Гиперреализм и дьявольщина обыденности

Mar 31, 2013 15:43

Автор: Константин Дорошенко.

Джерело: газета «Киевский телеграф», 22.05. 2000, с. 20.

Творческие визиты Петра Мамонова в рефлексиях киевлянина.

Недавно Киев снова видел моноспектакль легенды советской альтернативной музыки и постсоветской альтернативной культуры Петра Мамонова «Есть ли жизнь на Марсе?» в программе фестиваля «Київ Травневий», благодаря продюсеру Геннадию Гутгарцу и Украинской национальной шоу-бирже.



Петр Мамонов. Фото: приобретено на рок-фестивале «Звезды-88» (Киев).

Впервые местные театралы лицезрели монструозную мистерию 2 года назад, в рамках «Мистецького Березілля». Главный креэйтор украинского театрального процесса Сергей Проскурня окрестил спектакль шедевром, а критик Ольга Островерх блестяще подытожила впечатления от него на страницах приснопамятного журнала «Парад»: «Петр Мамонов выбил почву из-под ног любителей «вечных проблем», тотально разрешив вопрос, мучающий интеллигенцию на протяжении нескольких десятилетий, - «Есть ли жизнь на Марсе?». Призвав на помощь Антошу Чехонте, он дал понять, что «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», а раба из себя нужно ежедневно выдавливать по капле. Чем и занялся при большом скоплении народа. Публика… была заворожена этим эсхатологическим зрелищем до такой степени, что у наименее уравновешенных просто «сорвало крышу». Так, некая немолодая дама в конце спектакля разразилась серией истерических воплей на тему: «Он же плюет на вас!». И, хотя Мамонов был великолепен, а дама явно неадекватна, нельзя не отметить, что определенный смысл в этой реакции все же был. По крайней мере, часть зрителей наблюдала у себя явные «пилоты» посттрансового состояния в виде нарушений координации и тому подобного». От себя могу добавить, что еще одна дама вошла под конец действа в такой раж, что громко кричала Мамонову - «Горько!» вместо «Браво!».
За 2 года отношение общества к спектаклю дрейфовали от шока к адаптированности, он был признан самой оригинальной постановкой Московского театра имени К. С. Станиславского и номинирован на престижнейшую российскую театральную премию «Золотая маска». И киевская гастроль прошла без эмоциональных эксцессов и курьезов. Впрочем, мракерские стиляги, веселушные кибер-панки, аккуратненькие и чистенькие псевдо-хиппи, а также вполне пленительно-буржуазная публика реагировали аплодисментами почти на каждую гримасу, позу, песню, фразу Мамонова. Таких настойчивых оваций на протяжении одного спектакля в театре не удостаивается, пожалуй, даже балетная прима - мастерица фуэте.
Харизму Мамонова, его умение заполнить любое пространство и загипнотизировать любое количество людей своими плясками св. Витта и завораживающими завываниями Киев впервые прочувствовал в 1988 году, во время первого и последнего здесь по-настоящему драйвового, свободного и «отвязанного» рок-концерта на стадионе «Динамо». Тогда еще слыхом не слыхивали о независимости, а перестройка еще только проклюнулась, и всем хотелось поскорее упиться атмосферой свободы - «а вдруг все вернется?». Эта боязнь провоцировала здоровую неуемность, хулиганский дух первого осознания собственной значимости и гипотетической свободы. Последующий фетиш - «гражданское общество» - тогда еще не поминали даже всуе. Атмосфера на «Динамо» царила впечатляющая. Музыканты маститых - и не слишком - российских и украинских групп (на одной площадке выступали уже неоднократно появлявшиеся по общесоюзному ТВ «Бригада С» и даже в Киеве известные только по слухам «Воплі Відоплясова») «тусовали» на поле среди ошеломленных такой демократичностью зрителей. Вконец обалдевшие милиционеры (то был краткий исторический момент их растерянности - бить или не бить?) подходили к курящей у ограждавших поле барьерчиков молодежи с мессиджами: «Одно из двоих! Или на поле, или на места!». Эйфорию рок-марафона не погасил даже разразившийся на очередном часу «борьбы» ливень. И вот в этой атмосфере мы впервые увидели Мамонова и вживую услышали его «Звуки Му». До того времени до большинства даже самых «продвинутых» и «прогрессивных» доносились лишь смутные слухи о существовании в Москве совершенно невыносимого и «обезбашенного» Пети, который круче Сукачева, мощнее Кинчева и вообще самобытнее всех. И вот - свершилось: культовая (тогда еще и слова такого не знали) «Муха - источник заразы» огласила кручи Днепра, а Мамонов был признан самым сногсшибательным явлением фестиваля.
Потом был контракт с Брайаном Ино, выход «винила» на Западе и хорошие гастроли в Великобритании, роспуск группы в зените ее славы, главная роль в кинофильме «Такси-блюз» и эпизодическая, но виртуозная, гениальной огранки - в «Игле» (помните импровизированный танец доктора-монстра на лестничной клетке по факту овладения наркотичками?). Затем - создание группы «Мамонов и Алексей» с собственным братом Алексеем Бортничуком (ну какая же российская музыка без украинских фамилий?) и культовый спектакль «Лысый брюнет», на который среди киевских эстетов пост-панка было модно специально ездить в Москву.
И вот - «Есть ли жизнь на Марсе?». Ехать никуда не нужно. Тексты: Ермилов, Ионеско, Мамонов, Ожегов, Рубинштейн, Чехов. На сцене - символическая бутылка водки, тонетовский стул, деревянная ширма. Свет - создает эффект скорее не театра, а концептуального визуального искусства. Сюрреалистические монологи чередуются песнями под электрогитару - привычно мамоновскими. Брейгелевские гримасы, пластика a-la «катастрофы тела», брызги пота и слюны, «животная радость общения с залом» (формулировка авторов энциклопедии «Кто есть кто в советском роке?», М.: 1991). Гротеск? Театр абсурда?
В том-то и дело, что нет. Все это - мы с вами, вчерашние и сегодняшние, подверженные информационным атакам, пострадиационным мутациям, социальным и ментальным экспериментам. А театр Мамонова - вполне реалистичен, только с приставкой «гипер». Его контекст - «бестолковое пространство наших аритмических усилий и притязаний». И Петр гениально и проникновенно передает всю знаковость, тоску и мистику обыденности. Еще Майринк и Кафка ведали, что не экстраординарные ситуации, а именно повседневность полна смуты и дьявольщины. «Ученик спросил: «Раствориться в бытии или раствориться в небытии - не все ли равно?». Учитель сказал: «Не знаю».
Вообще, мамоновская мистерия актуализирует немало глобальных вопросов. Человек непредубежденный вряд ли поставит под сомнение, что вечная проблема «Воловьих лужков», равно как и спор о том, лучше ли Угадай Откатая, куда более космополитична и ментально укоренена в сознании человечества, чем решаемые в течение последнего столетия Россией «Что делать?» и «Кто виноват?». Более принципиальной для homo sapiens остается только проблема, названная Гюрджиевы «Обезьяним вопросом»: прошлогодний всплеск суемудрия на тему, кто же от кого произошел, до сих пор прокатывается по страницам газет и делает волны в сетях Интернета.

Франц Кафка, Геннадій Гутгарц, Браян Іно, Сергій Ожегов, «Звуки Му», Костянтин Кінчев, «Мамонов и Алексей», Ольга Островерх, Ежен Йонеско, «Мистецьке Березілля», Петро Мамонов, Сергій Проскурня, Антон Чехов, Володимир Єрмілов, Лев Рубінштейн, «Бригада С», «ВВ», Густав Майрінк, Костянтин Станіславський, Георгій Гюрджиєв, Олексій Бортничук

Previous post Next post
Up