Дизельный Ягдтигр или потыкаем в Sla 16

Jun 22, 2020 23:29

Хотя немецкий танковый дизель Sla 16 трудно назвать неизвестным, вокруг него всё ещё много неясного и противоречивого. В одних публикациях говорится, что его установили в Королевский Тигр, в других - что в Ягдтигр. В одном месте приводят чертёж фирмы Henschel с совершенно новой надмоторной плитой, в другом пишут, что дизель установили со старой надмоторной плитой и такие изменения не требовались. Я и сам долгое время был в заблуждении на этот счёт и допускал неточности в своих статьях, но ко мне в комментарии заглядывают такие грамотные читатели, что с ними не забалуешь. Последняя критика Александра Волгина и Виктора Ухова подтолкнула меня к перетряхиванию этой темы. Я переписывался с Волгиным и Пашолоком на этот счёт, получше разобрался в устройстве Sla 16 и получил новые материалы. Самое время внести ясность.

Фирма Simmering изготовила два опытных дизеля Sla 16. У первого из них было два больших масляных радиатора и смещённые к краю вентиляторы. Каждый вентилятор высасывал воздух из пространства между двумя рядами цилиндров, а также из воздухопровода от масляного радиатора. Обратите внимание, как близко вентиляторы находятся к перегородке моторного отделения.





Этот двигатель провалил испытания. Мудрёная система с независимым приводом каждого из четырёх насосов плохо работала. Топливо подавалось неравномерно, а его расход был завышен, при этом не удалось выйти на полную мощность. Кроме того, мотор был плохо уравновешен и очень сильно вибрировал. Второй двигатель был собран в начале 1945 года с учётом выявленных проблем. На нём переделали привод топливных насосов, значительно его упростив, перенесли вентиляторы по середине рядов цилиндров, а также заменили два больших масляных радиатора на четыре меньшего размера. Этот вариант, известный нам по фотографиям, прошёл стендовые испытания.



В апреле 1945 года второй образец Sla 16 был установлен в Ягдтигр с ходовой частью Henschel на заводе Nibelungenwerke. Эта самоходка опознаётся по нарисованному трубочисту на лбу рубки.



До конца войны немцы успели совершить несколько пробных выездов, в сумме накатав пять моточасов. В таком виде дизельный Ягдтигр попал к советским специалистам, которые заодно получили материалы по конструкции и испытаниями Sla 16, благодаря чему у нас есть подробное описание с чертежами.

В ряде публикаций эта история описывается во многом иначе. Например, Кирил Ромасёв пишет (альманах Ромб, №1 за 2012 год):

"После того, как испытания на стенде закончились успехом, двигатель был установлен фирмой "Nibelungenwerke" в танк "Королевский Тигр" вместо штатного мотора "Майбах" HL 230P30. При этом наружная конфигурация корпуса и крыша моторного отделения изменений не претерпели; внутри же моторного отделения были демонтированы стенки отсеков вентиляторов с радиаторами и смонтирована новая подмоторная рама, а также произведены другие необходимые изменения. Данная переделка показала, что любой ранее выпущенный "Королевский Тигр" (и "Ягдтигр") может быть без большого труда переоснащён новым дизелем.

Опыт первого опробования дизеля в объектовых условиях выявил плохое охлаждение цилиндров нижних рядов. Для устранения этого явления были переконструированы вентиляторы системы охлаждения - их перепроектирование и изготовление отняли около четырёх недель; на этот период испытания были приостановлены.

После замены вентиляторов охлаждение двигателя стало удовлетворительным, что позволило с успехом закончить испытания (правда, по самой ускоренной программе) мотора в танке.

<...>

... новый двигатель прошёл испытания лишь по крайне сокращённой программе (впрочем, в известных условиях зимы 1945-го года нельзя было ожидать иного), что не позволяло произвести полную его оценку..."

Дизель установили именно в Ягдтигр. Об этом предельно ясно написано в "Вестнике танковой промышленности" буквально по горячим следам. Кроме того, завод Nibelungenwerke собирал Ягдтигры, а не Королевские Тигры, поэтому выбор подопытного очевиден. Никаких проб двигателя зимой 1945 года в самоходке не могло происходить, поскольку в это время он провалил испытания и требовал переделки. Наконец, утверждение о том, что Sla 16 был установлен со старой надмоторной плитой без существенных переделок моторного отделения, вызывает большие сомнения.

На первый взгляд такая установка возможна. Действительно, у Sla 16 в системе охлаждения два вентилятора и четыре масляных радиатора, которые как будто бы встают на место штатных вентиляторов и радиаторов водяного охлаждения, достаточно убрать стенки отсеков. На этом фоне очень странно выглядит чертёж фирмы Henschel с совершенно новой надмоторной плитой и перенесёнными выхлопными трубами. Одно время я даже думал, что было два проекта установки Sla 16.



Так вот, Sla 16 со штатной надмоторной плитой и моё предположение о двух проектах, это, говоря простым народным языком, полная ерунда. Не подумайте, что я имею что-то против Ромасёва, в 2012 году при тех доступных сведениях я не смог бы написать лучше. Но сегодня нам доступно куда больше информации, давно пора перетряхнуть старое.

Давайте взглянем на схему установки двигателя:



Она не очень точно начерчена, например, вырезы бортов корпуса рядом с вентиляторами - это не спиленные кромки, а выпилы в уголках, на которых лежала надмоторная плита. Да и качество сканирования не идеальное, кое-где гуляют прямые углы. Но нам этой точности более чем достаточно. Фотография Sla 16 в Ягдтигре соответствует этой схеме, именно так двигатель и стоял:



Обратите внимание: в уголках рядом с вентиляторами есть выпилы, поэтому к ним невозможно привинтить штатную плиту с вентиляторами. Более того, в моторном отделении нет стенок отсеков системы охлаждения, штатным решёткам не на чем лежать. Sla 16 невозможно установить со старой надмоторной плитой, достаточно сопоставить схему его установки с чертежами серийной конструкции:



Ну совсем не сходится. А о первом варианте системы охлаждения я вообще молчу.





А теперь давайте сопоставим схему установки с чертежём Henschel. Сходится очень хорошо, улитки турбин, воздушный фильтр и выхлопные трубы на своих местах, а ось бронировки с воздухозаборниками подозрительно совпадает с осью вентилятора и серединой рядов цилиндров:



Итак, Sla 16 был установлен с новой надмоторной плитой и с переделанной кормой. Кроме того, по данным "Вестника танковой промышленности", топливо находилось в трёх баках с двумя горловинами против семи баков с одной горловиной у серийной конструкции. Мы с уверенностью можем сказать, что самоходка с дизелем выглядела иначе, но как? Проблема в том, что у нас нет чертежа надмоторной плиты с видом сверху. Я вижу два варианта. Первый: воздух к нижним рядам цилиндров засасывается через заднюю решётку, а к верхним через два колпака над рядами цилиндров, а выбрасывается через окна над вентиляторами, форма и размеры которых нам неизвестны. Второй: прямоугольные колпаки воздухозаборников находятся над вентиляторами и частично над масляными радиаторами. Нам остаётся лишь гадать, какой вариант ближе к истине.

Очень примерная реконструкция Артёма Клековкина по первому варианту:



Наконец, я не могу не сказать пару слов о дизельном Tiger II из War Thunder. Этот танк целиком и полностью бумажный, потому что Sla 16 испытывался в Ягдтигре, но это не единственная его проблема. Чтобы запихать мотор под штатную надмоторную плиту разработчики произвольно сдвинули вентиляторы назад и увеличили масляные радиаторы. Но даже с такими изменениями он плохо соответствует решёткам надмоторной плиты, да и выхлопные трубы фактически никуда не ведут. Совершенно нарушена логика системы охлаждения: весь воздух засасывается у масляных радиаторов, хотя им для обдува шла лишь малая часть.



Разработчики War Thunder позиционируют свою игру как отражающую реальную технику и стесняются Panther II, Tiger 10,5 cm и Maus. Хотя Panther II и представляет собой полуфентезийную солянку, её вполне можно было такой спроектировать и построить, да и Tiger II со 105-мм орудием реален хотя бы на бумаге. Вот чего бы я точно стеснялся, так это Tiger II с дизелем Sla 16, который в таком виде даже теоретически невозможно построить. Спрашивается, какой смысл так точно делать модель двигателя, если она потом произвольно меняется в пару кликов?

Итого:
1. Дизельный двигатель Sla 16 был установлен именно в Ягдтигр с ходовой частью Henschel.
2. Немцы не успели провести полноценные ходовые испытания.
3. Дизель был установлен с новой надмоторной плитой, новыми топливными баками и переделанной кормовой бронеплитой.
4. Попытки поставить Sla 16 в обычный Tiger II, как мы видим на примере War Thunder, заканчиваются неуместным фентези.

Да, мифы о Sla 16 вовсю уже гуляют по интернету, но лучше поздно, чем никогда.

критика, размышления, цитата, гистория, танкач, sekrit dokuments

Previous post Next post
Up