Автор: Ксения Сековая.
Джерело: журнал «Kvadrat», май 2013, с. 18-23
Очень полезно вспоминать, что вы говорили в детстве, когда вас спрашивали: «кем ты хочешь стать?» То, что ребенок отвечает, он вскоре забудет, но, по сути, это и должно оказаться делом жизни. Когда маленького Костю Дорошенко спрашивали, кем он хочет стать, он отвечал - королём. И никого это не смущало, никто не собирался перечить ребёнку. Но один вредный дядя - мамин знакомый - однажды сказал, что никаких королей уже не бывает, их давно всех свергли... Этот человек стал для Кости неприятным надолго. Ведь нет ничего больнее разрушенной детской мечты. Но всё плохое скоро забывается, и несмотря на чьи-то предрассудки, известный украинский арт-критик, куратор и медиаменеджер Константин Дорошенко всё же стал «королём». В своём понимании. А что это значит - читаем...
Open Face
Одним из самых известных печатных детищ Константина Дорошенко, в котором он выступил главредом, был журнал «Афиша» (Киев). Создавая в 2001 году, по приглашению владельца холдинга «KP Media» Джеда Сандена, новое издание, Дорошенко не копировал аналогичный российский журнал. Гораздо интереснее редакции было изучать опыт европейских и американских изданий, таких как Time Out, к примеру. Сверхзадача журнала была довольно амбициозна - не потакать существующим вкусам, а диктовать их, по-своему расставляя акценты.
- Медиа существует для того чтобы открывать звезд и тенденции, а не жевать одну и ту же «жвачку». Вот в этом, собственно, смысл этого бизнеса, - говорит Константин Дорошенко.- И довольно долго киевскую «Афишу» нам удавалось делать так. Многие с удивлением узнавали, насколько в их городе, там, где они работают и живут, больше интересного, чем им казалось на первый взгляд.
Главной фишкой издания было стремление открывать новых людей. Или раскрывать их в неизвестных публике амплуа. Оказавшийся на обложке второго номера «Афиши» художник Илья Чичкан не скрывает, что Дорошенко открыл его, как медийного персонажа.
- С Ильей Чичканом мы знакомы в 90-х, я первым стал писать о нем не только как о художнике, но как о ярком человеке, формирующем определенный стиль жизни, - вспоминает Дорошенко. - Успех Чичкана, кстати, во многом связан с его открытостью и отсутствием снобизма. Однажды, представляя меня какой-то западной кураторше, он сказал: «Этот человек раскрутил меня в медиа так, как Уорхол сам себя в Америке».
Из историков в журналисты
Способность раскручивать свои идеи, идеи других людей, события и явления, которая так необходима в современном мире медиакратии, проявилась у Дорошенко не сразу. Во времена его детства использовать медиа в качестве бизнеса никому в голову не приходило. В таких случаях говорят: «в профессию он пришел неожиданно». Юность и школьные годы Константина пришлись на время развала советского союза, «лихие девяностые». По впечатлению Дорошенко, главной задачей молодёжи того времени, никем не озвученной, но витавшей в воздухе, - было сделать всё, что было до того времени запрещено.
- С одной стороны у молодых людей было понимание, что им никто уже не может ничего запретить. С другой - сама криминальная атмосфера в стране была такой, что каждый день мог оказаться последним. Вот никто особо и не задумывался о каких-то длительных стратегических карьерах. Меня настолько увлекал сам этот ритм жизни, что я не сильно думал о будущем.
Тем не менее, молодой человек поступил на исторический факультет Киевского университета им. Т. Шевченко - историей интересовался с детства, в младших классах читая учебники по этому предмету для старшеклассников, как занимательную литературу. Работая над дипломом, посвященным европейскому рыцарству и куртуазной культуре, слушал частные лекции украинского историка искусства Платона Белецкого. В 1992 выступил инициатором выставки к 70-летию ученого в филиале Музея истории города Киева.
Казалось бы, быть Константину историком, но его стремление резко меняет одна встреча. На факультете довелось познакомиться с ученым, родившимся в Украине, профессором Гарварда Омельяном Прицаком.
- Он был членом нескольких мировых академий и человеком совершенно фантастическим. Прицак знал 54 языка. Он приехал в Киев из Америки, чтобы создать институт востоковедения, у него была своя система восприятия исторического процесса. Когда я столкнулся с ним, мой мир это очень обогатило, но я понял, что таким ученым мне не быть никогда и карьеру историка решил не строить.
Дорошенко отказался поступать в аспирантуру. Но у юного выпускника и почетного профессора завязалось общение, Прицак даже предлагал Константину ехать на стажировку в Сорбонну. В день, когда учитель и ученик должны были встретиться и обговорить все подробности зарубежной стажировки, Дорошенко...напился. Специально, чтобы не попасть на встречу.
- Для меня была невыносимой мысль, что я могу когда-нибудь этого человека разочаровать.
Первым местом работы Дорошенко стал Музей истории города Киева. Тогда он встретился со своей будущей женой - искусствоведом по образованию, работавшей, тем не менее, в одной из киевских газет. Именно благодаря жене имя Дорошенко появилось на страницах украинских изданий. Она убедила главного редактора своего издания сделать страницу, посвященную культуре и искусству. И предложила Константину написать рецензию. Посвящалась она киевской премьере «Лоэнгрина» Вагнера, и с этого началось сотрудничество, а затем и роман будущих супругов.
Модная жертва
- Моей жизни дает вдохновение понимание того, что внезапно я могу встретить интересных людей, вера в то, что талантливые люди постоянно появляются и постоянно рождаются.
Одной из подобных встреч стало знакомство с дизайнером Ольгой Громовой. Они пересеклись на круглом столе, организованном Катей Осадчей на тему Black tie и дресс-кода, после чего Костя отправил Ольге смс: " Ты ох....ая чувиха, давай выпьем кофе«. После чего тотчас подумал: «Какой же я идиот! Кто такое пишет незнакомым людям, еще и таким культовым!». Но, на удивление, Ольга ответила. Творческая личность всегда в состоянии отличить неординарного человека от обыкновенного наглеца. На первом же кофепитии и был придуман их нашумевший совместный проект «Фатальные стратегии».
Показ был посвящен тому, что одежда - всего лишь вещь, которая не может быть культом. Что идея качества жизни не должна застилать жизни самой. Своеобразным «либретто» к показу стало одноименное произведение философа Жана Бодрийяра, украинский перевод его книги вручали в качестве пригласительных, а цитаты из трактата текли бегущей строкой над подиумом.
Во мраке нарочито темного зала модели торжественно шли в ошеломительных белоснежных платьях в стиле архитектурной бионики. В финале стена, отделявшая язык подиума от кулис, разверзлась, и за ней поднялась стена огня. Под вскрики и даже слезы пораженной публики, модели бросали в него только что околдовавшие ее наряды.
Ольга Громова показала итоговую коллекцию накануне старта Украинской недели моды. «Мода - миф, в скором времени она перестанет существовать в нынешнем виде, я не вижу будущего у модных дизайнеров. Платье должно просто прикрывать колени, не нужно делать из него фетиш», - такими словами Ольга завершила модную деятельность. Оставаясь смело мыслящим художником и дизайнером.
Уроки жизни
Именно стремление открывать новых людей и новое искусство побудило Константина Дорошенко курировать арт-проект. Но первая кураторская работа стала и первым уроком. Организация персональной выставки «Распятый Будда» Александра Ройтбурда, жившего тогда в США, принесла Дорошенко много вдохновения, но стоила и огромных усилий. Лишь в конце куратор вспомнил, что предусмотрел в смете все, кроме собственного гонорара. Константин тогда осознал навсегда, что любая работа должна быть оплачена, даже если она вдохновляет. Впрочем, художник оценил проект высоко, подарив вскоре другу-куратору свое полотно.
Дорошенко обладает уникальной способностью - учиться на собственных ошибках. Когда- то в самом начале своей творческой деятельности, работая в издании, он сделал неудачное интервью. Главный редактор, ничего не объясняя, сказала: «Вижу, что интервью у вас никогда не получится». Константина это сильно задело - королям ведь нужно признание. Но обида развернулась в полезное русло: он решил доказать, что способен не просто интервью писать, а ломать стереотипы. И сделал успешное интервью с директором модельного агентства Linea 12 Машей Манюк, известной сегодня всей Украине по телешоу «Маша и модели». За которое даже получил премию. И тотчас уволился из журнала - этот урок был пройден.
Получив опыт персональной кураторской работы, Константин Дорошенко решил объединиться с близкими по духу и стилю работы людьми. В 2009 году вместе с Оксаной Грищенко они создают арт-объединение: «Клиника Дорошенко Грищенко». Ее миссией провозглашают оздоровление общества через искусство. Каждый из соучредителей выступает со своими кураторскими проектами, иногда «Клиника» привлекает кураторов со стороны (Татьяна Гершуни из Канады, проект «Аут»; Коан Джеф Байза из США, «Аут: Нейроразнообразие»).
- Международный арт-проект «АУТ» посвящен теме аутизма, но не просто как медицинскому или психологическому явлению, но как диагнозу всего современного общества, в котором люди все больше отчуждаются друг от друга. Факторов здесь множество: информационное пресыщение, видеоигры и виртуальная реальность, СПИД, впервые поставивший человека перед фактом: тебя может убить не враг, не злоумышленник, но человек, который тебя любит - просто не зная, что является носителем смертельного вируса. С другой стороны, с точки зрения понятия «Нейроразнообразие», ставшего девизом второго АУТа, аутисты, синэстетики и другие люди с нетипичным мировосприятием, могут стать теми, чей опыт полезен для адаптации в современном мире с его непрогнозируемыми темпами изменений. Концепцию нынешнего - «Сны наяву», посвященного визионерству и психологии творчества, придумали легендарный питерский критик Виктор Топоров и мой партнер по «Клинике» Оксана Грищенко.
В 2011 году журнал «Art Ukraine» назвал Дорошенко одним из 10-ти ведущих украинских арт-критиков десятилетия. Куратор входит в топ-50 самых влиятельных людей современного украинского искусства и топ-25 влиятельных деятелей украинского арт-рынка по версии журнала «Фокус» (2012). Чем не долгожданное коронование?
- Что значит быть королем? Определенно это значит быть тем, кто может все, чего он хочет, обладает определенной властью над своей жизнью, так я и стараюсь жить. Реализую какие-то проекты, возвышаю какие-то отношения, пытаюсь в своей жизни руководствоваться своей волей, своей идеей. Это не то чтобы совершенное самодурство, нет. Это очень интересный процесс, когда ты - тот самый человек, который в твоей жизни принимает решения. Даже если они дурацкие и приводят к плохим результатам, но они - мои.
В моем детстве...я был абсолютно счастлив
Мой взгляд на мир... изменчив
Мне иногда кажется....что вот-вот произойдет чудо
Самое большое удовольствие для меня...интересные люди
Мне хочется...всегда разного
С точки зрения арт-критика... искусством может быть что угодно
Самое сложное... позади
У меня ощущение... того, что все только начинается
Моя семья - это... я
Если у тебя есть талант...не старайся понравиться
Самое странное...вспоминать себя в прошлом
Нужно быть... собой
Как- то я... удивил сам себя и приятно, что это продолжается
Украинский медиа-бизнес... уже существует