Apr 29, 2015 21:11
"Я знаю этот фильм... как и много других подобных.Они все имеют основой не сюжет, но дух, "движок" "Алисы в стране чудес".В этих "Пальчиках" есть, насколько я помню, даже прямая отсылка к "Алисе",надпись "выпей меня" или "съешь меня" - что-то такое, где-то по ходу сюжета.Эти "странные" фильмы, они иногда кажутся глубокомысленными,
многомерными, полными скрытого смысла и даже несущими некие мистические "откровения"... но увы.
Их столько снято всяких уже. А с миром ничего не случилось. И люди, их смотревшие,
не открыли ничего принципиально нового - ни в мире, ни в себе.Почему?Потому, что суть этих фильмов - вовсе не откровение, а лишь карго-культ магии.А карго-культ чего либо, он никогда не бывает продуктивен -
в отличии от того реального явления, которое этот культ отображает.Что же он отображает в данном случае?Я начну немного издалека.В 90-х, я сам переживал это состояние ума... я был охвачен мыслью о том, что если делать странное,
вести себя странно, думать странно, говорить странно - то что-то произойдёт необычное -
с тобой или с миром или с тем и другим.Словно деланье странного, думанье странного и странное поведение -
это ключ к чему-то магическому, методика, которая позволяет стать магом.И когда ты находишься в таком состоянии достаточно долго, ты начинаешь убеждать, уговаривать себя,
что тебе нужно нечто странное, непонятное, что оно тебе нравится - в искусстве, в жизни.
Что оно тебе нужно.
Но ведь на самом-то деле, жизнь проста и понятна - всегда.
Если не засирать себе мозги всякой ерундой и не давать это делать (в отношении тебя) кому-то другому,
то ясно же видно, что жизнь не содержит в себе ничего загадочного, ничего непонятного, что она нетаинственна.
И что же остаётся такому искателю странного?
Искусство. О да, искусство предлагает этот продукт в промышленных количествах.
Точнее - предлагало тогда - в 80-е, в 90-е. Сейчас мода вроде прошла :)
Ну и вот. Некоторое время ты живёшь этим, заставляешь себя это любить,
заставляешь себя этим восхищаться - потому, что где-то глубоко внутри,
ты веришь, что это и есть путь мага, единственный его возможный вариант в нашем немагичном мире.Делание странного, да.А затем, однажды осенним утром - ты выходишь на балкон покурить и вдруг
врубаешься в ситуацию, понимаешь суть дела.Это не магия и не путь к магии. Это лишь карго-культ магии.
Вероятно, где-то есть миры в которых магия существует. И если бы мы могли наблюдать за работой мага,
то скорее всего, она бы выглядела для нас, как делание чего-то странного, говорение странного, думание странного.Каким-то образом, души некоторых людей несут в себе отпечаток, тусклое воспоминание о бытии в таких мирах.И вот, оказавшись здесь, в этом немагичном мире - обладатели этих душ пытаются делать магию так,
как они привыкли или умели делать её там.Но.Здесь они могут лишь воспроизвести форму, пустую форму этого делания,
пустышку для которой здесь нет и не может быть никакого содержания.
Это и есть исток "элитарного" кинематографа, "непростой" литературы, "странной" живописи.
Когда подобные вещи сделаны талантливо, они, и правда, влекут нас и волнуют - именно за счёт того,
что будят в нас смутные метапсихические воспоминания о неких магических возможностях, которыми
владели или мы сами или кто-то кого мы могли наблюдать.
Но это обман, тупик.
На самом деле здесь нет пути способного вывести нас за пределы земной реальности.
За пределы каких-то других реальностей - возможно. Но не этой. Тут это не работает.
Собственно, вот и всё что я могу сказать по теме "странного" или "элитарного" в искусстве.
Карго-культ магии, воспроизведение форм магического действия в мире,
где они неработоспособны и потому - пусты и тщетны.
Ну и ещё про "Алису в стране чудес" - раз уж с неё мы начали , то ей и закончим.
Льюис Кэрролл был, вероятно, первым, кто сумел облечь карго-культ магии в
более-менее завершённое литературное произведение. Потому-то любое "странное",
"элитарное" искусство, любой арт-хаус есмь воспроизведение этой "Алисы",
её пересказ "своими словами". Всякий там Кастанеда, например".
из почтовых сообщений,
из частных общений,
быстрое эссе