возникал любопытный вопрос - насколько будет актуально то, про что он там окажестя?
"Союз спасения"-фильм активно нес идею "А поговорить?" (декабристам и власти - мол, зря не удалось). Нынче идея выглядит как-то потрясающе несвоевременно, с какой стороны ни гляди.
Но - не знаю - само оно так вышло или в какой-то момент создатели фильма "переобувались на ходу", но пока, в этих четырех сериях (которые дошли уже до ноября 1825 года - т.е. император еще жив, но явно не дальшей следующей серии) это желание никого особо не одолевает. Власть и декабристы как-то сами по себе и не особо понимают друг друга. Точнее, со стороны власти есть некоторые протеже и ставленнии - но это линия сугубо северная (что-то уже мелькало в фильме с Рылеевым, который "получает новости ОТТУДА", а теперь прибавилась линия Батенькова) - и, похоже, еще не развернувшаяся толком, нужно будет смотреть на нее дальше, тем более тут в одном из интервью двое из троих создателей фильма на вопрос, какие герои им ближе остальных, кивнули на введенных наново Батенькова и Сперанского. Похоже, если они и рассказывают какую-то наиболее свежую идео о взаимодействии со властью, то на этом материале (и именно Батенькову, кажется, принадлежит мелькнувшая в трейлере фраза, мол, в том наша ошибка, что "служили нелюдям"; и это, помимо идеи кроссовера с рептилоидами (скажем), наводит на любопытные мысли... но дождемся этой фразы на своем месте).
Да и официальное краткое содержание перелиняло.
Было в 2019:
"Императорские войска России заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь всё кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят - здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё - положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну."
Стало в 2022:
"Повергнув Наполеона, русская армия изменила мир. Наступило время менять саму Россию. Но победители разделились. Власть медлит, а cреди молодых офицеров военной элиты зреет заговор. Возможность договориться уменьшается с каждым днём. Свои становятся врагами. Наступает время гнева."
То есть заявлены два, скажем так, равных игрока - та самая власть и декабристы. Кстати, пожалуй, примерно пропорционально их присутствию в сериале.
Теперь, если выделять несколько сюжетных линий (Сергей и иже с ним, Пестель и Ко, довольно рыхлый пока разный Север) - то как раз можно выделить такую отдельную линию "про власть". Тоже несколько аморфную, в силу того, что кроме императора (и немного - императницы, но это не про власть, а про сложную семейную жизнь, и, пожалуй, очень даже неплохо и человечно), там есть целое подмножество остальных: Аракчеев, Сперанский, Петр Волконский, Милорадович, два великих князя (и семейство Николая), "сенатор Мордвинов" тоже мелькнул... Все это в самом подавляющем большинстве - новое, хотя иногда мелькают уже бывшие сцены (расформирование Семеновского полка), иногда расширенные (разговор Александра с Николаем о престолонаследии) или мелькавшие в трейлерах, но в фильме не явившиеся (разговор Милорадовича и Николая перед Петропавловской крепостью - тоже о семеновцах). Но, скажем, все, завязанное на историю отставки Петра Волконского (извините, Петрахан он, как Киселев сказал, так теперь и Петрахан), и на содержательную борьбу жаб и гадюк "вот Аракчеев теснит Сперанского, а вот император теснит Аракчеева, а вот Милрадович добавляет etc." - это новое. Я безусловно знаю всех этих людей по именам, но не могу похвататься какими-то основательными знаниями о том, как там этот серпентарий действовал в реальности хотя бы по фактологии, поэтому могу отмечать какие-то совсем разудалые отсебятины, но в целом беру их в голову больше в варианте "в этом фильме было так" - а ведь наверняка те, кто больше в курсе, хватаются за голову и на стенку лезут. Из очевидного аж мне - Аракчеев. Он совершенно не похож на исторического по типажу, и дело не во внешности только, а в образе. Исторический был мелкий и тощий, а этот - такой массивый жабообразный дядя, и ведет себя так, что прямо сразу видно: это он, "надменный временщик, и подлый и коварный"(с), прямо из советского учебника истории сбежал! Сцена с ним почти неизбежно превращается в базарную перепалку; Сперанского он не допускает к императору, хлебая при этом суп... В общем, дело не в том, что актер так играет, а в том, что играет он, видимо, то, что заложено сценаристом/режиссером. Не числюсь в фанатах Аракчеева вот совсем, но есть ощущение, что он все-таки не так топорно действовал.
Ну и продолжим о заложенном, перейдя пока все-таки к ним, родимым. К декабирстам.
Итак, у нас было два часа фильма, а стало почти восемь - сериала. Ожидания - ну, теперь про историю тайных обществ расскажут не таким бешеным галопом и более внятно. Реальность - как бы не так.
2. Муравьев-Апостол. Север и Юг.
Сергей Муравьев-Апостол по-прежнему главный герой (один из) в том смысле, что с него начинают, и о нем (и вокруг) эпизодов получается больше, чем по каждой из остальных линий, - даже, наверное, в сравнении с коллективной властью.
При этом из начала взяла и пропала самая первая сцена - с Наполеоном в пансионе Хикса. Поначалу я думала - может, еще не появится флэшбеком где-нибудь? Но теперь что-то подозреваю, что с концами. Возможно, даже по каким-нибудь техническим причинам (тупо не лезло; или, например, не удалось согласовать с французскими актерами их участие именно под сериал) - тем более, что упоминание в разговоре с Анной Бельской: мол, правда, Наполеон говорил про вас.... - сохранилось.
Но в итоге - раньше история начиналась тем, что Сергей тут самый умный и не стесняется об это сказать (по моим ощущением, именно этим прекрасным качеством обладал совсем другой представитель декабристского движения, про которого в фильме тоже много рассказано (но не то) - ну и ладно бы, сам эпизод был очень даже не плох).
А теперь стартует линия Сергея с того, что он куда-то тащит по Парижу ящик шампанского (с таким видом, что едва ли купил, а скорее унес) и случайно натыкается на императора, который ему сообщает, что через полчаса смотр, надо быть в строю! - так, видимо, и пояалчется у него идея, что ящик нжно прихватить прямо в строй и предлоэить императору выпить... Словом, сцена "Париже-Гатчины" несколько расширилась, но основа ее - ящик бухла и не сильно осмысленный юноша - сохранилась. И в таком стиле он продолжает вести себя в немалой части первой и второй серий, на что попало реагируя хихиканьем, что порождает, например, в одной из попавшихся мне статей определение "несколько простодушный, но искренний идеалист Муравьёв-Апостол". (В третьей он внезапно начинает радеть за народ, творчески расходясь с Пестеле - хотя одна предполсыка пролетела и под конец первой - о сем далее.)
При этом начало его истории, вплоть до попадания на юг, не приросло почти ничем существенным, кроме нескольких сцен вокруг любовной линии (но стартует она все там же, в театре, поэтому мы ничего так и не знаем о том, как и насколько давно знаком Сергей с Анной Бельской). В остальном так же происходит Семеновская история (дополненная отдельными кадрами, явно отснятыми еще к фильму), Сергей отправляет солдат в крепость, об этом бегло говорят Николай и Милорадович, а также император с Константином в Варшаве (новое), кто-то хвалит Сергея прямо на улице Петербурга (тоже), потом уже знакомая сцена в Мраморном дворце с расформированием полка и обмороком Шварца - а по итогам князь Щербатов (дядюшк вымышленной Бельской) отшивает Сергея со сватовством - по крайней мере, пока: а то как же он жену с собой повезет, что ли, когда поедет в Малороссию? (Вроде не на Камчатку!) - и вуаля, дальше уже она, Малороссия, и даже уже вроде бы 1823 год...
И где-то посреди этого - тоже уже до слез знакомая "сцена про тарелочку". Она одна и отвечает до отъезда Сергея на Юг за историю тайного общества! Хотя, честно говоря, из того, что какие-то молодые люди пьют, проделывают фокус с перевернутым бокалом, между этим вроде бы говорят о новостях и о том, "а что, если сделать как у французов... или как в амрерикаских штатах?" - а в конце один не сильно трезвый молодой человек произносит "Союз Спасения!" (с интонацией "ну все, песец!") - из всего этого, на мой взгляд, средний зритель может и не сделать вывода, что нам тут рассказывают про тайное общество, а не просто про пьянку (в дурацком) с разговорами об умном. В фильме за уточнение смысла отвечали титры. Тут они пропали - кто бы знал, что о них даже пожалеешь теперь!
Итак, Сергей перебирается на Юг, нам начинат показывать события лета 1823 года...
Прежде, чем к ним перейти, я испущу еще один общий вопль, несколько совпадающий с воплем по поводу только что досмотренного 1 сезона "Колец Власти": У ВАС БЫЛО 8 СЕРИЙ! За это время, как подсказывает мне небольшой опыт смотретеля чего-то длинного, в советском фильме "Ломоносов" успели рассказать всю биографию Ломоносова, - а тут как-то не удалось управиться с 10-летней историей тайныъх обществ, изложив ее более-менее последовательно и непутано. Еще первая серия не кончилась, а до восстания осталось полтора года, в кадр по-прежнему не попал не только эпонимный Союз Спасения, но и толком (представленныйй только "тарелочкой") Союз Благоденствия, да и Южное общество начинается откуда-то с середины. Мало того, почему-то авторы ПОЧТИ все отношения показывают уже сложившимися, не давая им никакого развития: в тайном обществе уже на 1820 год есть не только Пестель, Сергей и Трубецкой, но и знать не знающие о нем на тот момент Мишель и Рылеев; причем с Мишелем Сергей уже явно дружен; а еще он уже влюблен в Анну Бельскую, уже хочет жениться, но еще не - и поскольку так и не женится, тут тоже нинамика так себе.
Забегая вперед, скажу, что на тот же условный 1823 год в сериале в Петербурге Ипполит Муравьев-Апостол уже кому-то служит адьюантом (судя по аксельбанту), знаком со Свистуновым, а тот уже вхож к Рылееву - эти двое историчеки вообще не виделись, по-моему, но ладно, сущность "северная управа Южного общества" тут проскиповали для простоты (как и Общество соединенных славян на юге), но Свистунов в целом в это время не подозревает о каком-то тайном обществе... Но сюжет приема в общество отыгран в сериале на довольно своеобразном и небольшом списке лиц.
Ну теперь перейдем от общих воплий все-таки к конкретике.
Итак, что происходит на Юге в рамках Южного общества? Там есть две линии - Сергея и Пестеля, в какой-то момент у них начинаются общие сцены и мероприятия, так что сначала я пробегу по каждой отдельно до общих точек, а потом перейдем к ним.
Окрестности Василькова открываются нам чередой почти идиллических сцен, к развитию тайного общества отношения, строго говоря, не имеющих.
Вот Сергей занимается спортом в каком-то болоте, мимо скачет Мишель и утаскивает у него мундир, вот уже скачут они оба, перебрасываясь мундиром... Вот выяснилось, что он закупил для Сергея клавесин(? фортепьян?) "за 90 рублей на контрактах", но денщик с кем-то пытались занести его в дверь хаты и несколько сломали... не пугайтесь, инструмент явно починят, далее будет сцена, где клавесин все так же стоит на дворе, Сергей на нем играет и задумчиво произносит "Спасибо тебе, что ты у меня есть, Миш".
В общем, меня некоторое время убеждали товарищи - я была к этому морально неготова. но в итоге таки убедилась, что мы наблюдаем страшного зверя "фансервис". Не то что фендом без этих подарков не напишет слэш про сих двух героев (слэш про них, боюсь, был неизбежен по самому факту наличия обоих в одном фильме), но да, сцены производят впечатдение, гм, таких... намекающих. Вроде ничего предосудительного в каре не происходит, но вы ж понимаете... Мы вам подмигиваем, товарищи фанаты, видите, да?
А вот другая разновидность идиллических сцен, уже не про слэш. Она тоже намекает - но на дальнейший сюжет и на драму, связанные с командиром полка Густавом Гебелем.
Вот Сергей обедает у него в доме, в огромной гостиной - роль ее играет столовая ганнибаловского Петровского из Пушкинского заповедника, и вообще в усадьбе снимали разное (логично, самая "не засмотренная" из трех усадеб, которую видит минимум тамошних экскурсантов - а зря, скажу в сторону, она прелестна, но не о ней речь). Где дом такого размера и явно дворянского быта нашелся бы в историческом Василькове - вопрос, вопрос! Присутствуют дети Гебеля неканонического (подрощенного) возраста и мадам Гебель, зато слуг во всем этотм усадебном интерьере не видно, она сама на стол накрывает.
А вот мадам Гебель пришла к Сергею дарить ему щенка бернской овчарки, которого ее дети называют Бубук, щенок был взят Сергеем на руки и немедленно напрудил лужу...
(В ответ Сергей притащил ей для передачи мужу гравюру с изображением какого-то сражения кампании 1812 года, где участвовали и он, и Гебель... Такая штука в раме, примерно формата А2, удивительно удобно при кочевой офицероской жизни с собой таскать! Так что, может, это он в отместку?)
Вообще об отношениях того, что мы видим, и исторического контекста я хочу пищать в целом отдельно, но тут кратко изреку: Гебель действительно командует полком с весны 1823 года. Действительно женат и с детьми (про бернских овчарок ничего не знаем!). Но есть нюансы.
Прямо в том же году, уже к лету, он успел так замечательно поставить себя, что офицеры собирались вручить ему коллективное письмо на тему "веди себя получше". (Сергей в это время отсутствовал, а их отговорил привычно сидящий не в своем полку Мишель, но речь сейчас не об этом).
Про то, как оно там было дальше, лучше или в целом так же, не очень понятно (конкретные недовольные точно были), но никаких данных о том, что у Гебеля были какие-то близкие отношения с Сергеем, просто нет. Зато была скользкая ситуация, когда оба они в одном чине (подполковник), при этом один почему-то командует полком (но никак не получит полковника), а другому даже батальон дают со скрипом (зато к его поведвению у тех же офицеров претензий явно нет)... Плохое подспорье для доверительных отношений!
...так что нагнетание обстановки к маневру "все было замечательно, а потом они его чуть не убили" кажется лично мне неубедительным.
Правда, при этом нам показывают, что дисциплину-то Гебель соблюдать любит. Вот, сидят у Сергея товарищи-черниговцы и неизбежный Мишель, мелькает чей-то альбом с рисунками, вот они поют "Играй, Адель" (милая сцена, внезапно не вызывающая никаких фейспалмов и даже исторически вполне достоверная - в общем, пока они пели и рисовали, меня все устраивало!). Но тут пришел Гебель, узнал, что отмечают "день (граненого стакана) Семеновского полка" - и велит не отмечать, а Сергею устаревший мундир снять - потому что он под надзором. Испортил, в общем, праздник - и ушел, зараза.
(И да, к тому, что тут уже благополучно присутствуют те самые "четыре мушкетера" (Кузьмин, Сухинов, Соловьев, Щепилло) и при ближайшей надобности оказываются членами тайного общества - повторюсь, никаких Соединенных Славян и внезапной встречи с ними в начале осени 1825 года тут тоже нет, общество на юге одно - Южное; динамики тоже никакой нет... то есть есть, но индивидуальная и странная, см. ниже).
Да и вообще не все вокруг радужно. Еще в конце первой серии происходит эпизод, видимо, во многом работающий на концепт *"Времени Гнева".*
В той самой усадебной столовой Сергей, приехавший в полк из какой-то отлучки, узнает, что часть полка с одним офицером (Щепилло) послана усмирять бунтующих крестьян "в деревне Мотовиловка" - и прямо с обеда срывается туда.
(О том, из чего в сценарии сделали этот эпизод, нужно петь отдельную песню, - в общем, это очередной сюжет из Киянской, ОЧЕНЬ творчески обработанный сценаристами. Достаточно сказать, что дело было не там, не тогда и не так - и с немалой вероятностью, без всякого Сергея.)
Сергей в одиночку раскидывает бунтующих крестьян, которые до того смяли роту солдат (пытаясь спасти своих товарищей от телесного наказания) и объявляет что он тут 1) от генерал-губернатора Киева (sic!) князя Щербатова 2) сейчас решит все в одного, уплатив за крестьян 200 рублей недоимок [ага, а потом, видимо, будет питаться до следующего третного жалования на деньги Мишеля...].
И затем в разговоре с местным батюшкой, которого чуть не прибили крестьяне, утверждает много нового в богословии:
- его (Сергея) гнев праведный, а значит это не грех,
- а вот неисполненная мечта - грех.
(Ну и да, от Щербатова ему потом следует выволочка).
Надо полагать, это тоже задел на будущее, на мотивации в районе восстания? Ну, и возможно, на стартующее с третьей серии народолюбие.
Конкретное его проявление нам явлено практически в начале серии, и начинает линию разжалованного майора Баранова, такого вымышленного срежнего статистического разжалованного Черниговского полка, толком не похожего лично ни на кого из реальных тамошних представителей. И в сериале она существенно расширена, в том числе, видимо, за счет сцен, которые уже были сняты, но в фильм не влезли.
И вот Баранов как раз оказывается тем человеком, которого в тайное общество принимают прямо в кадре - правда, ровно при первом его появлении, так что "Баранова до" мы все равно не наблюдаем.
Причем принимают 1) толком ничего не объяснив (а еще Сергей почему-то попытался поговорить с ним на франсэ, не-франкофон Бичевин очень старался, на лице экс-майора было заметно выражение "да я и до разжалования это парле-ву толком не знал"...) 2) и с загадочных обрядом - чаша на чем-то вроде алтаря (из нее надо пить), встать на колени, а над тобой скрестят шпаги все присутствующие... После чего скажут: "Теперь ты брат наш". (А это, в "братья" принимают! Интересно, а мужи и бояре - как? Объем чаши больше, не всякий выпьет?)
Но вот с братством в трудной (вымышленной) судьбе Баранова как-то не сложилось, но чтобы рассказать об этом, нужно уже прийти к истории взаимодействия разных хвостов Южного общества, а для этого нам нужен Пестель.
Поэтому, прежне чем перейти к нему, трону еще один момент, который возникает уже где-то дальше, но взаиодействий никак не касается.
Напоминаю, что губернаторсткующий в Киеве Щербатов назначен дядюшкой вымышленной Бельской (при, видимо, уже покойном ее батюшке). Так вот, в какой-то момент, видимо, по следам разговоры Анны Бельской с императрицей, у которой она во фрейлинах, он вызывает Сергея.
(Разговор отличался замечательной логикой: императрица просит указать причину, по которой император может помиловать Сергея.
- Он невиновен.
- Вы хотите сказать, что император осудил невинного?..)
И предлагает Щербатов Сергею написать заявление об оставке, - мол, император примет, хотя в целом семеновцев туда не пускают.
А Сергей в отставку не хочет, говорит, хочет служить и быть генералом, и даже писать не берется, когда Щербатов настаивает - перечеркивает лист крестом.
Вот тут я пищала и вережжала: Аааааа! Он его всегда ставит, да? - ну, и интересный вопрос, видели ли товарищи копию предсмертной записки Сергея, что на нашем сайте, например. Потому что вот там, да, крест есть (но поверх текста).
Но главный вопрос даже не в этом. Вот о чем и зачем этот эпизод? Возможно, к тому, что у него уже есть планы по тайному обществу? Но юмор ситуации в том, что когда такие планы возросли (с того самого 1823 года), начальство его уже не трогало, поняло, что с бывшими семеновцами это бесполезно - а до того происходило строго противоположное: начальство (его или дружественное) писало бумаги о его повышении или переводе к себе, император ничего этого не одобрял, а Сергей в частных письмах жаловался, как ему надоела военная служба, и как он хотел бы предаться частной жизни на лоне семьи. То есть все было примерно наоборот.
В итоге пока, до пласта событий "планы тайного общества" нам пытаются показать Сергея с разных сторон - с другом, сослуживцами, разным начальством... Но все это взято как-то с потолка и к историческому Сергею Муравьеву относится очень мало.
Впрочем, когда мы перейдем к линии Пестеля, возможно, возникнет впечатление, что ему еще повезло.
(продолжение следующей записью, ибо не влезло)