Критика №251: РУССКАЯ МЫСЛЬ В КИТАЙСКОМ ПЕРЕСКАЗЕ

Mar 02, 2012 15:37


Когда этот высокий, улыбающийся китаец вошёл в аудиторию - показалось, что в неё вплыло солнце: такая позитивная, харизматичная аура его окружала. Как там у Маяковского: «Но странная из солнца ясь струилась, - и степенность. Забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно». Назвать профессора Пекинского педагогического университета Чжана БАЙЧУНЯ светилом можно и без всяких метафор: именно в его переводах сегодня в Китае выходят труды русских философов, и этот пласт русской культуры становится достоянием Поднебесной.


Но и у самих русских студентов лекции китайского профессора имели успех - в Гуманитарном институте СФУ о визите коллеги вспоминают до сих пор. «Само по себе - это замечательное событие: русская философия глазами (и устами) китайского учёного, - говорит И.Н. КРУГЛОВА, профессор кафедры философии ГИ СФУ. - А в сочетании с высоким профессионализмом и великолепным владением русским языком (равно как и всем контекстом русской культуры), талантом рассказчика и глубиной исследовательского поиска лекции создали атмосферу настоящего интеллектуального праздника».

Именно Инна Николаевна Круглова взяла у гостя интервью для нашей газеты.

- Профессор Чжан, как случилось, что вы заинтересовались не просто русской философией, но русской религиозной мыслью?

- Это долгая история. Я был математиком, окончил математический факультет. Потом занялся философией. Через год меня послали в СССР в аспирантуру философского факультета Ленинградского государственного университета; это был октябрь 1988 года. Тема моей диссертации

- «Проблема существования в философии и науке», и там не было связи с русской философией.

Однажды мы говорили с товарищами по общежитию (все мы, философы, жили в одном общежитии), и меня спросили: кто самые великие философы в Китае? Я, конечно, назвал КОНФУЦИЯ и ЛАО-ЦЗЫ, которых хорошо знают ваши студенты. Соответственно, и я задал тот же вопрос: кто самые великие философы в России? Тогда я впервые услышал имена: Владимир СОЛОВЬЁВ, Николай БЕРДЯЕВ. Для меня это было открытие. С этого момента я начал интересоваться ими.

Но достать их труды было нелегко. Мне здорово повезло, потому что именно тогда в СССР начали издавать русских философов. Можно сказать, наступил бум на эти издания. За время учёбы я собрал почти всё, что вышло в период «перестройки» по русской философии. После учёбы в Петербурге я привёз все эти книги с собой домой (конец 1993 г.) и начал заниматься русской философией. Моя библиотека постоянно пополняется. Да, я больше всего занимаюсь именно русской религиозной философией, потому что главной линией в русской философии была религиозная.

- Вопрос, который вызвал наибольший резонанс в нашей студенческой и преподавательской аудитории: вы считаете, что русская мысль внесла свой вклад в мировую философскую культуру благодаря именно религиозной философии конца XIX - начала XX вв.?

- По большому счёту в мире существует две философские традиции: восточная и западная. В Европе каждая великая нация создала свою национальную философию в рамках этой традиции. Русский народ - тоже. В сравнении с другими европейскими народами русским нелегко было выполнить эту задачу; казалось, в западном интеллектуальном пространстве для него уже не было места. Особенно после классической немецкой философии трудно изобрести что-то новое. Но, в конце концов, у русских сформировалась самобытная философия; её ядром является русская религиозная мысль, вершиной которой стала так называемая философия «серебряного века». В рамках западной философии русская религиозная философия представляет собой оригинальное образование, занимает особое место. Я считаю её большим вкладом русского народа в сокровищницу мировой философской культуры. (...)

2 Мар, 2012 at 3:28 PM http:// russian- idea- in.livejournal.com/146627.html

Комментарий: По-моему я впервые получаю поддержку извне, о том, что восточная философия - это такая же достойная традиция, как и западная, и что русская философия начинается с установления противоречия Восток - Запад, материализм - идеализм, конкретное - абстрактное, село - город. И хотя китайский профессор, о котором идет рассказ, еще не знает о нашем открытии и разработке русской идеи, тем не менее он верно обозначает ключевые моменты:

- Не только новоевропейская философия началась с отказа от религии, то есть секуляризации. Греческая философия тоже началась с отказа от мифологии;

- Были попытки создать современную китайскую философию в терминах западной философии, особенно немецкой классической, но все эти попытки потерпели крах; они привели китайскую философскую мысль в тупик;

- В нашем философском сообществе, как везде, главное внимание на Запад. Западная философия у нас всегда была в моде. Однако я заметил, что она до сих пор ничего существенного не принесла для китайской философии. Причину я вижу в том, что в китайской интеллектуальной культуре отсутствует критический дух;

Также верен вывод китайского профессора о посреднической роли русской философии между восточной мыслью и западной:

- Мне кажется, что нам, китайским философам, легче изучать русскую философию. Между русской и китайской философиями возможен плодотворный диалог. Если русские любомудры лучше понимали западную философию, то китайские философы лучше понимают русскую философию. В этом плане русская философия играет посредническую роль. Поэтому я считаю, выход для современной китайской философии заключается в изучении русской философии и русской культуры вообще;

Но здесь Чжан БАЙЧУН немного неточен, ибо с открытием и разработкой русской идеи как метода философии триединства роль русской философии значительно вырастает и она начинает играть не посредническую роль (то есть несамостоятельную), а синтетическую, создавая синтез трех философий - восточной, западной и русской в родовую философию вообще. То есть восточная философия работала с природой как ОБЪЕКТОМ (МАТЕРИЕЙ), стоит вспомнить Лао Цзы, который из наблюдений за природой открыл Троицу как объект: «Разум произвел единицу, единица произвела двойку, двойка произвела тройку, тройка произвела мир», западной философии, исключившей природу из своей практики, было дано открыть Троицу как СУБЪЕКТ (МЕТОД, ДВИЖЕНИЕ), вспомнить хотя бы гегелевскую триаду: «тезис - антитезис - синтез» и только России было дано осуществить синтез противоположностей восточной и западной философии в третье качество - синтез ОБЪЕКТА И МЕТОДА в ДЕЙСТВИЕ.

Появление такого материала знамение времени. 4 марта 2012 года исполнится двенадцать лет замалчивания открытия русской идеи. А происходящее сейчас интеллектуальное брожение в России, да и во всем мире, на Востоке и на Западе, показывает что время признания русской идеи наступает и оно неотвратимо. Ибо русская идея быть может не нужна сегодняшнему правительству и обществу России, но она насущно нужна русскому народу и всему человечеству как открытие не только местное, этническое или национальное, а всемирно родовое. Ибо Троица - это не что иное как ГАРМОНИЯ. И она сегодня остро нужна всем - всему человечеству.

Адрес статьи http://nauka.baikal24.ru/article.php?type=digest&id=57 «Байкал24.Наука» Источник: sibforum.sfu-kras.ru 16.02.2012

противоречие Восток - Запад, восточная философия

Previous post Next post
Up