Сергей Поярков: Мы заставим считать нас олицетворением нашего времени

Dec 24, 2009 21:46



Автор: Даша Киреева.

Джерело: журнал «Публичные люди», # 7-8, 2008, с. 26-31.

Художник Сергей Поярков и скульптор Олег Пинчук подали в суд на издание, которое утверждало, что они, грубо говоря, не стоят тех денег, которые просят за свои работы. Эта история тянулась больше года и завершилась выигранным иском. Журнал "Публичные Люди" решил пригласить Сергея Пояркова и арт-критика Константина Дорошенко, чтобы прояснить наконец, кого сегодня можно считать успешным на украинском арт-рынке, а кто - просто погулять вышел.

«ЛЮБОЙ ВАСЯ ПУПКИН МОЖЕТ ЗАЯВИТЬ, ЧТО ОН САМЫЙ КРУТОЙ ХУДОЖНИК В УКРАИНЕ»

Константин Дорошенко: Зачем вообще подавать в суд на критиков?

Сергей Поярков: В статье было написано: надо покупать этих, этих и этих, а есть еще и другие, чей успех - иллюзия и чьи цены - блеф. Блеф по-русски значит вранье. Любое СМИ, которое безосновательно утверждает, что я - лгун, пойдет в суд.

К.Д.: Как по мне, так это самоунижение. Художник отвечает миру своими работами, его не очень интересует, что о нем пишут, если он действительно художник.

С. П.: Если меня в переулке пырнут ножом, я тоже должен ответить миру своими работами? Когда критик пишет, что его тошнит от работ Пояркова, претензий не будет. Но если он говорит, что цены Пояркова - блеф...

К.Д.: По поводу цен у нас вообще почти никто ничего не может доказать.

С. П.: Я могу доказать. В прошлом году я официально заработал больше миллиона гривен и плачу налоги.

К.Д.: Но как вы докажете, что платите их с торговли картинами, а не недвижимостью, наркотиками или маленькими детьми? В мире есть простые правила того, как художники обосновывают свои цены. Три четких критерия: в каких галереях выставляется художник, в каких собраниях находятся работы и по какой цене они продаются на аукционах. Должны быть документы из аукционного дома либо галереи, которые подтверждают продажу. На чем, кстати, Дэмьен Херст с его бриллиантовым черепом прокололся. Херст утверждал, что череп продан за $100 млн и что деньги принесли наличкой. Но нет подтверждения продажи, следовательно - нет доказательств.

С. П.: Мы предоставили в суде доказательства. Мы выставлялись в известных мировых музеях, есть мнения уважаемых экспертов.

К.Д.: Любой Вася Пупкин может заявить, что он самый крутой художник в Украине. Музеев много, и совсем не в каждом выставляться действительно престижно.


 Сергей Поярков. Фото: Дмитрий Коваленко

«ВСЕХ УСПЕШНЫХ ХУДОЖНИКОВ У НАС НАЗЫВАЮТ КОММЕРЧЕСКИМИ»

С. П.: Нигде в мире нет негативного понятия «коммерческий художник». В США commercial artist - человек, занимающийся рекламными роликами и билбордами. У нас же коммерческим считают успешного художника. Пока Марчук был бедным, ему говорили: «Ива-а-ан! Дружба-а-ан!». А когда он стал успешным, при этом рисуя то же самое...

К.Д.: Иван Марчук минимум раза три менял свою манеру.

С. П.: Хорошо. Евгения Гапчинская всегда рисовала то же, что и сейчас. И когда ее работа стоила 300 долларов, никто ее не ругал. А сегодня, когда она стоит 30 тысяч, кураторы ее заругали.

К.Д.: Гапчинская пользуется тем, что ее картины сейчас совпадают со вкусами состоятельных людей. Рискну предсказать, что их внуки вынесут эти картины на помойку. И при том что Гапчинская - успешна, она никогда не будет представлена ни в одной солидной коллекции мирового уровня.

С. П.: Один в один это говорили о таком художнике, как Генрих Семирадский. Все его современники твердили, что это китч. И какие сейчас цены на Семирадского? Пророчат другим помойку, как правило, те, чья судьба - самим там оказаться.

Ни я, ни Гапчинская не занимаемся хеппенингом или перформансом, не претендуем выставляться в PinchukArtCentre, но люди, занимающиеся другими направлениями искусства, почему-то живо обсуждают Пояркова и Гапчинскую. Наверное, доходят слухи... Я знаю, что одна известная женщина-политик заплатила за работу Гапчинской шестизначную сумму. Но не знаю прецедента, чтобы такие деньги заплатили кому-то из украинских концептуалистов. Может, вы слышали?

К.Д.: Сегодня самые дорогие украинские художники, которые получают шестизначные суммы, - Илья Кабаков и Олег Кулик. Их цены подтверждены документально, а сколько платили за картину Гапчинской, известно лишь с ваших слов.

С. П.: Кабаков и Кулик - русские художники. У вас и Ленин - великий украинец!

К.Д.: И Кабаков, и Кулик в любом интервью вам скажут, что они украинские художники.

С. П.: Но они не являются объектами киевского арт-рынка.

К.Д.: Настоящий большой художник - объект мирового рынка, а не киевского. Затем в числе наиболее дорогих художников: Василий Цаголов, Арсен Савадов, Олег Тистол.

С. П.: На Sotheby’s работа Савадова была продана за 17,8 тыс. долларов. Могу принести в «ПЛ» расписку коллекционера, купившего мою работу за 30 тысяч.

К.Д.: Расписка - не документ, и вы это отлично знаете. С тем же успехом можно писать на заборе.

«ГАПЧИНСКАЯ - САМАЯ ИСКРЕННЯЯ МОДЕРНИСТКА»

К.Д.: Современное искусство - не только перформанс, представьте себе. Вы когда-нибудь были на биеннале в Венеции? Там представлены и графика, и живопись, и скульптура.

С. П.: Наше государство все время выделяет из бюджета деньги на Венецианскую биеннале. А у нас дети голодают в детдомах, правильно? Мы как-то сказали: давайте мы поедем на биеннале за свой счет.

К.Д.: И почему же не поехали?

С. П.: А вот была масса разных объяснений, почему мы не поехали. Началась какая-то драка, выяснение отношений...

К.Д.: Поясню: Венецианская биеннале - один из старейших, рафинированных и достаточно закрытых клубов современного искусства. Представительствовать там может только государство. Либо художественная институция, которой государство делегирует это право, - в Украине таковой является PinchukArtCentre. «Просто группе художников» на биеннале не дадут возможности появиться официально ни за какие деньги.

С. П.: Скажите, вы можете публично заявить, что съедите свой тапочек, если работа Пинчука или Пояркова появится на Венецианской биеннале?

К.Д.: Я последний раз в цирке был два года назад в Пхеньяне. Давайте ближе к теме.

С. П.: Все понятно! Теперь смотрите: модернизм, как и концептуализм, появился как искусство бунта. И каким количеством бюрократических процедур обросли эти бунтари! Но придет новое поколение художников, которое поломает все правила. Я считаю, что Гапчинская сегодня и есть самая искренняя модернистка.

«ЕСЛИ ЗА ХУДОЖНИКА ПЛАТЯТ МИЛЛИОНЫ, ТО КУРАТОРЫ ОТДЫХАЮТ»

С. П.: Моя профессия - книжный график. Вы можете назвать более титулованного книжного графика в Украине?

К.Д.: Книжная графика не является сегодня тем искусством, которое экспонируется в мировых музеях. Это больше декоративно-прикладного характера вещи.

С. П.: В музеях весь период Средневековья - иллюстрации к Библии.

К.Д.: Мы о наших временах.

С. П.: Мы сами себе выбираем времена. И если мы с Олегом Пинчуком заставим считать нас олицетворением нашего времени, значит - мы будем лицом нашего времени!

К.Д.: Я продолжаю. Книжная графика существовала как дорогое искусство до тех пор, пока не появилось книгопечатание, которое превратило книжную графику в широчайшего употребления жвачку. Великих графиков можно сосчитать по пальцам: Дюрер, Бердслей, безымянные мастера средневековой миниатюры.

С. П.: Разрешите уличить вас в безграмотности. Есть современный иллюстратор - Фрэнк Фразетта, чьи работы на Christie’s и Sotheby’s продаются по 2-3 миллиона долларов.

К.Д.: Я страшно рад за Фразетту, но, знаете, на Sotheby’s продают много разных вещей, в том числе старые чашки и ложки.

С. П.: Признайтесь честно, вы впервые услышали о том, что современный иллюстратор может стоить миллионы.

К.Д.: Любезный, вы не Фразетта, а мы тут - о вас. Есть люди, покупающие иллюстрации, есть те, которые покупают ложки-вилки, вы вот бутылки собираете. Это вкусовщина. Классический пример - коллекция Рудольфа Нуреева. Когда Нуреев скончался, он завещал продать коллекцию целиком, но целиком ее не купил никто. Потому что среди определенного количества шедевров у Нуреева была куча откровенного фуфла, не имеющего ценности ни для кого, кроме него самого. Нуреев собирал изображения голых мужиков. Для любителей Нуреева в частности и голых мужиков вообще - это было ценностью, для знатоков искусства - нет.

С. П.:(Возбужденно.) Даже трусы Гитлера продали за 10 тысяч долларов, хотя это не шедевр! Полярная по качеству коллекция Ростроповича была куплена полностью. Третьяковская галерея, музей Богдана и Варвары Ханенко - тоже частные коллекции, собранные без помощи кураторов. Часть мира будет восторгаться вкусом Медичей, Третьякова и Ханенко, а остальные - вкусом каких-то кураторов...

К.Д.: Напомню, что Медичи не склоняется. И вкус Третьякова, как и Гуггенхаймов, вещь генетическая. Я знаю людей, которые пытались руководствоваться собственным вкусом. У некоторых действительно хорошие коллекции. Только, как правило, поездив по миру, они все то, что сперва накупили, вынесли в гараж, а в дом поместили уже другое искусство.

С. П.: Есть куча людей - кураторов, искусствоведов, которые говорят: без нас вы не разберетесь. Иначе они не заработают! Я считаю, если за художника платят миллионы, то кураторы отдыхают.

«ЕСТЬ МУЗЕИ ПРЕСТИЖНЫЕ И ПРОЧИЕ»

С. П.: Я выиграл с полдюжины международных конкурсов, выставлялся в Московском музее современного искусства и Рижском музее иностранных коллекций, мои работы в Нью-Джерси, в музее Zimmerli и прочих.

К.Д.: Премия конкурса «Иллюстраторы будущего» - штука приятная, но с точки зрения мировой арт-критики равна нулю. Что касается Zimmerli, то этот музей покупает все, что связано с советским искусством. Статус художника поднимают совершенно другие музеи - Питера Людвига в Аахене, Гуггенхайма и МОМА в Нью-Йорке и т. д.

С. П.: Работа Олега Пинчука находится в Венском музее истории искусств.

К.Д.: Появление в музее, где вообще нет отдела современного искусства, работ Оли Петровой, Пинчука и прочих - это отдельная и очень скользкая история. Теоретически, если вы хотите попасть в музей, ему можно подарить работу.

С. П.: Ха! Далеко не факт, что ее возьмут! Фразетта висит в тех же музеях, где висит Джефф Кунс. Точка.

К.Д.: Никакой точки. Вы же были в Америке и знаете, что там в каждой деревне свой музей современного искусства. Есть музеи престижные и прочие.

С. П.: Послушайте, вам удобно считать музей престижным, если это встраивается в вашу систему.

К.Д.: В эту систему встраивается все талантливое. А все неталантливое не встраивается.

«ЕЖЕЛИ ПИАРИТЬСЯ, ТО ВСЕ РАВНО, ЧТО РИСОВАТЬ, А ЗНАМЕНИТЫМ СТАНЕШЬ»

«ПЛ»: Большинство художников не считает нужным появляться на светских тусовках и в кулуарах Верховной Рады. А некоторые занимаются оголтелым самопиаром. Зачем?

К.Д.: На мой взгляд, это «родовая травма» художников постсоветского пространства. Из-за железного занавеса они разглядели два пьянящих образа - Сальвадора Дали и Энди Уорхола. И по всяким информационным огрызкам открыли истину: ежели пиариться, то все равно, что рисовать, а знаменитым станешь. Дело в необразованности и непонимании, что художник все-таки прежде всего искусством должен заниматься.

С. П.: Я тусовки не люблю, меня туда затаскивает Олег Пинчук. Я действительно дважды в неделю на два часа прихожу в ВР, где общаюсь с журналистами, встречаю коллекционеров. Это называется оптимизацией производства.

К.Д.: Почему люди не могут прийти к вам в мастерскую?

С. П.: Потому что прийти в Раду удобнее.

К.Д.: Вы подстраиваетесь под клиентов?

С. П.: Нет! Мне удобнее, когда они подстраиваются под меня! Если бы у нас был свой менеджер... Но люди, которые имеют бизнес-жилку, не хотят идти в область искусства.

К.Д.: Есть господин Щелущенко, госпожа Березницкая (галереи «Цех», L-Art. - Прим. ред.). Эти люди прекрасно делают бизнес и не они бегают в Верховную Раду, а к ним приходят.

С. П.: Я всегда говорил, что в Украине практически нет галерей, есть только комиссионные магазины. Взяли работу, определили наценку, продали. Все. Когда Гриша Брускин попадает в галерею Marlborough, он мгновенно обретает статус. В Украине есть подобные галереи?

К.Д.: Единственное место такого рода - PinchukArtCentre.

С. П.: Я спрашивал о галереях.

К.Д.: Не вижу таких галерей. Но если художник - действительно яркое явление, то опытный куратор безо всяких галерей его найдет. Куратор Харальд Зееман приехал в мастерскую к эмигранту Александру Ройтбурду, который сидел себе тихо в Нью-Йорке, и сказал: я хочу вас в главный проект на Венецианской биеннале. Если искусство стоящее, то в хорошем музее и у хорошего куратора рано или поздно окажется. А в ином случае оно поболтается по второстепенным музеям, да там и осядет.

«ТАКУЮ ДРУЖНУЮ НЕНАВИСТЬ МОЖЕТ ЗАСЛУЖИТЬ ТОЛЬКО ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК»

С. П.: Эрнст Неизвестный на одной выставке сказал фразу, до которой я бы вам посоветовал дорасти: «Мне не нравится. Но я уважаю успех». У-ва-жа-ю успех! Я сейчас сяду в хорошую машину и уеду в 4-этажный особняк на гектаре земли с видом на Киев от Теремков до Позняков. А другой художник поедет на старой «шкоде» в подвал в Дарницу.

К.Д.: Вы не допускаете мысли, что для кого-то квартиры и машины - не мерило успеха, и он не станет рвать жопу ради квартирки?

С. П.: Сальвадор Дали жил в собственном замке - это не мерило успеха, но очевидное его доказательство.

К.Д.: Дали, как сюрреалисту, было глубоко насрать на деньги и на все то, о чем вы с таким пафосом говорите. А замок он купил, чтобы сделать приятное женщине, в которую был влюблен.

С. П.: (С нежностью в голосе.) Когда моя жена была маленькая, ее семья жила вшестером в однокомнатной квартире. И когда я делал ей предложение, пообещал построить замок и назвать улицу ее именем. Построил и назвал - Пухнаста, 1. Я жену называю Пухом. Считаю, что поступил не менее круто, чем Дали! И желаю этого всем украинским художникам!

К.Д.: Браво, браво. Но разница между вами и Дали в том, что Дали создавал свой сюрреалистический мир, а вы просто воплотили обывательскую мечту.

С. П.: А вы не считаете, что вы еще интеллектуально не доросли до того, чтобы понять эпатаж Пинчука и Пояркова?

К.Д.: Согласен, я никогда не дорасту до вашего эпатажа. Не дадут поколения моих предков - горожан с высшим образованием.

С. П.: Гордятся заслугами своих предков те, кто не имеет собственных. У меня такое чувство, что людям вашего круга очень обидно: денег хоцца, а нэту. Однажды ко мне пришел известный политик, бизнесмен и рассказал: «Мы зашли в галерею, там такие мазюки здоровые - мне не нравится, жене не нравится. Жена спросила: «У вас нет работ такого хлопца смешного, в кепке?». Они (страшным голосом): «Пояр-р-ркова?!». И человек понял: это та реакция, с которой бомж смотрит на его «мерседес». И что такую дружную ненависть может заслужить только выдающийся художник!

К.Д.: В качестве заключения: финансовый успех в искусстве весьма относителен. Только присутствие работ художника в престижном музее гарантирует стабильность.

Арсен Савадов, Френк Фразетта, Іван Марчук, Сергій Поярков, Ольга Петрова, Енді Воргол, Олександр Ройтбурд, Ілля Кабаков, Сальвадор Далі, Гаральд Зеєман, Олег Кулик, Олександр Щелущенко, Василь Цаголов, Деміен Херст, Людмила Березницька, Олег Пінчук, Григорій Брускін, Олег Тістол, Євгенія Гапчинська, Ернст Нєізвєстний, Костянтин Дорошенко, Рудольф Нурєєв

Previous post Next post
Up