Критика №226: Ульянов НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - ЭТО РУБЛЕВСКАЯ ТРОИЦА

Aug 07, 2011 20:51


   ТРИ ДАТЫ АНДРЕЯ РУБЛЕВА


   В официальном делопроизводстве, к которому относятся и русские летописи, как правило, не встречаются сведения о рядовых участниках исторических событий. За редким исключением, в них находили отражение лишь государственные деятели и некоторые официальные лица из придворной свиты. Таким редким исключением и оказался великий художник Древней Руси преподобный Андрей Рублев.

Подчеркну, что с Рублевым связано всего три точно датированных документа. Первый из них - летописное упоминание того, что в 1405 году расписывался храм Благовещения "на князя великого дворе". В нем в числе соработников Андрея Рублева названы два мастера: "иконник" Феофан - известный византийский художник Феофан Грек, бывший в это время на Руси, и старец Прохор с Городца. Таким образом, самое раннее упоминание об Андрее Рублеве связано с работами по украшению домового храма во дворце великого князя, что укладывается в этикетную традицию официального делопроизводства.

Весьма примечательно, что рядом с именем Рублева упомянут его статус "чернец", то есть инок, монах. Сам по себе это уникальный факт для исторических документов позднего средневековья, вот почему именно данное упоминание принято за основную дату жизни иконописца. Причем, исходя из того, что в летописном источнике Андрей Рублев назван всего лишь третьим по счету, некоторые историки полагали, что в этой коллегии мастеров-иконописцев он находился в "учимом", младшем чину, то есть на уровне подмастерья. Однако такой взгляд совершенно неверен и противоречит историческому контексту.

Второе летописное известие повествует о работе Андрея Рублева в 1408 году над росписью кафедрального храма - белокаменного Успенского собора во Владимире, где в то время была резиденция (седалище) главы Русской Православной Церкви. Здесь Андрей Рублев упомянут вместе с Даниилом "иконником" (Даниилом Черным, как еще иногда его называют) вновь в связи с выполнением ответственного заказа "государственной важности".

И, наконец, третье упоминание, также точно датированное, - это известное свидетельство из деяний Стоглавого собора 1551 года. Стоглавый собор - первый Собор Русской Православной Церкви, в повестку дня которого вошло решение насущных вопросов не только внутренней жизни Церкви, но и взаимоотношений Церкви и государства, неслучайно, проблематика заседаний была предопределена заранее на основе "вопрошаний" царя Ивана Грозного. К числу таких проблемных тем были отнесены и некоторые разночтения относительно толкования иконы Троицы. В результате Собором было принято каноническое решение считать за образец иконы, которые писали греческие живописцы, и вслед за греками единственным из всех иконописцев Древней Руси упомянут Андрей Рублев. (...)
7 Авг, 2011 at 8:43 PM http://russian-idea-in.livejournal.com/124774.html

Комментарий: Отличная статья, сдержанная по тону и квалифицированная по содержанию. Режет слух только употребление понятия «национальная идея» вместо «русская идея». Любопытно, что западная история и логика зародились в Древней Греции и русская православная церковь тоже следует греческим канонам:

«Собором было принято каноническое решение считать за образец иконы, которые писали греческие живописцы, и вслед за греками единственным из всех иконописцев Древней Руси упомянут Андрей Рублев».

Но сам же автор оговаривает:

«Напомним, что и в деяниях Стоглавого собора отмечено, "како греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев", тем самым подчеркнуто, что Рублев творил в рамках церковной традиции, которую иконописец никоим образом не мог перешагнуть. Неслучайно и само название "Живоначальная Троица", потому что до Рублева иначе писали откровение о Святой Троице. А он создает "по велению свыше" новую иконографию в рамках прежней традиции, свидетельствуя о возможности творить казалось бы в сухо регламентированных рамках церковного канона, оставаясь в послушании церковному священноначалию».

То есть древний канон был преображен русским сердцем. Не трансформирован, не дополнен, а именно преображен внутренним чувством, светом - гармонией. То есть внешняя форма была преображена внутренним содержанием - именно русским содержанием, творцами которого явились Сергий Радонежский и иконописец Андрей Рублев:

«Следует полагать, что значимость Андрея Рублева для своего времени была во многом обусловлена иконой Живоначальной Троицы, написанной по благословению митрополита Киприана "в похвалу" преподобного Сергия Радонежского, "игумена Земли Русской". Эта чудотворная икона фактически спасла истерзанную Русь, помогла собрать ее воедино, поскольку главной идеей, которая легла в основу создания образа Троицы, стал провозглашенный преподобным Сергием призыв: "Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего". Можно говорить о том, что в эпоху Сергия Радонежского была найдена наша национальная идея, которую воплотил образ Троицы Андрея Рублева».

Русский путь - творчество, преображение, наполнение канона или формы содержанием. В чисто философском смысле «Троица» Андрея Рублева это явление триединства или гармонии. Не удивительно, что и в философии русская идея была открыта именно тогда, когда триединство получило выражение в философской таблице триединства или гармонии. Но прежде чем привести таблицу гармонии приведу две предшествующие таблицы: немецкого философа Иммануила Канта:



И русского философа Владимира Соловьева:



Если таблица старика Канта иллюстрирует итоги его философской системы категорий и в этом смысле прагматична (аналитична) - категории даны единично и иллюстративно, то русский философ Владимир Соловьев пытался выразить идею всеединства - пронизанности всех категорий высшим смыслом, для чего разместил триаду абсолютное - логос - идея вертикально и горизонтально, но не смог преодолеть единичности (аналитичности) категорий, которые даны отдельно друг от друга. Любопытно, что в тексте статьи Ульянова все время ведется полемика с трактовкой образа Андрея Рублева кинорежиссером Андреем Тарковским, который все время дает внешнюю интерпретацию фигуры Рублева, в отличие от канонической церковной традиции. И это не случайно, ибо как русский философ Владимир Соловьев, так и советский кинорежиссер Андрей Тарковский на закате жизни пришли к вероисповеданию католичества, ибо оно зримо, вещно, отрицательно (аналитично).

«Конечно, сегодня для большинства наших современников личность Андрея Рублева, скорее, связана с нашумевшим фильмом Андрея Тарковского "Страсти по Андрею" (в советском прокате "Андрей Рублев"). Но уже в самом авторском названии задан характер фильма. Кроме того, заслуживает внимания такой малоизвестный факт, что во время работы над фильмом у Тарковского на рабочем столе лежала книга о Франциске Ассизском. А потому неслучайно картина выдержана в жанре стациональных "страстей", более присущем западной культурной традиции. Но даже и при таком, западно-христианском аспекте трактовки жизни русского инока понятно, что идеи, которые воплощал доминировавший в фильме образ рублевской Троицы, свидетельствуют, что от Троицы должен был быть переход к духовному возрождению, к национальному подъему, каким стала Куликовская победа».

Но несмотря на то, что сам Ульянов иногда нечеток, сбиваясь на внешнее и западное, о чем говорит термин «национальное»: «национальный подъем», «национальная идея», он правильно подчеркивает, что основой преображения явилось внутреннее начало:

«...во многом его творчество определялось традицией исихазма. С ней связаны самые сокровенные образы православной иконописи, в том числе и творения преподобного Андрея Рублева, и русская иконопись смогла достичь столь значительных высот, в первую очередь, благодаря возрождению исихастской традиции на Руси. Сейчас уже не отрицается, что главные качества исихазма - безмолвие и молчание как единственно верный путь "внутреннего делания" - составляли стержень духовной жизни в монастырях эпохи преподобного Сергия Радонежского. Эти традиции незыблемо соблюдались и в Спасо-Андрониковом монастыре, поскольку и об Андрее Рублеве, и о его духовных отцах в житийных источниках сказано, что они очень любили - "любляше зело" - безмолвие и молчание».

После всего вышесказанного легко подметить главную особенность таблицы триединства или гармонии и ее отличие от таблиц Канта и Вл. Соловьева: наполнение таблицы внутренним содержанием - триединством категорий:



Недавно мне пришлось полемизировать с одним православным философом, который упрекнул меня в «проецировании реалий трансцендентного и нетварного на реалии имманентного и тварного»:

«...факт Троичности Бога, а точнее, тот факт, что Бог представляет собой Три Божественные Личности, обладающие общей Божественной природой, указывает исключительно на Самого Бога, и не имеет никакого отношения к каким-либо числовым и структурным отношениям в нашем тварном и грехопадшем мире. Искать троичность везде, где попало, только потому, что Бог является Троицей - простительно только в катехизаторско-миссионерских целях для людей, которым так лучше понять саму идею Троицы, но во всех остальных случаях это признак дурного тона. К православному догматическому богословию это вообще никакого отношения не имеет, а в контексте натурфилософии говорит только о том, что автор грубо проецирует реалии трансцендентного и нетварного на реалии имманентного и тварного».

Это замечание вскрывает противоречие, которое не преодолено современным русским сознанием и в силу которого даже автор сей статьи Ульянов все время сбивается с внешнего на внутреннее, с русского на «национальное», то есть западное. Граница между церковью и интеллигенцией не преодолена. По-философски эта граница формулируется как граница между общностью и индивидностью: православие обращено к общности - канону, а католичество к индивидности - форме. И выясняется, что Андрей Рублев, как и преподобный Сергий, оказываются посередине между общностью и индивидностью: преподобный Сергий явился автором русской идеи, а Андрей Рублев - преображенного канона Живоначальной Троицы. Общность подавляет личное начало, но индивидность формируется за счет отрицания общности. Это разрыв между Богом Отцом и Богом Сыном. Преодолевается он Богом Святым Духом, то есть триединством и гармонией третьего пути - синтеза.

«Заметьте, что после большевистского переворота, когда начались гонения на Русскую Церковь, вновь вспомнили об этом призыве преподобного Сергия, и священник Павел Флоренский у стен Троице-Сергиевой лавры снова его повторил, призывая сограждан очнуться от безбожного угара, не поддаваться кампании "по низвержению небес". В те "окаянные дни" из уст отца Павла Флоренского прозвучала знаменитая фраза, которая стала крылатой: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог".

Путь, заповеданный преподобным Сергием Радонежским и иконописцем Андреем Рублевым - это путь внутреннего творчества, посредством которого и достигается преображение внешнего мира. Здесь я хотел процитировать стихотворение Федора Тютчева:

"Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней...»

Но снова натолкнулся на противоречие между Востоком (общностью) и Западом (индивидностью), ибо это стихотворение Тютчева называется «Два единства» и первая строфа в нем гласит:

«Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!-
«Славянский мир, сомкнись тесней...».

Когда сегодня Россию предали все славянские республики, а «единство братских республик» в Советском Союзе, когда русский народ кормил остальные народности осмеяно и подвергнуто отрицанию, выясняется, что разрыв между внешним и внутренним неодолим одной только любовью: общностью. Нужно России быть уметь и индивидной - самой собой, Россией, найдя паритет между внешним и внутренним, утверждением общности и отрицанием индивидности: триединство, гармонию. Именно в этом назначение творчества России как третьего духовного материка, заповеданное нам преподобным Сергием Радонежским и русским художником-иконописцем Андреем Рублевым. И самое время вспомнить Сергея Есенина:

«Если крикнет Рать Святая:
«Кинь ты, Русь, живи в Раю!».
Я скажу: «Не надо Рая,
Дайте Родину мою!».

03.08.2005 Еженедельная газета «Русский вестник». Адрес статьи http://www.rv.ru/content.php3?id=5835

Троица, русская идея, Сергий Радонежский, РПЦ

Previous post Next post
Up