Так как совсем недавно был
петросянский пост якобы об истории создания Королевского Тигра, я решил изложить историю его создания так, как я пока её представляю. Скажу сразу, я намного больше времени и внимания уделял началу Tigerprogramm и первым Тиграм, но намного меньше поздним проектам, поэтому я вполне могу что-то упустить или переврать. Спрашивается, отчего я тогда это пишу? Да оттого, что хуже Барятинского уже не будет.
Прежде всего я хочу начать с одного вопроса, мимо которого большинство проходят мимо. Вопрос этот очень прост: почему 60-тонные Тигры имели индекс VK 45.xx (Y)? Откуда взялись эти 45 тонн, если с самого начала строились почти 60-тонные гробы? Для Leopard (P), он же Typ 100, это много, а для Tiger (P) это мало. Что же это за число такое? И почему даже 68-тонный Tiger H3 на чертежах обозначался как VK 45.03 (H)?
Хотя Typ 100 обозначался как VK 30.01 (P), тридцать тонн в полностью собранном виде он весить, конечно, не мог. Хотя мы точно уже никогда не узнаем, сколько бы он весил, но точно в районе 40 тонн. Ну не может весить танк с такой бронёй и тяжёлой силовой установкой 30 тонн, если более скромный VK 30.01 (H) весил больше 30 тонн. Но масса на бумаге продолжала расти и расти. В 1941 году Гитлер решил, что танку неплохо было бы увеличить лобовую броню до 100 мм, но при этом борта оставить на прежнем уровне, то есть 60 мм. Вооружение сохранялось в виде той же 88-мм пушки (75-мм пушка L/48 НИКОГДА даже на бумаге не ставилась на Typ 100!). К лету 1942 года фирмы Porsche и Henschel должны были изготовить по шесть прототипов.
Отсюда и растут ноги у индекса VK 45.xx (Y). Ведь первоначально планировалось на примерно 40-тонную с копейками машину поставить более толстую лобовую броню и новые двигатели, в результате чего её масса составляла бы примерно 45 тонн. Собственно, так и появился VK 36.01 (H) со 100-мм лобовой и 60-мм бортовой бронёй.
Увеличение брони и возросшая масса потребовали заменить 10-литровые двигатели Леопарда на 15-литровые двигатели Typ 101. Двигатели проектировались и строились в большой спешке на основе 10-литровых двигателей Typ 100, которые показали себя далеко не лучшим образом. Но в условиях отсутствия времени на большее не приходилось рассчитывать. Как мы увидим далее, на проекте это сказалось самым плохим образом. Зато уже в сентябре 1941 года Simmering получила комплект чертежей.
15-литровые двигатели Typ 101 в спарке и генераторами:
Но и на отметке в 45 тонн масса не остановилась. Вскоре было принято решение усилить борта 80-мм бронёй, что повлекло за собой катастрофическое увеличение массы, при этом индекс для якобы 45-тонной машины так и остался за Тиграми вплоть до Королевского Тигра. Чтобы хоть как-то снизить массу танка, нижние бронелисты борта оставили прежними по 60 мм, а площадь самой толстой и тяжёлой лобовой брони благодаря причудливой форме корпуса свели к минимуму. Уже тогда спроектировали 600-мм гусеницы вместо 500-мм от Леопарда.
Производство VK 4501 (P) началось удачно и очень бодро, ведь новый танк был специальным заказом Фюрера. Вследствие такой расторопности первые Тигры были изготовлены так быстро, что их испытывали совместо с Леопардом, который начинался как инициативный проект и сильно опаздывал. Как мы увидим дальше, это обстоятельноство также очень повредило танкам. 22 июля 1941 года фирма Крупп приняла заказ на 100 бронекорпусов, а через день на 100 башен. Подобные заказы были заключены на 88 пушки L/56, двигатели Typ 101, а также генераторы и электродвигатели Сименс.
Совместные испытания Леопарда и Тигра:
Но более толстая броня - не единственная хотелка Гитлера по новой любимой игрушке. Гитлер почему-то решил, что бронепробития L/56 будет недостаточно, поэтому на Тигры нужно установить более длинноствольную 88-мм пушку на базе зенитного орудия. Однако, разместить такую габаритную и тяжёлую пушку в штатной башне было невозможно из-за перевеса и неуравновешенности. Кроме того, обсуживать пушку было очень неудобно, ведь за тяжёлыми и габаритными снарядами заряжающему нужно было тянуться к надгусеничным полкам. Круглая башня без кормовой ниши и планы размещения боекомплекта только в корпусе тянулись ещё с Леопарда, вооружение которого было намного более скромным. Очевидно, нужна была новая башня.
Проект Тигра с новой башней получил индекс VK 45.01 (P2) уже 4 февраля 1942 года. Иными словами, новый танк проектировался в то время, когда ещё не были как следует испытаны Леопард и первые Тигры. Лобовая броня составляла 80 мм под наклоном, борта были доведены с 60-80 до 80 мм, корма корпуса была переделана. На танк должна была ставиться новая башня с развитой нишей. Ниша не только уравновешивала тяжёлую пушку, но и заметно упрощала жизнь заряжающему.
Во многих публикациях красочно описываются разные варианты силовой установки VK 45.02 (P) (начиная с 23 марта 1942 года появилось это новое обозначение). Тут и бензиновые двигатели воздушного охлаждения Typ 101 в разных вариантах, и два дизельных двигателя, и один дизель. Трансмиссия была в двух вариантах, как и на VK 45.01 (P). Но нужно понимать, что эти схемы предлагались в разное время и не были представлены сразу. Раньше других был готов вариант с бензиновыми двигателями и электротрансмиссией, основанный на схеме VK 45.01 (P). Позже всего был готов вариант с одним дизельным двигателем воздушного охлаждения. В дальнейшем к этому моменту ещё стоит вернуться.
После 100 VK 4501 (P) производство Тигров должно быть остановлено, после чего должен был выпускаться VK 45.02 (P) с бензиновыми двигателями и электротрансмиссией (привод Voith был испытан на шасси VK 45.01 (P) несколько позже). Таким образом, так мало шасси Тигров Порше было выпущено не потому, что они были так плохи (хотя к этому мы вернёмся). Даже если эти танки обладали бы отличной надёжностью, больше 100 штук их бы не выпустили в любом случае, это изначально мелкосерийный танк. В целом, VK 45.02 (P) был похож на своего прародителя и имел сходные габариты.
4 февраля 1942 года был заключен контракт на 100 корпусов и башен для VK 45.01 (P2), как он тогда назывался. Таким образом, всего должны были изготовить 200 Тигров Порше по первоначальным планам, а немцы уже в 1943 году получили бы Королевские Тигры. Крупп начала изготавливать бронедетали, готовились первые башни. Но уже 3 ноября 1942 года контракт был отменён. Что же такого страшного случилось за эти месяцы?
Вернёмся в 1941 год. В рекордные сроки Simmering изготавливает новые 15-литровые двигатели, при этом был всего лишь испытан одноцилиндровый макет (для сравнения, до изготовления первого дизеля Sla 16 собрали несколько действующих макетов с разным количеством цилиндров и тщательно их испытали). 21 декабря 1941 года первый Typ 101 доставили в Штутгарт. Результат спешки сказался в полной мере, двигатель завёлся и через несколько минут работы начал умирать из-за неудачной конструкции маслосистемы. В жуткой спешке команда Порше отправила исправленные чертежи к инженерам Simmering. 9 марта 1942 года доставили новый двигатель, который согласился работать без нареканий и выдал 320 л.с. при 2400 оборотах в минуту. 10 апреля готовые двигатели отправили на Nibelungenwerke, где собирали прототип Тигра к знаменитому показу на день рождения Гитлера. На самом показе двигатели работали на удивление хорошо, но вскоре всплыл целый букет проблем, не выявленных из-за спешки и отсутствия тщательных испытаний.
Производство VK 45.01 (P) встало. В отчёте инспекции отмечалось, что двигатели Typ 101 неудачные и что шансов их довести в срок мало. 2 июля 1942 года фирма Порше взяла двигатель с конвеера Simmering и наконец-то провела тщательные испытания. Двигатель проявил себя очень плохо: кольца поршней износились, выбивало масло. При 2400 оборотах в минуту двигатель показал 313 л.с., а при 2500 оборотах в минуту 311 л.с. После 50 часов 45 минут двигатель начал умирать, при этом разрушился клапан четвёртого цилиндра. Что и говорить, двигатель моторесурсом в 50 часов мало устраивал инженеров и военных. Испытания в танке показали полную невозможность войсковой эксплуатации, ведь после 100-км пути своим ходом двигатели Тигра вышли из строя. Расход масла на одном двигателе составлял 55 л, а на втором 85 л (!!!). Кроме того, система охлаждения нуждалась в доводке.
Чертёж двигателя Typ 101 и спаренного генератора (спасибо Юрию Пашолоку за отличные иллюстрации и информацию, ждём книгу по Королевскому Тигру):
Первый вариант двигателей получил название Typ 101/1, вскоре был готов вариант Typ 101/2. На нём изменили месторасположение маслорадиаторов и магнето, а также переделали систему охлаждения. Но всё же двигатели ещё были далеки от идеала. На VK 45.02 (P) должны были устанавливать третий вариант двигателей, то бишь Typ 101/3, в спешке дорабатывали Typ 101/4, которые должны были развивать 350 л.с. Подробную информацию по вариантам двигателей
можно найти по ссылке (правда, там кое-где спутаны обозначения).
Так как дизельные двигатели ещё не были готовы, VK 45.02 (P) оказался обездвиженным. Порше сообщил о трёх собранных прототипах, фирма Крупп успела изготовить одну полностью собранную башню (хотя ставь на танк и едь в бой, лишь бы двигатели выдержали и не умерли после пяти минут работы). Заказы были отменены, а шасси VK 45.01 (P) переделаны под установку двигателей Maybach. Пусть удельная мощность снизилась и Фердинанды степенно ползали по полю боя, особенного выбора не было. Башни переделали под новый привод поворота и установили на VK 45.03 (H), но это уже другая история.
И напоследок, как же так получилось с двигателями?
- На Леопарде использовались 10-литровые двигатели воздушного охлаждения, но постройка и испытания Леопарда сильно затянулись, поэтому он испытывался совместно с Тигром. Первый двигатель Typ 100 испытывали 14 июля 1941 года. Как указывают Дойл и Йентц, самым ранним сроком сборки Леопарда можно назвать октябрь 1941 года.
- Уже в сентябре фирма Simmering получила чертежи двигателя Typ 101, созданного на основе Typ 100. То есть из-за спешки работы по новому двигателю начались ещё до того, как испытали в танке его предшественника. Инженеры шли вслепую, им оставалось только молиться о том, чтобы всё заработало как надо.
- Увы, чудес не бывает. Первый образец нового двигателя вообще не смог нормально работать, да и последующие варианты не отличались надёжностью и моторесурсом. А ведь в спешке уже вовсю изготавливались корпуса VK 45.01 (P) под эти двигатели!
- К 20 апреля 1942 года изготовили первый прототип Тигра. То есть проектирование VK 45.02 (P) под двигатели Typ 101 началось ещё до того, как были испытаны двигатели в корпусе Тигра при реальных условиях эксплуатации.
Вот такой вот интересный пример того, как один и тот же модельный ряд двигателей подкосил аж три проекта танка. Согласитесь, не часто такое происходило. В спешке инженеры пытались угнаться за пожеланиями заказчика и толком не успевали испытать построенное, что и погубило проекты. Силы и ресурсы вылетели в трубу, и это в условиях военного времени.