Согласно «Повести временных лет», наши предки избрали Православие своей верой, пораженные неземной красотой православного богослужения. В период атеистического засилья в России, когда любая публичная проповедь веры, любая катехизация были невозможны, для многих наших соотечественников вратами в духовную сокровищницу Православной Церкви снова стала именно литургия. В этот трагический для нашей Церкви период богослужение было, таким образом, единственной возможной формой миссии. (...)
Представляемая вниманию российского читателя книга кардинала Томаша Шпидлика «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным научно-богословским исследованием, помогающим лучше узнать историю молитвенной и богослужебной практики Православной Церкви и соприкоснуться с тем неисчерпаемым духовным богатством, которое в ней обретается.
Недавно почивший чешский кардинал Томаш Шпидлик (1919-2010) пользовался заслуженным международным признанием в качестве одного из крупнейших в Римско-Католической Церкви знатоков православной духовности. Принеся монашеские обеты в Велеграде, где покоятся мощи святителя Мефодия, апостола славян, Т. Шпидлик всю свою долгую жизнь посвятил исследованию византийского богословия и традиции христианского Востока. Его хорошо знали и ценили в России, в том числе и благодаря некоторым уже опубликованным на русском языке трудам.(...)
Русская идея. Иное видение человека. (франц), Труа, 1994 (франц.) (переведено на итальянский, чешский, польский, румынский, немецкий и русский языки) (...)
http://russian-idea-in.livejournal.com/145715.html Комментарий: Судьба и биография кардинал Томаша Шпидлика - самое убедительное свидетельство реальности и огромной всечеловеческой силы русской идеи, ее родовой силы, когда идея, зародившаяся в России, выходит на всемирно-общечеловеческий уровень, предвещая новое человечество - преодолевшее родовой эгоизм и объединившееся ради спасения жизни на Земле. Кардинал Томаш Шпидлик не нашел русскую идею, но даже сквозь призму зрения католической церкви он чувствовал ее существование и очень верно осмысливал многие труднейшие рациональные положения. Суть позиции кардинала Шпидлика в предисловии к его книге очень верно сформулировал митрополит Илларион:
«Кардинал Т. Шпидлик верно замечает, что на Востоке целостный подход в миросозерцании (то, что автор называет «позитивным богословием») одержал верх над «схоластическим» богословием, поскольку восточные святые отцы в своих трудах, посвященных молитве, постоянно указывают на опасность подмены целостного духовного видения «чистых сердцем» рациональными концепциями».
Это поистине духовная болезнь времени: увлеченность рациональными построениями и концепциями, которым особенно больна западная цивилизация, ныне поработившая правительство и интеллигенцию России. И личность кардинала Томаша Шпидлика - самый убедительный ответ о реальности русской идеи, православия и России в мире. А более всего реален русский народ - самый непокорный и самый творческий народ в мире. Мы уже дважды писали о Томаше Шпидлике, см. «Памяти Томаса Шпидлика» (12 мая 2010 г.,
http://kcherepanov.livejournal.com/39643.html), «Критика №219: Лорета Вашкова ЧТО МЫ НА ЗАПАДЕ ПОДЗАБЫЛИ? (Памяти Томаша Шпидлика)» (4 мая 2011 г.,
http://kcherepanov.livejournal.com/79645.html), и каждая публикация дает новую и новую ценную информацию о духовном наследии католического кардинала, чистым сердцем узревшего русскую идею и грядущую судьбу России.
Адрес статьи
http://pravkniga.ru/recomendations.html?id=1566 Дата публикации: 25 мая 2011 года