Автори: Зоя Звиняцковская, Татьяна Кремнева.
Джерело: газета «Всеукраинские ведомости», 6. 01. 1995, с. 13.
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель культуры Украины, лауреат Шевченковской премии Платон Александрович Белецкий - один из немногих оставшихся хранителей высоких культурных традиций украинской интеллигенции. Диапазон его научных интересов необычайно широк: от древнего Китая до современного украинского искусства. При этом, наряду с научной деятельностью, он приобрел заслуженную известность также как блестящий художественный критик. Приступая к осуществлению проекта «Ведомости ART», мы попросили Платона Александровича поделиться с нами своими мыслями относительно культурной ситуации в Украине сегодня.
Платон Белецкий. Фото: Алексей Абрамов
- Платон Александрович, в последнее время довольно распространенным стало мнение, что искусство в Украине переживает кризис.
- Мне так не кажется. Наоборот, как раз сейчас весьма оживились поиски художников, причем, следует отметить, не только молодых, но и уже известных, казалось бы, выработавших свой стиль.
- Что вы думаете в связи с этим об уровне освещения проблем искусства средствами массовой информации?
- Раньше, по-моему, было больше рецензий, статей. Теперь как-то меньше. Меньше стало и журналистов, которые занимаются вопросами художественной критики. Это странно и прискорбно, поскольку жизнь художественная оживилась, а писать об этом вроде бы некому. Были у нас такие талантливые журналисты, как Петр Иванович Говдя, Леонид Владимирович Владич. Они ушли, а замены им нет. Молодых больше влечет украинская старина, народное творчество, прикладное искусство. Создается общее впечатление некоей неустроенности: старое ушло, новое еще далеко не сформировалось.
- Так нуждается ли сейчас искусство во всестороннем освещении?
- Считаю, что да. Я более или менее регулярно читаю киевские газеты, число которых множится, изредка сам выступаю в периодической прессе, в журналах, которые, однако же, интересуются больше стариной, не заказывают статьи на темы, касающиеся современного искусства. А между тем это необходимо, потому что вкус широких масс формируется именно художественной критикой. Да и сами мастера иной раз хотели бы что-то создать, а в результате у них получается нечто совсем другое, и в смысле созданного ими только и могут разобраться талантливые художественные критики.
- Не помогут ли решению проблем искусства возникшие в последнее время культурные фонды?
- К сожалению, эти фонды часто создаются вовсе не для поддержания новых исканий в искусстве, а для самообогащения. Ведь сколько у нас салонов появилось: весь Андреевский спуск сплошь галереи, салоны, но там охотнее всего торгуют антиквариатом, иконами не самого лучшего письма. И вот так получается, что антикварная торговля у нас процветает, а современные работы если и находят сбыт, то за границей. А есть талантливые ребята, которые уезжают и живут в Париже, в Германии… Так что все эти фонды, спонсоры, благодетели, как они себя изображают, в частности, национального искусства - это, в общем-то блеф. Что же касается национальной традиции, то ее у нас практически нет. Когда-то усердно искали национальную форму, находили ее в традиционных народных картинах, Казаках Мамаях… Она же была в другом. Когда-то у нас была очень сильная графика, и ее можно было отличить от графики прибалтийской, русской, у нее было свое неповторимое лицо. А сейчас даже те мастера, которые работали в разительно национальном духе, как-то увяли. Очень многие подрабатывают, расписывая возвращенные общинам церкви. То, что мне приходилось видеть, не радует.
- Какой же должна быть позиция критики в этой ситуации? С одной стороны, необходимо отражать существующие факты культурной жизни, чтобы сохранить их для истории, а с другой - нужно поддерживать определенный уровень, не позволяя критике мельчать вместе с искусством.
- Обязательно нужно поддерживать, и для этого нам весьма не хватает сейчас фундаментального художественного центра. Создали Академию художеств, но, по сути, это тот же самый институт. Другие учебные заведения ему не подчиняются, более того, он отодвинулся на второй план в связи с тем, что во Львове тоже открылась Академия. Увы, Академия - лишь название (и, к сожалению, не центр, а крайне правый фланг - прим. авт.). нет также издательства, которое так нужно. «Мистецтво» резко снизило свою активность. «Наукова думка» теперь почти не выпускает монографии по искусству. Что касается периодических изданий, то их также абсолютно недостаточно.
Союз художников, некогда объединявший творческие силы, практически развалился, никто с ним не считается. Мне недавно прислали повестку - слезно умоляли прийти на заседание секции художественной критики, которое уже два раза не состоялось, несмотря на то, что должны были обсуждаться жизненно важные вопросы. Молодые художники вообще не стремятся поступать в Союз. Помещения сдаются, там уже нет выставок…
Я думаю, что либо Союз художников должен вновь завоевать авторитет - это менее вероятно, либо нужна Академия художеств, которая будет следить за развитием искусства, направлять в период безвременья. Иначе изобразительное искусство ждет прозябание.
- Как вы считаете, не смогут ли стать альтернативой Союзу небольшие творческие объединения, которые создают художники различных направлений?
- Ничего плохого в этом нет. 32 год, положивший конец объединениям, всех насильно загнав в единый союз, не был благом. Почему бы не расти различным цветам? Одни зачахнут, другие расцветут пышным цветом.
- Но позиция критики в этой ситуации очень шаткая…
- Она должна быть воинствующей. История рассудит. Вспомним непримиримые позиции Бенуа и Стасова, которые не помешали и передвижникам и «Миру искусства» занять свое место в истории. Если критики будут не соглашаться друг с другом, это только полезно, ведь тривиальным является утверждение: «В споре рождается истина».
- Скоро Рождество. Не могли бы вы, как большой знаток украинской старины, поведать нашим читателям какие-нибудь интересные факты, связанные с этим праздником?
- С удовольствием. Різдво - один из самых любимых праздников в Украине. Но что такое Рождество, народ представлял слабовато. У известного фольклориста Сумцова есть статья о Рождестве в фольклоре Украины, которая, в частности, содержит любопытный рассказ о том, как Богородица окрестила Христа и стирает его пеленки в голубом Дунае. А другой рассказ и вовсе курьезный. Собрались Господь с апостолами и святыми, сиядят они за столом, и говорит Господь: «Є у нас усе, нема на столі тільки Святого Різдва». И поручат апостолу Петру найти, доставить Святе Різдво и принести на стол. Апостол Петр возвращается ни с чем и говорит: «Зустрів таке страховисько, що перелякався, повернувся ні з чим». «Так то ж і було Святе Різдво».
- Большое спасибо за интервью. Сердечно поздравляем вас с Рождеством.
- Благодарю, я тоже от всей души поздравляю читателей газеты и желаю - добрым людям, злым нет - веселых праздников, счастливого Рождества, и да хранит их Господь.