Вятские- хватские или как на духовности заработать.

Feb 18, 2015 12:35




Вятский «хватский» архитектор Александр Шклёда  в своем интервью поделился своими планами  «осчастливить» горожан г. Кирова новым архитектурным  «прожектом», а именно соорудить некоммерческий культурно-семейный центр под площадью у Вятской филармонии.

А. Шклёда уже отметился в прошлом году как автор  сомнительного по эстетике торгово-офисного центра напротив все той же самой злополучной филармонии, строительство которого вызвало большой общественный резонанс. Относительно протестной реакции  Шклёда удивляется:
И если бы хоть один человек тогда подошел и сказал, что это как-то не вписывается в городскую среду, я бы взял это на заметку и учел в дальнейшей работе. Ничего! А потом вдруг на ровном месте...
Может быть не там ходил? Или  не туда?  Или может быть не к тем?



Злополучный торговый
центр и его вписанность в городское пространство

По итогу, реакция общественности показывает, что администрация и архитекторы подобного типа не желают работать с общественностью, сводя эту свою функцию к формальности в виде общественных слушаний. Это необходимо, но недостаточно. Должна быть проведена работа
по ликвидации декультуризации и деинтеллектуализации. Обеспечение конкурса  проектов с одновременным просвещением по различным аспектам, касающимся архитектуры: источник творчества, аналогичные проекты, мировые тенденции, связь с местной традицией. Только такой формат придаст содержательный смысл  работе  департамента культуры, поднимет культурный, эстетический и интеллектуальный уровень горожан, создаст хотя бы зачатки будущих плотных социальных групп, живые рабочие связи администрации с социумом, поможет перевести режим работы от модели «противостояние и конфликт» к модели «партнерство и сотрудничество». Все, что будет находиться вне поля такой работы - лукавство и демагогия, сопряженные с желанием чиновников и архитекторов оставаться в зоне собственного комфорта. Такое желание в результате приводит к деятельности, направленной против воли общества,  и приводящей к прямому нарушаения принципов демократии.

Относительно управленческого и организационного вопросов А.Шклёда говорит вполне здравые и назревшие предложения, с одной лишь поправкой, что градостроительный совет никак не может быть независимым от общества. Только опираясь на культурную традицию, на  базовые культурные ценности, этот градосовет может совершать свою деятельность.
Архитектор лишний?
Долгое время Вы были членом градостроительного совета города Кирова. На Ваш взгляд, на сегодняшний день он выполняют свою функцию?
- На мой взгляд, градостроительный совет должен быть независимым органом, а не приложением к какому-то органу власти. Чтобы никто не мог повлиять на его решения - ни глава города, ни губернатор, ни главный архитектор города, области
Что могло бы сегодня исправить эту ситуацию?
-Если бы градостроительный совет был независимым и туда вошли люди, которые занимаются историей, а не только архитекторы и реставраторы, все было бы по другому. К слову, в некоторых городах такие советы создают сами архитекторы при Союзе. На них идет предварительное обсуждение каждого проекта. И уже только после обсуждения на таком творческом совете можно выходить на градсовет...

Коснулся архитектор очень острой и актуальной проблемы застройки парков и скверов в г. Кирове:
-У нас очень много пустырей и промышленных территорий даже в центре. Взять хотя бы площадку Станкозавода у обладминистрации. Ну, какие заводы могут быть сегодня в центре города? Поэтому для спортивных комплексов парки - не лучший вариант. Парки должны оставаться парками, а промзоны надо убирать, промышленность выводить и не под торговые центры их использовать, а вместо какого-то огромного цеха строить тот же каток или бассейн.

Странное мышление у нашей элиты - в том числе и творческой. Никак не хочет рассматривать целостно вопросы, которые ставит перед ней наше время. Сейчас нужна не деиндустриализация, а реиндустриализацией.  Хотя, конечно, она должна быть уже другого порядка и уровня. В советскую эпоху успешно работала целая отрасль- градостроительство. И города строились комплексно и целостно, то есть от дома
в пешей доступности находились все важные объекты жизнедеятельности - работа
, садики, школы, парки, скверы, театры и дома культуры. Взглянуть же свежим взглядом на задачу эстетической вписанности новых индустриальных объектов в городское пространство, в соответствии с требованиями нашего времени, мешает либо косность, либо лень.
Добавлю, что возвращение к такому  концептуальному подходу  кардинально решит проблему с транспортом. Потому как практика показывает, и об этом говорят градостроители мирого масштаба,  увеличение количества дорог не решит проблему транспортной перегруженности. Решит эту проблему только снижение количества транспорта. Проект Шкледа, предполагающий спихивание и уплотнение общественной жизни в одну точку, обязательно приведет к транспортному и социальному напряжению.

Рассмотрим проект  Шклёды, с концептуальной точки зрения:





А.Е.Шкледа и проект преобразования площади Революции

Замечаю на стене крупный постер проекта развития площади у Вятской филармонии. Фонтан с уменьшенной копией Александро- Невского собора посредине, стеклянный купол над землей и судя по чертежу, многоуровневое подземное здание с парковками и подземными переходами в филармонию и на другую сторону улицы Ленина.

- Это Александро-Невский центр многофункционального назначения, - удовлетворяет мое любопытство архитектор…Идее подземного комплекса всего два года. Поскольку сейчас появилась инициативная группа и, если не ошибаюсь, даже меценаты, которые хотят восстановить Александро-Невский собор, то первым делом стоило бы обозначить эту точку географически и назвать площадь перед Вятской филармонией площадью Александро-Невского собора. Я думаю, никто бы не стал возражать.

-Что касается подземного комплекса, то он задуман как многофункциональный центр семейного досуга, а не коммерческийи торгово-развлекательный. У нас, по-моему, уже перебор по торговым и развлекательным площадкам. А вот объектов, связанных с культурой, с духовным началом, социально направленных очень мало…Филармония, как объект культурного назначения, для области сегодня маловата…. Если же это будет единый комплекс, то в принципе можно будет проводить здесь мероприятия областного, городского масштаба, уже не ограничивая количество посетителей. В этом комплексе только один этаж больше 5000 метров. Представляете, сколько человек он может одномоментно принять?

Представляете, сколько можно «бабок отжать»? По поводу, того что «никто бы не стал возражать», пусть Шклёда не беспокоится, - общество уже давно обозначило негативную оценку относительно переименования улиц и города. Этот план переименования площади Революции  вполне укладывается прокрустове ложе десоветизации нашего народа,  с хрустом ломающего его идентичность на куски.
Ничего не имею против возвращения и возведения собора, но хочется чтобы меценаты поступили мудро и не ликвидировали филармонию ради восстановления храма.



Морлоки и элои

Само желание загнать культурно-семейный центр под землю выглядит странным.  Вспоминаются персонажи романа Г. Уэллса  «Машина времени». Это уже сейчас на уровне бытия происходит разделение на морлоков и элоев? «Мещан и быдло»  должно приучать через такие «культурные» центры к подземному образу жизни? Не в этом же ряду стоят  ненависть и страх "креаклоэлоев"  к московскому метро? В нашем же случае приведу для примера кировские «небоскребы», которые своей кичливостью разрушают целостность городского пространства, но зато дают «избранным» обозревать с высоты красоты города.



Высотка в центре города, сданная с нарушением срока на 14 месяцев.



Виды города для "избранных"

Вдогонку к вышеприведенным фотографиям только добавлю  слова Луиса Салливена, чья концепция, изложенная в труде «Высотное офисное здание с художественной точки зрения» (1896), воплотилась в небоскребах Нью-Йорка. Он при проектировании небоскребов призывал следовать одному внятному правилу:
« Главная характеристика высотного здания - его возвышенность. Все оно, до последнего дюйма, должно гордо парить над землей, возвышаясь в абсолютном ликовании, чтобы снизу доверху в нем не было ни одной отступающей от этого единства линии». 
И,  кстати, советские архитекторы, воплощая свои проекты в духе функциональной традиции, также следовали этому методу. Предлагаю читателю самому вновь вглядеться в окружающую реальность, в сохранившуюся советскую архитектуру новым взглядом, и увидеть, как это делали советские архитекторы. Потому, современная архитектура, порожденная на фобии советского наследства, по факту отчуждается и от мировой истории и  культуры. Что мы и видим на вышепоказанном примере: тело здания расчленено пополам, нет этой, необходимой для Салливена,  устремленности здания  вверх.



г. Киров. Здание государственного архива. Типовой шедевр. Лаконизм и ясность, без современных "кривляний"

Встматриваясь в проект будущего преобразования площади Революции, наталкиваюсь на мысль, как будет захламлено пространство. Здесь и высотки по краям площади, и офисный центр напротив, и купол, и фонтан. Все это по ощущениям  напоминает русский вариант стиля «бидермайер». Этот стиль возник и существовал в Германии и Австрии в первой половине 19 века, как ответ на реакцию и застой в жизни государства. Этот стиль символизирует собой аполитичную обывательщину, мещанство и бюргерство, закуклившееся в своей личной жизни. И в этом камерном мире, обставленном тысячью вещей и безделушек,  у человека наступает удушье, омертвление, «оплюшкивание» . Так на какой же  концепт  Шклёда опирается? На приватизированную духовность, или на подземную «камерность и интимность» для вятского обывателя? Каким образом такое захламление пространства  связывается с русской традицией, где большое значение  уделяется пространству, символизирующую ширь и свободу русского духа? Тут либо духовность, либо интимность. Нужно выбрать что-то  одно и назвать, как говорится, своими именами.

площадь революции, культурно-семейный центр, Культура, Шкледа, Филармония, Киров

Previous post Next post
Up