На фантлабе представитель издательства АСТ сообщил, что сборник Стивенсона отложен до лучших времен. Я очень прошу френдов не огорчаться. Интервью и статьи - старые, ничего ужасного не случится, если прочесть их позже. К тому же большинство читает по-английски; сборник есть на амазоне, часть текстов легально и бесплатно лежит в сети.
Думаю, что не нарушу авторского права, если выложу тут несколько произвольно надерганных фрагментов. Перевод Елены Гедж, я редактировала.
Представьте на месте шумного, душного колл-центра огромный парк; персонал, оснащенный наушниками, смарт-очками и прочими гаджетами дополненной реальности, прохаживается по дорожкам, обслуживая запросы клиентов. Насколько уменьшилась бы текучесть кадров, и насколько улучшилось бы здоровье сотрудников! Руководить подвижным коллективом ничуть не сложнее - сгодятся те же методы, что применяют в офисах сегодня. А в каком-то смысле даже и легче: можно просто подойти к коллеге и обсудить назревший вопрос.
Мысль может показаться странной - ведь речь идет о революции в жизни современного офиса. Но приглядитесь: мы уже движемся в этом направлении. На улицах Манхэттена и в аэропорту не успеваешь уворачиваться от людей, сосредоточенно уткнувшихся в экраны своих айфонов. Так не лучше ли им ходить вдали от кирпичных зданий и мчащихся автомобилей, без риска для здоровья и безопасности окружающих?
***
Для начала короткий случай из жизни. Недавно на конференции я разговорился с одной писательницей, о которой много и хорошо пишут критики. Она - университетский профессор и обо мне никогда не слышала.
- Где вы преподаете? - спросила она.
- Нигде, - слегка опешил я.
Теперь опешила она.
- Чем же вы занимаетесь?
- Я... пишу...
(Довольно глупый ответ, поскольку она и так это знала.)
- Да, но чем вы занимаетесь?
Я не мог ничего сказать, поскольку уже ответил на ее вопрос.
- На гонорары жить невозможно, так чем вы зарабатываете? - уточнила она.
- Писательством, - запинаясь, выговорил я.
Когда до моей собеседницы наконец дошло, ее тон изменился. Нет, он не стал надменным, однако ясно было, что для нее писатель, зарабатывающий своим ремеслом, - существо иного сорта, нежели она и ее круг.
***
Наша третья битва произошла у Арки Мира на канадско-американской границе между Сиэтлом и Ванкувером. Надо сказать, что к тому времени Гибсону уже порядком наскучил кочевой образ жизни с изнуряющими тренировками в боевых искусствах. Он мечтал целыми днями сидеть в саду и писать романы кисточкой на рисовой бумаге. Однако прежде Гибсон счел делом чести сразиться со мной в последний раз. Стоит ли говорить, что от Арки Мира не осталось и следа. Вскоре моя правая рука уже болталась бессильно, не в силах держать меч. Могучим пси-бластом я сдвинул толстый слой земли, и перед глазами блеснул металлический предмет, который по виду мог вполне быть творением промышленного дизайнера. Так и есть! Нитровиридиновое устройство, зарытое Брюсом Стерлингом! Взрыв не задел нас - мы опередили его, отлетев на безопасное расстояние. Земная кора треснула, от территории Канады откололся приличный кусок земли - сегодня его называют островом Ванкувер. Так закончилось наше с Гибсоном третье и последнее сражение. А к тому времени мы оба проштудировали такое количество древних пророчеств, что независимо пришли к выводу: мнимый интерес Стерлинга к промышленному дизайну служит лишь прикрытием для производства сверхмощного оружия. И тогда мы дали друг другу клятву сражаться против Стерлинга. Правда, пока мы не сумели отыскать его стальное, мигающее светодиодами логово, так как мне надо было к зубному, а Гибсону - на писательскую конференцию. За дальнейшим развитием событий следите на сайте «Слэшдот».
***
В начальной сцене последнего фильма «Эпизод III: Месть ситхов» двое джедаев с боем пробиваются на вражеский корабль, чтобы освободить пленного. С тех пор как я посмотрел картину, я пристаю к окружающим с вопросом: «А кто враг? Кому принадлежит корабль?»
Должны же мы, в конце концов, знать! В 1977 году всем было хорошо известно, что «Звезда смерти» принадлежит Империи, а «Тысячелетний сокол» - Хану Соло. А сегодня на мой вопрос все реагируют одинаково: ойкают, отводят глаза и надолго задумываются. Некоторые сразу признаются, что понятия не имеют. Другие некоторое время гадают вслух, строя гипотезы и разубеждая самих себя. И лишь немногие дают верный ответ.
***
Как вышло, что вы написали первый роман?
Кажется, я собирался ехать на Западное побережье. На старом пикапе. Я добрался до Айовы, и тут мне втемяшилось перебрать двигатель. Он жег масло так, что мне через каждые сто пятьдесят миль приходилось останавливаться и заливать еще кварту. Разумнее всего было бы купить две канистры масла, но у меня всегда была эта роковая слабость - копаться в механизмах. Мне казалось, очень здорово будет разобрать мотор и собрать его своими руками. Я принялся за дело в неотапливаемом айовском гараже в январе. Мне был двадцать один год. Стоял лютый мороз, двигатель был весь грязный. Любой знающий механик продул бы его паром, я до этого не додумался и вообще много чего напортачил. Починка двигателя превратилась в долгий, мучительный процесс. В конце концов я справился, мотор заработал, но желание ехать на Западное побережье и что-то там делать пропало. Всем моим имуществом был бензин в баке пикапа, стоящего у моих родителей в гараже.
И я решил написать свой второй роман. Первый, дебютный, я написал в Бостоне. Что-то вроде фэнтэзи. «Большое У» - это уже третий. А второй был эпическим фэнтези.
***
Хотя я недавно снова стал ходить в церковь, сомнений и скепсиса у меня не меньше, чем у махрового атеиста. Однако даже мне нетрудно понять, что члены «Ветви Давидовой» вовсе не воспринимали смерть как что-то ужасное. Не надо считать Дэвида Кореша мессией, чтобы поверить в серьезность его намерений. Прежде чем светская власть следующий раз нацелит камеры и автоматы на обитель людей, которые затворились от мира, читают Библию и ждут конца света, неплохо бы некоторым ознакомиться с житиями святых или историей Масады.
***
Одно из первых моиx воспоминаний: я сижу на плетеном коврике перед громоздким черно-белым телевизором и смотрю репортаж о полете «Джемини». Этим летом, в пятьдесят один год - еще не старик - я смотрел на своем плоскопанельном дисплее, как стартовал последний космический челнок. За свертыванием космической программы я наблюдал с грустью, даже горечью. Где моя космическая станция в форме бублика? Где мой билет на Марс? Впрочем, до последнего времени я держал свои чувства при себе. У освоения космоса всегда были противники, и мне не хотелось нарываться на упреки тех, у кого жалобы обеспеченного белого американца средних лет, что его мальчишеские фантазии не сбылись, вызывают что угодно, кроме сочувствия.
***
И еще один фактор: ежедневная работа над романами - важное условие моего душевного здоровья. Когда я не могу писать, то впадаю в депрессию, становлюсь невыносимым для окружающих. А пока я пишу, со мною вполне можно сосуществовать. Поэтому мне ничего не остается, кроме как посвятить все доступное время писательству.