У некоторых историй длинные хвосты. Когда-то было вот это, история по мотивам песни - и истории, простите за тавтологию.
https://kemenkiri.livejournal.com/579239.html Теперь, по следам той же мелодии и той же истории есть продолжение. Когда переслушиваешь ту же музыку и слышишь там скрипку.
(Вот, кстати, свежая и точно живая ссылка:
https://www.youtube.com/watch?v=M_aBZ0Nmpbk )
Когда осознаешь, что *исторический персонаж* той самой истории, та самая девушка, может быть, и сама может сыграть возлюбленному, жив он или нет:
Totentanz - 2
Если есть сердце - оно болит.
Если болит - то что же с того,
Что мы уезжаем из той земли,
Где не осталось для нас - никого
Больше, ни матери, ни отца,
С нами - лишь братья и наши долги.
...А что недосказано до конца -
То в сердце вложи и себе не лги.
Там, на другом совсем берегу -
Древние, южные города.
Там, где и камни поют, я смогу
К музыке мира лететь, как всегда.
Просто - так верю я, так хочу:
Помнить и то, чему ввек не бывать!..
...Марианна фон Бернер
Поднимает скрипку к плечу -
И никого
Не собирается
Забывать.
1:29 12.05.2018
...это опять тот случай, когда нужен вагон комментария, а я постараюсь коротенько.
Митава, 1814 - 1815 годы. Там сидит Витгенштейн со штабом, а значит и Павел Пестель. А значит, мы имеем (и читаем, и комментируем) письма его родителей именно в Митаву, и хотя вторая сторона писем не сохр., но иногда и через эту до нас долетают отзвуки митавских новостей.
Сначала - о том, как в Петербург из Митавы доехал один молодой офицер (племянник Витгенштейна) и, в частности, насплетничал старщим Пестелям, как хорошо Павла принимают в некоем доме Бернеров, и ему там нравится, и он нравится, а еще в этом доме есть такая замечательная девушка...
....потом, через некоторое время, уже непонятно от кого до них же дошли слухи из Митавы, что сын их Павел вот прямо взял и женился, никого не спросив. Вот сразу женился. И приходится сыну развеивать слухи и успокаивать родителей.
Строго говоря, нигде не сказано, что слухи идут о том же доме Бернеров. Мало того, нигде толком не сказано же, насколько вообще серьезна была основа для этих слухов.
Но, но, но...
(Надо сказать, что наличие какой-то брачной или около-брачной истории в Митаве еще до революции породило своеобразную легендарику, успешно прижившуюся в советское время: некий адмирал Иванов, сын воспитанника Воспитательного дома был уверен, что он - внук Павла Пестеля от той самой митавской девушки. Примерно нипочему, так возникают семейные легенды... Кстати, и адмирал, и батюшка его, учитель - люди явно хорошие и полезные своей стране, но Павел Пестель тут, имхо, ни при чем.)
...а что в реальности? Совершенно точно жившие в Митаве семейство Бернеров. Такой местный центр культурной жизни. Разбогатевший коммерсант, которого эта культурная жизнь заинтересовала куда больше прибыли (и по этому по его смерти потомкам остались в основном долги). У него городской дом, две усадьбы в окрестностях, коллекции книг и живописи, у него останавливаются все проезжающие путешественники более-менее заметного ранга...
В семье - сыновья и дочери, и о сыновьях, как ни странно, ничего внятного не известно, даже имен. И две дочери: художница-миниатюристка Анна Луиза и скрипачка Марианна. Отец их умер в 1824 году, через несколько лет, после смерти матери, сестры (и, кажется, кто-то из братьев) перебрались в Италию, «где Луиза нашла супруга, а Марианна, уже давно повенчанная со своей скрипкой - признание и восхищение», как пишет мемуаристка того времени.
Про Марианну фон Бернер, игру которой описывали даже в европейских газетах (еще когда она жила в Митаве) и которую там помнят несколько десятилетий спустя, мы нашли статью на немецком, и прекрасная Истарни ее перевела. От статьи прояснился не только облик семейства Бернеров, но и вообще Митавы тех времен. Статья - 2017 года, раньше бы мы ничего толком не нашли, - но мы раньше и не добрались до этого сюжета. "Случайная встреча, как говорят в Средиземье".
...и да, даже если предположить, что в пресловутых слухах упоминалось именно семейство фон Бернер, нужно выбрать их двух девушек.
Но... в общем, кажется, понятно, кто подразумевался в данном случае и стихотворении.
Как-то вот так.