Былое и мухи

Jan 02, 2010 23:16



Автор: Наталья Смирнова.

Джерело: газета «КоммерсантЪ-Украина» приложение Weekend, 20.01.2001.

Выставка «Книга Дней» графика Павла Макова в Центре современного искусства при НаУКМА наполнена хрестоматийной книжной философией и обременительной житейской мудростью.

Яркий представитель харьковского мессианства в авторском проекте воплощает не первой свежести мысль о художественной выразительности бытовой макулатуры. Еще в 70-х годах прошлого столетия теоретик современного искусства Йозеф Бойс утверждал, что «каждый человек - художник», и вовлекал сформированный людьми мир со всеми объектами жизнедеятельности в спектр художественного творения.

Господином Маковым заявлена целостная подача разрозненного графического материала в создании циклов: «Книга о Счастье», «Книга Дней», «Книга Роз», «Книга 12 Бумажных Корабликов».

Золоченые страницы «Книги о Счастье» - это советские поздравительные адреса. «Книга Дней» напоминает фрагменты рукописей поэтов прошлого, которые наряду с черновыми правками (те сами по себе очень живописны) были испещрены авторскими рисунками. В случае же Макова, фоном для рисунков служит не поэзия, а напротив - унылая тиражная продукция.

Выставка напоминает лабораторную работу по исследованию ежедневной бытовой скуки. К примеру, работа «Паззл Екатерины» составлена из документального материала периода 1954-2000 годов - случайного и обыденного. Это квитанции, счета, обрывки текста. Поверх них по принципу трафаретных украшений стен в подъездах нанесены черные розы-мимозы и постоянные обитательницы тех же мест - крупные волосатые мухи.

Идея собирания целостной картины мира по фрагментам также не нова. А в прошлом году на выставке «Коридор двух банальностей» в том же Центре современного искусства российский художник Илья Кабаков представил драматургию бюрократической бумажной продукции: использовал в инсталляции ксерокопии жалоб жильцов коммунальной квартиры друг на друга, обнаруженные в архиве одного из московских ЖЭКов.

Обычная для современного концептуального жанра ирония у Макова отсутствует. Художник очень серьезен, что не дает возможности завести дружбу с симпатичными упитанными мухами.
Сопроводительный текст выставки утверждает, что «Книга Дней», «Книга Роз» и прочие «написаны на непонятном языке, прочесть их нельзя». Впрочем, они могли бы быть прочитаны в определенном кругу, представители которого не посещают выставок, а личную библиотеку собирают в мусорных контейнерах.

Йозеф Бойс, Ілля Кабаков, Павло Маков

Previous post Next post
Up