На данный момент в нашей стране, построенной на антисоветской идеологии, полным ходом идет «оптимизация» социальной и культурной сферы. О том, как этот процесс протекает в Кировской области, я уже
писал в одной из своих статей. В ней я рассказал, как кировский глава департамента культуры Павел Сырцев обрадовал своих подчиненных тем, что врученные под их опеку учреждения « пойдут под нож» оптимизаторской мясорубки
На днях глава области Н. Белых «росчерком пера» этот приговор
довел до логического конца:
Вчера, 23 апреля 2015 года, губернатор Кировской области Никита Белых подписал распоряжение о реорганизации региональных государственных учреждений.
Итак, какие же учреждения падут жертвой современных реформатов?
В
распоряжении облправительства указано: «Реорганизовать КОГБУК «Кировская ордена почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена» путем присоединения к нему КОГБУК «Специальная библиотека для слепых». Все мероприятия по реорганизации должны быть завершены до 1 июля 2015 года.
В текущем году культурные учреждения города и области ожидает оптимизация. Так, у музейно-выставочного комплекса «Природа» есть предписание по пожарной безопасности и средств на это не запланировано. Возможно будет перепрофилировано одно из подразделений краеведческого музея Вятская кунсткамера, так как требует достаточно много капитальных вложений. А на базе отделов М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.С. Грина будет создан литературный отдел краеведческого музея, при этом дислокация музеев не изменится.
Как прямо
указывают чиновники, цель таких «мероприятий» следующая:
Такая реструктуризация пройдет в рамках государственной программы Кировской области «Развитие культуры». Ее основная цель - это, конечно же «оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов».
О том как департамент культуры рачительно
расходует средства я писал уже в другой статье.
Смрадность этой ликвидации подчеркивает другой, одновременно происходящий процесс. В это же самое время в центре города формируется новый культурно- туристический анклав, создаваемый при содействии нынешних властей. Центр этот находится на улице когда-то названной в честь советского комиссара Ю.А.Дрелевского, погибшего за новую советскую жизнь. Ныне же другие, старовятские ценности и идеалы, и под давлением современной элиты, улица переименована обратно в досоветскую «Спасская». И вот эту улицу было принято сделать одним из главных городских «культурных» центров. Для этого губернатор
похвалился сделать ее пешеходной:
О том, что улица Спасская станет пешеходной начали говорить давно, но конкретные сроки и затраты на строительство не оглашались. Пока известно только то, что городские власти обещают сделать ее полностью пешеходной до 2024 года, до 650-летия города.
Напомним, что инициатором таких изменений стал губернатор Кировской области, отметив на презентации своих книг, что к юбилею Кирова
выделено федеральное финансирование. Сумма пока не известна, но вполне возможно, что город может рассчитывать примерно на 1,5 миллиарда рублей.
Сейчас на улице Спасской сконцентрировано большое количество культурных объектов, в будущем здесь планируется разместить также зал органной и камерной музыки. Возможно поэтому рабочую группу ответственную за реализацию данного проекта поручили возглавить зампреду правительства Александру Галицких, который курирует вопросы культуры.
Одной из проблем, связанной с реализацией проекта, стал транспортный вопрос. Большинство автомобилистов считают, что
движение в центре города может быть парализовано, а подъехать к Центробанку, регпалате и другим организациям, расположенным на улице Спасская будет нельзя
Отметим по ходу, как наплевав на возникающие проблемы для города, решают подобные вопросы
И вот на это улице с начала прошлой осени действует частный музей шоколада, а точнее туристическая лавка под культурным прикрытием, открытая Ксенией Лариной- дочерью местного
олигарха, и, по совместительству, депутата ОСЗ Валерия Крепостного.
На днях этот музей
расширил свою музейную деятельность.
В МВЦ «На Спасской», расположенном в здании, где на первых двух этажах разместился уже хорошо известный кировчанам музей истории шоколада «Криолло», открывается сразу три новые экспозиции, посвященные вятской истории и культуре.
На самом деле адрес «Спасская, 15» уже хорошо известен кировчанам и гостям города. Здесь находятся музей шоколада и шоколадная фабрика «Криолло». Сейчас третий этаж этого красивого здания, расположенного в исторической части города, занял новый музейно-выставочный центр, объединивший сразу три музея - Вятской глиняной игрушки, «Вятка на старинной открытке» и «Сергей Лобовиков - классик русской фотографии».
Заострю внимание читателя на специфике новооткрывшихся музеев. Как мы видим, всех их объединяет вятская тематика, то есть ставится странный акцент на досоветской истории Кировской области.
На экспозиции музея Вятской глиняной игрушки представлена история возникновения и развития известного всему миру народного промысла, собранная буквально по крупицам.
Это только на первый взгляд кажется, что наша игрушка проста и аляповата. На самом деле секреты ее создания, которые передавались из поколения в поколение на протяжении четырех с лишним сотен лет, бережно хранятся до сих пор. Вятская глиняная игрушка, как и сам вятский характер, сложна и открывается не первому встречному. А если откроется, то навсегда затянет...
Дополняют экспозицию, посвященную вятской глиняной игрушке, фотографии значимых для промысла моментов. Например, знаменитое фото Дмитрия Медведева во время его визита в наш город еще в должности Президента РФ, сделанное в момент лепки игрушки. Также здесь представлено и впечатляющее собрание картин заслуженных художников России Инны Широковой и Александра Набиулина.
Авторы, и зачинатели музея, лукаво подменяют название игрушки дымковской на вятскую, также лукаво замалчивают, какую роль в сохранении и развитии игрушки сыграли советские кировские мастера, как советская власть поддержало, казалось бы, пустяковое, на фоне начатого мощнейшего индустриального рывка, начинание по воскрешению почти забытого еще в царской России ремесла. И конечно, им совершенно не интересно, что дымковское ремесло, также как и все прочие народные ремесла, претерпевает кризис сохранения традиции и передачи.
Следующий зал - это музей «Вятка на старинной открытке». Экспозиция состоит из шести с лишним сотен оригинальных старинных почтовых карточек из личной коллекции известного филокартиста, издателя и мецената Валерия Крепостнова.
Открытки запечатлели старые виды Вятки XIX-XX веков. Каждая из них по-настоящему ценна, ибо являет собой часть личной, сокровенной, по сути, семейной истории нашего края. Каждая карточка несет отпечаток времени и забытой традиции, когда люди вкладывали в обмен открытками особый смысл.
Эту традицию обещают возродить в музее «Вятка на старинной открытке». Здесь, прямо в центре зала, установили огромный дубовый стол, стилизованный под столы дореволюционных почтамтов. С открытием музея запустится и интерактивная программа: ниши в столе заполнят выпущенные Издательским домом «Крепостновъ» репринтные издания старинных почтовых открыток.
То есть второй музей также отсылает посетителя к старой благословенной Вятке. Интересно только, сколько крестьян могло себе позволить покупать и романтически посылать карточки с особым смыслом? Или же эта сторона досоветской Вятки не интересна? Скорее крестьяне, как представители низшего сословия не представляют интереса для подобных музеев?
Насладившись гармонией старинных видов города, мы переходим в зал музея «Сергей Лобовиков - классик русской фотографии». Лобовиков прославил наш край далеко за пределами России как великий мастер репортажной и портретной съемки.
Не прикрытый ничем, а оттого такой искренний, такой реальный быт вятских крестьян.
«Я - фотограф мужицкий. Мой объект - мужик; быт его интересует со всех сторон...», - говорил о своем творчестве Сергей Лобовиков. Именно он назвал своих героев «вятскими типами». Бородатые, с недоверчивым подозрительным взглядом люди... Скромные крестьянки с натруженными руками, но искренне красивым взглядом.
Лобовиков знал и показал всему миру, что внешность - это только броня, скрывающая от злого взгляда простоту, искренность и даже ранимость характера «вятского типа».
Экспозиция, посвященная творчеству Лобовикова, в значительной мере состоит из фотографий, являющихся отпечатками с оригинальных стеклянных негативов, хранящихся в личной коллекции Валерия Крепостнова.
Итак при сопоставлении этих фактов, вырисовывается картина, где местная элита одной рукой оптимизирует ликвидирует культурно-образовательные учреждения, обслуживающее общество, тем самым сталкивая с очередной ступени навстречу дикости и варварству, а с другой стороны на этом возникшем пустом месте формирует свои псевдокультурные бизнес-структуры, расставленные в искусственно сформированных центрах для потрошения заезжих туристов. Все это еще раз показывает пакостность и губительность современных процессов, происходящих вокруг главного стержня- десоветизации. Потому как именно это скрывается под въедливым навязыванием «вятской» истории, культуры, ностальгии. И результатом этого процесса должен стать ранимые вятские люди - дикари с подозрительными взглядами