На пути к егерству через пиратство.

Mar 12, 2014 10:27


В июне 1992 года Егерской роты ещё не было. Но так как в истории участвовали персонажи, которые затем ими стали, то думаю будет уместно.
Она очень хорошо характеризует ход мыслей этих камрадов.
Созданный при поддержке правительства в изгнании Центр Оборонной Инициативы (ЦОИ) яростно пытался заработать себе авторитет. Собравшиеся там опереточные офицеры видели как ненавистное "правительство коммунистов" и "красные полковники" уже создают новую эстонскую армию и даже подмяли под себя Союз Обороны (Кайтселит). А у Центра не было ничего, кроме амбиций. Нужна была яркая акция, для привлечения внимания - и вот возможность появилась.
Дело в том, что Верховный Совет Эстонии принял весьма рискованное постановление, объявляющее все имущество бывшей Советской Армии на территории Эстонии - имуществом республики. Это постановление принесло немало геморроя - вплоть до стрельбы ( как в Элламаа) и уже 3 июля было приостановлено и вскоре вовсе было отменено.
И вот у деятелей ЦОИ появилась информация, что якобы российские пограничники совместно с некоей фирмой Фавора собрались продать ажно Муамару Кадаффи два патрульных катера типа Гриф. Возникла идея эти катера реквизировать, тем более что идея создания Егерской Роты предусматривала что-то вроде "морской пехоты" и катера для этой роли могли вполне пригодится. Лембит Тынс и Маргус Ярве получили распоряжение выяснить, где эти катера находятся и сделать это было не сложно. Находились они в порту Миидуранна рыболовецкого колхоза имени Кирова. Катера были в плохом состоянии и своим ходом двигаться не могли.
По слухам из порта их должны были переправить в Финляндию и уже затем в Средиземноморье.
Отважные националисты решили предотвратить уход столь ценного для молодой республики товара.
Была разработана операция "Катер". Своих сил у ЦОИ еще не было, поэтому привлекли кайтселитовцев из числа сочувствующих. Так же на Хийумаа нашли одного капитана рыболовного судна, который за стоимость топлива согласился отбуксировать захваченные катера.
8 июня 1992 годв в 4 часа утра из Пярну прибыла группа вооруженных кайтселитовцев во главе с Ассо Коммером. Общее руководство операцией возглавил командир Лаанемаской дружины Кайтселита и так же будущий егерь Маргус Ярве.
Вооруженные люди быстро распределились по территории порта, часть направилась сразу на катера. Капитану порта запретили использовать телефон и рацию и потребовали разрешить отбуксировку катеров из порта.
Капитан порта - это человек, которому всю жизнь приходится иметь дело с моряками, а это тот ещё контингент.
Посему он ответил - мне на эти катера собственно пофигу, но для такого, что бы их из порта выпустить, мне нужны аргументы посущественнее, чем требования не пойми кого.
Маргус Ярве достал из кобуры пистолет и поинтересовался - это достаточный аргумент?
С такими аргументами спорить не хотелось и капитан выход катеров разрешил. Кайтселитовцы прицепили два пограничных катера проекта 1400 типа Гриф к рыболовному судну и вывели их в море. Капитан порта тут же известил погранохрану Эстонии о захвате. У погранохраны на тот момент имелся единственный катер 001 недавно полученный из Швеции и пограничники немедленно бросились в погоню. Им даже удалось догнать захватчиков, но обнаружив направленные на них стволы, благоразумно развернулись и не стали вступать в бой.
Учитывая, что никакого вооружения на катере просто не было.



Тот самый катер погранохраны.

ЦОИ потом долго ругал эстонскую погранохрану, которая якобы устроила провокацию и даже связалась с российской погранохраной с просьбой о помощи, сообщив, что произошёл вооруженный захват двух кораблей.
Катера отогнали в порт Рохукюла, затем олин катер отогнали в Пярну, а другой в Хаапсалу, в распоряжение тогда уже созданной Лаанемаской Роты Егерей. Егеря хотели назвать корабль Юхан Питка (эстонский деятель), но воспротивился Ассо Коммер - катер могли отнять или возможно его пришлось бы затопить или даже продать.
Посему назвали катер "Эдгар" - что бы позлить лидера тогдашней оппозиции Эдгара Сависаара.
Оба катера нуждались в ремонте и посему использоваться в качестве учебных могли только стоя у берега.
Есть кадры, где егеря шастают по Эдгару, но я их благополучно пролюбил.
ЦОИ назвало эту операцию "восстановлением военно-морских сил Эстонской Республики" - и кое-кто из прессы и политиков эту точку зрения усиленно раздувал. Правительство в изгнании даже присвоило не имеющему никакого военного образования Маргусу Ярве звание капитан-лейтенанта.
Командующий Союзом Обороны в свою очередь влепил командирам Пярнуской и Лаанемааской дружин по строгому выговору за захват чужого имущества.
Самый главный фейл этой операции состоял в том, что на самом деле эти катера должны были отойти именно эстонской погранохране.
АО Фавора действительно пыталась провернуть какую-то мутную сделку с этими катерами, в результате они были конфискованы и дожидались в рыболовецком порту передачи в состав погранохраны ( в то время государственные органы активно использовали для пополнения парка и вооружения конфискат, самые известные это задержанные таможней три десятка БТР-80 и 15 тысяч пистолетов ИЖ-70).
Погранслужба и правительство долго метало громы и молнии, требуя вернуть катера и в итоге они все же вошли в состав флота под номерами P401 Гриф (бывший Эдгар) и Р402 Леопард.
25.02.2001 оба корабля списали по старости. Леопард распилили на металл, а Гриф передали Морскому музею.
1 ноября 2001 года несчастливый Гриф стоящий у причала был потоплен сильным штормом.
Однако его подняли, подремонтировали и теперь он часть экспозиции Морского Музея в Леннусадам, одновременно напоминая о безбашенности егерей и их руководства.



Катер Р401 Гриф

Эстония, егеря, история

Previous post Next post
Up