Умеренность и бессмертие, а также Плутарх

Jul 15, 2016 04:01

Архивы принесли мне еще одну прекрасную цитату про Полину Барыкову.
(Далее следует монолог бессвязный заполуночный.)


Это Алексей Философов пишет родителям в январе 1830 года (в исходнике - французский, кроме того, что курсивом):

"Моя тетушка Самарина все время больна, и наша добрая больная Пашенька хочет заслужить место среди прославленных женщин нашей эпохи, - судя по тому, как она убивает себя из признательности. Я не знаю, нашла ли она уже своего Плутарха, но хочу это узнать в Царское Село. Слава, которая ведет к бессмертию, соблазнительна, но я предпочитаю скромную умеренность, более спокойную и более близкую к счастью".

Тут внезапно очень много.
От "тетушки Самариной" Полину уже вытащило к себе семейство Толстых- но видимо, теперь она пытается порваться на много маленьких полудохлых Полин и отплатить добром за годы воспитания там, и - а еще это, это и вот это.
"Выдающиеся женщины" и "Плутарх" - нет, Полина не ищет книгу (книги она будет искать позже и не себе), это аллюзии на латинское название "Сравнительных жизнеописаний" - De viris illustribus, "О знамениты/прославленных мужах". Алексис Философов, который обычно пишет как-то просто и без закорючек (ну, в том, что мне попадалось) вдруг уходит в развесистую метафору.
И при этом - думаю, он, несмотря на заворот мысли, говорит правду - он, успевший за свою жизнь побывать на нескольких войнах (включая Алжир!) - в самом деле по складу души, наверное, вполне доволен тихой и спокойной жизнью. А в метафору его занесло, может быть, потому, что он уже понял, что Полина - женщина выдающаяся... но окончательно его накроет этой идеей годика два и пару театров военных действий спустя. А потом придется отступать на прежние позиции. Впрочем, думаю, что насчет ее уникальности - мысль никуда не денется.
И... нет, она не гонится за громкой славой, просто... он многими годами позже первым издал за границей "Демона" Лермонтова, он должен знать эти строки:

Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!

...и еще, в этой картине, конечно же, нет - и не может быть - другого адресата писем Полины. И если он и есть где-то в ее мыслях, то этими мыслями она, кажется, не готова делиться ни с кем.
Но к вопросу о славе и бессмертии - мысль невольно приходит.
Нет, они тоже не хотели. Несмотря на несколько известных цитат ("Ах, как славно мы умрем!" и что-то из Рылеева), большая часть "людей 14 декабря" собиралась вовсе даже жить - чтобы, в частности, делать что-то полезное для России.
Но иногда такая слава не спрашивает, вызывал ты ее или нет. "Однажды приходит к тебе эпоха..."
И спокойствию она не способствует особенно (добровольному и приятному, а не ощущению, что как-то еще при жизни - в могиле), а порой и счастью тем более. Зато очень и очень - другой расхожей фразе той эпохи - "смелости и смирению".

...У Полины для этой пары свои причины (например, чахотка и натуральные 33 несчастья в семье).
"Нашла ли она своего Плутарха..." Кажется, я тут местами, временами и в силу возможностей - за него.

(На сем Мышь поворачивается в профиль и задирает нос, пытаясь изобразить античный бюст... А потом все-таки идет спать)

князь-Шурик, Полина Б, Архивные Хроники

Previous post Next post
Up