Несу ЗИМНИЕ вещи! (считай, архивное)

Mar 31, 2020 23:36

или

Набор "одень декабриста" (а также Пушкина и много кого). Зимняя версия.

Салютуя нынешнему похолоданию...
Собственно, идея познакомить читателей с нарытой информацией была уже некоторое время, а руки дошли только сейчас.

Некоторое время назад, как раз по зиме, одни хорошие люди спросили нас со Змеей - а во что могут быть одеты всякие персонажи, действующие 14 декабря - кроме мундиров, в смысле, то есть какая в те поры была зимняя одежда в районе 1825 года?
Возможно, этот вопрос уже где-то был исчерпывающе отвечен, но я такого места не знаю, и решила вычислить его эмпирическим путем. Благо, уже издан 23-й том "Восстания декабристов", куда попали замечательные по количеству любопытного дела - с вопросами про долги, владения, со сбором информации про родню - и с описями того, что разные люди привезли с собой в крепость. И в основном это - одежда. В общем, несколько дней подряд я таскала с собой этот кирпич и делала выписки...
А потом. уже сильно позже того, как мы произвели ответ на вопрос, я еще и навела статистику.
С мыслью, что много у кого и во многих жанрах может возникнуть ситуация: у вас есть персонаж (игры, рисунка, текста, стиха...) мужеска пола дворянского сословия, время, условно говоря, "пушкинское", персонажа надо отправить на улицу, а на дворе зима...

Итак, для начала, не все приехавшие в крепость сдали имели при себе какие-то вещи (кроме тех, что на себе). Кого взяли в Петербурге прямо по горячим следам, кому и привезти (как многим Славянам) было особо нечего, кого быстро отпустили...
А у многих вещи были, но какой-то верхней одежды, отличной от мундира, не было - все-таки это в большинстве своем военные, а никакой специфической формы зимней одежды, строго говоря, еще нет, насколько я понимаю.

(Впрочем, процветало самопальное утепление наличного добра и использование, скажем так, промежуточных вещей. Некто Александр Вадковский (брат родной Федора Федорыча!), человек, который в самый интересный момент съездил из Белой Церкви в Васильков повидаться с Сергеем Муравьевым, и кто бы знает, что из этого вышло, если бы его на обратном пути не арестовали... человек, который за эту чудесную прогулку получил так некрупно (перевод на Кавказ), кажется, ровно потому, что его ответы были в стиле "слишком тонкий троллинг для Первой армии"... так вот, Александр Вадковский, когда его спрашивают, а что это он в Василькове был в партикулярном платье? - отвечает: "имел же я партикулярный сюртук, единственно для того, что я употреблял оный и всегда во время дороги для тепла, ибо оный сшит на вате" (и сверху была еще шинель)- а непосредственно у Сергея переоделся в форменный; причем партикулярный, как выяснятся позже, еще и имеет нашитые на него "погончики", то есть это такой самодельный недомундир... (ВД XIX, с. 165, 174)).

Ну так вот, подползая к ситуации в крепости.
Всего вещи на хранение сдали от 139 человек.
Из них какая-то отдельная от мундира верхняя одежда была у 72-х + несколько неопознанно чьих вещей. То есть примерно половина от общего числа.

Что же это?

30 - тулуп
24 - шуба (а также 2 - "шубка" и 1 - "полушубок")
10 - бурка (в т.ч. "бурка с рукавами")
9 - шинель
5 - бекеша
2 - плащ

И еще несколько предметов, про которые я в некоторых сомнениях, относить ли их именно к верхней одежде?
3 - теплая или меховая куртка, дважды - "теплый сюртук", по одному разу - "лосиная фуфайка" и "капотка на вате". В общем, они определенно теплые, но вот насколько верхние??
(Часть этого добра, кстати - у тех запасливых людей, у кого больше одного предмета).

И кстати, 8 раз упомянуты теплые сапоги и 6 раз - шапки.

При этом 14 запасливых человек имели при себе более 1 предмета верхней одежды, и скажу я вам, что это точно кореллирует не с уровнем дохода!
(Павел Пестель - 3 (хоть бы все и поношеное), столько же - у "иностранца Фурнье" и у Кашкина, а Липранди привез 4 предмета!)

Итак, наш рекордсмен - тулуп.
Это, сообщает нам Википедия путем словаря Ушкова, "нагольная, длинная, не крытая сукном меховая шуба". Собственно, нагольный - это и есть не крытый сверху тканью, а еще - сшитый мехом внутрь.
Но тут наша действительность 1825-го года начинает поправлять более поздний словарь: 4 раза упомянуто,что тулуп нагольный, а 13 раз - что крытый! (И еще 4 раза - сказано, чей мех, но это, кажется, не решает вопрос о видовой принадлежности - мех будет виден на воротнике).

..а шуба, как нам любезно сообщают все те же словари, бывает и мехом внутрь, и наружу, и на обе стороны...
И крытая тоже бывает! Это уже сообщают наши люди - 22 раза упоминается, чей у шубы мех, так что скорее всего он все-таки наружу, а 7 раз - что она крытая каким-то сукном (один из случаев - это полушубок).

Хорошо, смотрим, а может, она отличается по меху? Про тулуп нам пишут, что он обычно овчинный.... Ну, в общем, да - "бараний", "белой овчинки", "овчинный"(2), "испанских баранов"... Но также есть беличий, медвежий и вообще "колмыцкий", кто ж его знает, из кого.
А шуба - да, 10 - волчьих, 10 - межвежьих, но чтобы мы не скучали, есть еще сурковая (это у Рылеева, кстати) и "нагольная овчинная"!

Словом, меня как нагнал вопрос, так чем же тулуп ТОЧНО отличается от шубы, так я его не прогнала до сих пор обратно.

ОБЫЧНО, видимо, все выглядит так: тулуп - это мехом внутрь и овчина, а шуба - это волки-медведи (и, возможно, чаще - мехом наружу). Но вообще - всякое бывает.

Кстати, чем кроют? Посмотрим на цветовую палитру... да чем угодно! Тулуп и шуба - вещи неформенные, бывают всякого цвета... и всякой ткани:
"Сукном"(4+полушубок), "крымским сукном", а также светло-серым и синим(это сурки рылеевские) сукном, а также "красным камлотом", "зеленой нанкой", "синим каземиром", что-то покрыто "тиком", а еще есть черный тулуп.

..ну а самая зачетная разновидность, вестимо, у Мишеля Бестужев-Рюмина: "тулуп ветхий никуда не годный". Это, кстати, исходно не его, он у Олизара переодевается в штатскую одежду, так что это скорее всего - что было не жалко отдать из одежки олизаровых слуг.

Вот, кстати, я подозреваю, что когда у нас Сергей Муравьев "спит в шубе" - сиречь на портрете Уткина - вот, например - то это и есть некрытая шуба.

*

10 штук бурок - здравствуй, кавказское влияние в одежде!
Но вот как выглядит "бурка с рукавами" (майор Раевский привез), откуда там растут эти рукава - честно говоря, ума не приложу.
Интернет при попытке его запрячь разумеет под "буркой" мусульманскую женскую одежду и приносит много ее (например, эскиз бурки с бантиком для принцессы Дианы... интересно, но не то!;-))

(UPD - в комментаниях появилась картинка!)
*

Шинель. кстати, имейте в виду, это одежда не обязательно военного! В ней приезжает, например, вполне гражданский Зубков и какие-то шляхтичи.

И вполне может быть утепленной: бывает "шинель на енотах" (Трубецкого, которую моль поела), "на вате", "на вате с бобром" и просто "с бобровым воротником" и с колмыцким мехом" (да чей же это мех-то??))
Цветовым разнообразием блещет несколько меньше: сукно бывает светло-серое, синее, "московское серое" (а бывает, скажем, "курточка серо-немецкого сукна") и "солдатское". (Сюда я добавила к шинелям оба упоминания плащей, они четко суконные).

А еще по ним видно, что весна пришла: Лунин, чуть ли не последний из привезенных - и точно последний, от кого берут вещи, и при нем - "шинель холодная" - ну да, 16 апреля на дворе уже...

Кстати, вот когда Пушкин (вроде бы и правда он) рисует Кюхельбекера и Рылеева 14 декабря, Рылееву он в данном случае, по-моему, рисует именно шинель с меховым воротником.
(См. тут, например:
см. Рылеева тут )

*

Самый загадочный предмет - бекеша. Вспоминается цитата из Гоголя - и никаких визуальных образов!

"старинное долгополое пальто сюртучного покроя (ватный или меховой сюртук) и меховая одежда, отрезная в талии, со складками и разрезом сзади, для удобства при езде верхом (может быть и без разреза сзади), кафтан со шнурами"
И слово то ли венгерское, то ли тюрское.
Ага, вот тут у нас есть опознавательные признаки - отрезное в талии и может быть со шнурами. (Кстати, вещь явно побегала по центральной европе - и эволюционировала у немцев именно в курточку-со-шнурами... а у хасидов - в пальто.
А в процессе пробега по Вкипедии самая представительная выкладка совсем исторических фасонов, 16-17 века - в лице двух картинок;-) - нашлась в белорусской статье:2 иллюстрации

А вот есть польский рисунок как раз, похоже, нужного времени

И да, мех хотя бы на воротнике у интересующих нас бекеш точно есть - одна из них тоже "суконная на беличьем меху" (у Поливанова, кстати).

*

Про теплые шапки подробностей мало, но два раза встречается "киргизская шапка".

Шапки мы, между прочим, видим на бестужевских портретах: Арбузова и Давыдова.

....кстати, смотрю я на портрет Давыдова, потом на 23 том, где у него "теплая куртка овчинная", потом опять на портрет - и думаю: Вася, да ты никак в Сибири все в той же куртке??..

*

...а в паре случаев пролетает в списках вариант: "сапог - 1" и даже "сапог теплых на меху - 1 сапога". Интересно, это в смысле "сапог одна пара" или они второй правда протеряли? ...или просто так написали. Потому что пишут всякое, "теплые запиги" там тоже бывают!

Впрочем, парность и в обратную сторону нарушается: "перчаток замшевых три".

*

Ну и напоследок - некоторые самые красочные наборы вещей.

Муханов:
Чернй тулуп колмыцкой крытый зеленой нанкой; шапка с ушами черная баранья; рукавицы замшевые с варежками; сапоги черной кожи на медвежьем меху.

Павел Пестель:
Шуба некрытая волчьего меху ветхая; шинель светло-серого сукна с бобровым воротником; тулуп на беличьем меху крытый камлотом (в следующем списке пр иписано: "старый").

Иосиф Поджио: шубка на меху; шуба медвежья крытая светло-серым сукном, осталась при нем (в общем, не замерзнет в камере!)
Кстати, про несколько человек потом отмечено, что по их просьбе им передают тулуп или шубу в камеру.

Липранди: Теплый сертук; бурок - 2 (представляете, сколько это занимает места? в Музее истории Москвы 2 бурки занимали отдельный шкаф!); теплая бекешь.

...вот такой несколько хаотический выпуск сведений, но вдруг да кому пригодится!

А в скором времени надеюсь собрать еще один, благо выписки я делала параллельно - про то, какие люди везут какие книги - и про некоторые другие нетипичные вещи.

культурный контекст, как мы их ищем, Архивные Хроники

Previous post Next post
Up