Статья написана по инициативе госпожи Харченко, но благодаря профессионализму Натальи Сухоруковой получилась объективной и взвешенной.
А по поводу фестиваля скажу так: если к нему будут причастны Харченко с компанией, фестиваль не станет действительно важным и значимым событием для ремесленников и производителей сувениров.
10.02.16 15:53
Наталья СУХОРУКОВА
В центре жарких судебных разбирательств оказался милашка Кот Казанский - любимец туристов и сувенирных дел мастеров. На днях в Арбитражном суде РТ столкнулись два правообладателя одноименного товарного знака. Стороны обвиняют друг друга в попытке нажиться «на святом», и каждая уверена, что защищает не только свои интересы, но и сувенирной отрасли в целом. Тем временем казанские сувенирщики как только не изворачиваются, чтобы ненароком не задеть чужие патентные права.
«ТОЛЬКО БИЗНЕС И НИЧЕГО СВЯТОГО?»
Уже два года как компания «Казанский сувенир» воюет в судах с предпринимателями, уличенными в продаже сувениров с символикой «Кот Казанский» за пределами фирменного магазина компании на улице Кремлевской. Таково жесткое требование «Казанского сувенира», зарегистрировавшего в 2009 году права на Кота в качестве товарного знака сразу в нескольких категориях. То есть производить сувениры разрешается, получив сертификат «почти даром» (на недавнем круглом столе в ТПП РТ совладелец компании Гумар Кадыров
предлагал желающим купить его за рубль), а вот продавать их можно только в магазине «Казанского сувенира», который предпринимателей обещает «не обидеть». В противном случае продавец обязан заключить лицензионное соглашение с «КС» с последующими платежами с оборота, а не то получит судебный иск на кругленькую сумму.
По словам гендиректора «Казанского сувенира» Наталии Харченко, их требования абсолютно обоснованны, поскольку именно их компания возродила и раскрутила «кошачий» бренд Казани, потратив на это уйму времени и денег. А теперь, мол, на продукт покушаются все кому не лень, продавая сувениры «Кот Казанский» на каждом шагу и не желая платить законному правообладателю.
В понедельник Арбитражный суд РТ рассматривал иск «Казанского сувенира» к предпринимателю Сергею Вдовину на 290 тысяч рублей за незаконное использование товарного знака «Кот Казанский».
- Получается, мы раскручивали-раскручивали Кота Казанского, а Вдовин пришел на готовенькое! Паразитически захватил - и все! Только бизнес и ничего святого, так?! - поделилась возмущением с корреспондентом «Вечерней Казани» Наталия Харченко. При этом она утверждает, что Вдовин заказывает своих «котов» исключительно в Китае, дискредитируя местный бренд и идею поддержки местных производителей.
Однако прижать предпринимателя Вдовина оказалось не так просто. Как выяснилось в суде, у него также есть законные права на «Кота Казанского» (в трех категориях: керамика, игрушки, реклама и розничное введение в оборот). Поэтому коммерсант подал в Арбитражный суд РТ встречный иск к «КС», который, как он считает, тоже заходит на его «территорию». Правда, на меньшую сумму - 90 тысяч.
В итоге арбитраж удовлетворил иски частично. По мнению Наталии Харченко, суд подошел к ситуации формально, не учитывая, что «бренд «Кот Казанский» давно используется «Казанским сувениром» и практически уже ассоциируется с нами».
- На этом основании я все же хочу лишить Вдовина прав регистрации через УФАС, - поделилась планами с корреспондентом «ВК» Наталия Харченко.
ОТ КОТА ПОДАЛЬШЕ
В свою очередь Сергей Вдовин называет действия Харченко не иначе как «репрессиями», уточняя, что он стал правообладателем знака «Кот Казанский» в своих категориях в 2009 году, как и «Казанский сувенир», но цели собирать в последующем на этом основании мзду с мастеров и продавцов сувениров, в отличие от Харченко, не преследовал.
- Помните историю с Казанским кремлем, когда музей-заповедник
решил зарегистрировать исключительные права на использование одноименного товарного знака? На этом фоне и я решил зарегистрировать права на Кота Казанского в трех категориях, наиболее подходящих моему бизнесу, чтобы обезопасить себя и спокойно работать. При этом я не собирался кому-то запрещать пользоваться этим брендом, - заверил предприниматель корреспондента «ВК».
По словам Сергея Вдовина, сегодня в Казани почти не осталось сувениров с Котом Казанским, потому что после того, как на мастеров «посыпались иски от Харченко», они предпочитают держаться от греха, в смысле - от Кота, подальше.
- Если следовать логике мадам Харченко, то даже скульптуру Кота, которая стоит на Баумана на радость горожанам и туристам, нельзя ни рисовать, ни тем более продавать эту картину без разрешения «Казанского сувенира». Нам, кстати, предлагал такую картину иногородний художник, мы не взяли. Он очень удивился нашим казанским порядкам, - поделился наболевшим предприниматель.
По словам Вдовина, он с удовольствием бы отказался от своих прав на «Кота Казанского», но только в пользу города, а не конкурентов:
- Ноша-то тяжелая. Да еще и отбивать атаки мадам из «Казанского сувенира» все время приходится.
Что касается Китая, то, как объяснил предприниматель, ранее он действительно размещал некоторые заказы на производство сувениров в Поднебесной, руководствуясь экономической целесообразностью, но в последние два года на фоне роста доллара переориентировался на отечественных производителей.
ЗА ЧЕСТНОСТЬ И ЭТИЧНОСТЬ!
- Когда Харченко обратилась к нам в ТПП за помощью в защите ее интересов правообладателя, я сказал, что готов помочь при условии, что она будет бороться с засильем китайской «сувенирки» на рынке - подавать в суд на тех продавцов «Кота Казанского», чьи изделия произведены в Китае. Она согласилась. А в итоге начала подавать в суд на всех подряд иски на сотни тысяч рублей. Считаю позицию «Казанского сувенира» неправильной, тем более в такое непростое для бизнеса время, - заявил «ВК» руководитель комитета по сувенирной продукции и товарам НХП при Торгово-промышленной палате РТ Артур Мустаев.
По его словам, предприниматели сегодня возлагают надежды на нового совладельца «Казанского сувенира» Гумара Кадырова, который, по их мнению, может «переломить ситуацию».
Сам Гумар Кадыров подтвердил «ВК», что намерен снизить накал страстей по поводу использования бренда и сосредоточиться «на эволюции Кота Казанского» - в частности, на подготовке к первому фестивалю в честь Кота, анонсированному на днях мэрией Казани.
Тем не менее сдавать позиции правообладателя «Казанский сувенир» не собирается. По словам Кадырова, подтвердившего, что они готовы предоставлять мастерам «сертификаты на Кота за рубль», для самостоятельных продавцов сувениров лицензионное соглашение обязательно.
- На протяжении 20 лет нами была проделана огромная культурно-просветительская работа по Коту Казанскому, вложены большие деньги. И наши требования вполне нормальны и законны, - считает Кадыров. Назвать точный процент роялти совладелец «КС» затруднился («порядка 3 - 4%»), однако отметил, что это «небольшая плата за честность и этичность торговли».
Что касается Сергея Вдовина, то, по мнению Кадырова, их бизнесы могли бы мирно сосуществовать «в разных нишах», но «Вдовин стал правообладателем неправомерно, и мы намерены это доказать в УФАС».
- Кот Казанский - это всенародный бренд, он не создан благодаря усилиям сотрудников«Казанского сувенира», - не согласен с доводами представителя «КС» насчет честности и этичности Артур Мустаев.
А председатель Палаты ремесел РТ Нури Мустафаев называет действия «Казанского сувенира» «еще одной попыткой использовать достаточно успешные бренды, которые устоялись в Казани». По его словам, производители и продавцы сувениров сейчас вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы ненароком не попрать чужие права - к примеру, писать на сувенирах не «Кот Казанский», а «Кот из Казани» или «Казанский Кот».
- Как страх судебного преследования способствует раскрутке данного бренда и развитию сувенирной отрасли в целом? Да никак! - возмущен Мустафаев. - Способствует только личному обогащению определенных людей, которые вовремя схватились за этот бренд.
Фото Александра Герасимова