Jan 02, 2010 23:16
Автор: Наталья Смирнова.
Джерело: газета «КоммерсантЪ-Украина» приложение Weekend, 20.01.2001.
Выставка «Книга Дней» графика Павла Макова в Центре современного искусства при НаУКМА наполнена хрестоматийной книжной философией и обременительной житейской мудростью.
Яркий представитель харьковского мессианства в авторском проекте воплощает не первой свежести мысль о художественной выразительности бытовой макулатуры. Еще в 70-х годах прошлого столетия теоретик современного искусства Йозеф Бойс утверждал, что «каждый человек - художник», и вовлекал сформированный людьми мир со всеми объектами жизнедеятельности в спектр художественного творения.
Господином Маковым заявлена целостная подача разрозненного графического материала в создании циклов: «Книга о Счастье», «Книга Дней», «Книга Роз», «Книга 12 Бумажных Корабликов».
Золоченые страницы «Книги о Счастье» - это советские поздравительные адреса. «Книга Дней» напоминает фрагменты рукописей поэтов прошлого, которые наряду с черновыми правками (те сами по себе очень живописны) были испещрены авторскими рисунками. В случае же Макова, фоном для рисунков служит не поэзия, а напротив - унылая тиражная продукция.
Выставка напоминает лабораторную работу по исследованию ежедневной бытовой скуки. К примеру, работа «Паззл Екатерины» составлена из документального материала периода 1954-2000 годов - случайного и обыденного. Это квитанции, счета, обрывки текста. Поверх них по принципу трафаретных украшений стен в подъездах нанесены черные розы-мимозы и постоянные обитательницы тех же мест - крупные волосатые мухи.
Идея собирания целостной картины мира по фрагментам также не нова. А в прошлом году на выставке «Коридор двух банальностей» в том же Центре современного искусства российский художник Илья Кабаков представил драматургию бюрократической бумажной продукции: использовал в инсталляции ксерокопии жалоб жильцов коммунальной квартиры друг на друга, обнаруженные в архиве одного из московских ЖЭКов.
Обычная для современного концептуального жанра ирония у Макова отсутствует. Художник очень серьезен, что не дает возможности завести дружбу с симпатичными упитанными мухами.
Сопроводительный текст выставки утверждает, что «Книга Дней», «Книга Роз» и прочие «написаны на непонятном языке, прочесть их нельзя». Впрочем, они могли бы быть прочитаны в определенном кругу, представители которого не посещают выставок, а личную библиотеку собирают в мусорных контейнерах.
Йозеф Бойс,
Ілля Кабаков,
Павло Маков