⠀⠀⠀ - Что смотрела?
⠀⠀⠀ - «Солнцестояние». Если знаешь такой.
⠀⠀⠀ - Знаю, но не смотрел.
⠀⠀⠀ - И не смотри.
⠀⠀⠀ - Ахах, понял, принял.
Но дело не в том, что фильм плох. Скажу набившую оскомину пафосную мысль: «Этот фильм не все поймут».
Всегда думала, что буду в числе тех, кто не поймет артхаус. Но потом посмотрела «Меланхолию» Ларса фон Триера и поняла, что, кажется, этот жанр - то, что мне нужно. Это язык, которым рассказывается то, что мне очень близко и понятно. Артхаус артхаусу рознь, конечно, но артхаус про смерть мне определенно заходит.
Завязка
Вначале фильма сестра героини убивает себя и их родителей (объясняется, что в припадке из-за биполярки, но... это не точно). Парень героини холоден к ней и уже год собирается ее бросить, но из-за этих событий временит еще. Ему приходится взять ее в поездку в Швецию, в деревенскую общину его друга, куда он едет праздновать солнцестояние с этим другом и еще двумя друзьями.
Ну и, скажем так, у общины специфическое представление о смерти и отношение к утрате.
Догадываетесь, о чем будет фильм? Не сюжетно, а идейно.
Жанры
В жанрах пишут, что это ужасы, драма, триллер и... детектив. Okko, например, так решил. Что тут делает детектив, я не поняла. Что ужасы - тоже.
Я о фильме не в первый раз слышала, немного читала отзывы задолго до просмотра. Так вот, они меня сбили с толку! Вы можете встретить мысль, что это хоррор при свете дня, что каждую секунду находишься в напряжении, хотя все улыбаются и кругом светло.
В основном действие фильма происходит днем, и в кадре солнечно
Я совсем другое ощущала.
1. Никакого напряжения, как в фильмах ужаса. Практически никакого адреналина. Никаких скримеров не будет. Там есть всего одна сцена с чем-то похожим на резкое выскакивание чего-то жуткого. В основном это долгие разворачивающиеся сцены. Невероятно эстетичные и геометричные. Наоборот, вы находитесь немного в трансе, нежели на взводе.
2. Послевкусие совсем не как от фильма ужаса. Не страшно потом от темноты, от зеркал. Ничего подобного, что бывает, когда насмотришься ужастиков. Но впечатления остаются крепкие - как от хорошей драмы или триллера как раз.
3. Здесь нет (вот!) зловещности. От общины изначально не ожидаешь угрозы. И чем дальше, тем ужаснее именно то, что они все это делают не из ненависти, не со злостью, не с жаждой убийств, не из голода. Для них все происходящее имеет сакральный смысл и они втягивают в это ребят, желая разделить с ними свои традиции.
Да, вас охватит ужас. Должен охватить ужас. Но не тот, что в ужастиках. А тот, какой может быть именно в драме и триллере.
Танец - одна из самых заворживающих сцен в фильме. Кружит голову не только героине, но и зрителю
Страшно не то, что это «улыбающиеся жители деревни, которые на деле задумали что-то плохое», как рассказывают в интернете. (Даже если допустить, что многим еще понятно такое видение мира, где есть «люди, прикидывающиеся добренькими, чтобы потом навредить», это не та картина.) Страшно то, что они не считают это плохим, и если вы в неустойчивом состоянии, как героиня, у вас нет критичного взгляда, предохранителя, чтобы самим понимать, что творится плохое.
Слияние и потеря себя - вот что страшно. Но это так красиво, так спасительно, так облегчает боль потери, что, находясь в этом состоянии, вы не чувствуете отторжения от того, что делаете под чьим-то влиянием. Вы не одиноки, вы счастливы, вы под кайфом.
Вы не видите смерти своего я.
Впечатления
Если ожидать стремительно развивающийся сюжет, можно даже не гуглить фильм. Те, кто в отзывах говорит, что он затянут и нуден (а идет-то и правда два с половиной часа), просто пришли не туда.
Сцены долгие, красивые. Обожаю такие операторские решения, когда просто стоит камера, а в кадре что-то происходит. Такое было, но было и много другого.
В фильме много таких выверенных сцен
Знаете, я много последних просмотренных фильмов не могу прочувствовать. Мне ужасно-ужасно не хватает пауз в диалогах. И конец в них слишком быстрый. Не могу достичь катарсиса при просмотре.
И вот - находка.
Это настоящий транс. (Даром, что там герои не раз употребляют разные вещества, да и община их опаивает.) В фильме будут сцены, где вся община погружается в одну эмоцию. Если кому-то больно - им тоже «больно», они прокрикивают эту боль, как бы помогая члену сообщества пережить ее. Если хорошо (есть сцена секса) - они и тут проживают все вместе.
Героиня плачет, а девушки вокруг подвывают ей
Естественно, это все длится некоторое время. Вы как зрители тоже ощутите на себе это единение, если разрешите себе погрузиться, слиться с общиной.
Если у вас есть психологические блоки, вы все это отторгнете, вам будет смешно. Попробуйте не думать о том, как это выглядит. Почувствуйте, что происходит.
Мне было понятно, потому что я как-то недавно участвовала в чем-то, похожем на шабаш. Это был психологический тренинг, и мы похожими звукоподражаниями настраивались на работу с психологическими блоками и были на одной волне.
Поэтому такой опыт нельзя проскочить за стандартный хронометраж. И его нельзя получить, настраиваясь критично.
Однозначно, такие вещи нужно смотреть в устойчивом состоянии. Из слияния надо уметь выходить. Из слияния с фильмом в том числе.
В каком-то смысле смерть отражена в этой картине еще и с точки зрения смерти личности. Когда эта личность растворяется в коллективе. Трагедия пары в том, что девушка ехала в общину в ужасающем психологическом раздрае, без внутренних и даже внешних опор. Единственная опора, которая у нее осталась, не любила ее. Слияние девушки с общиной закономерно и было неизбежно.
В фильме многое рифмуется между собой. И после просмотра хочется проследить все параллели. Сценарий замечательный. Зрителю заранее дается все, что нужно для предвосхищения дальнейшего действия.
Полотно с легендой этой общины. Нам его показывают, когда еще ничего страшного не происходит
Видела, ругают за то, что концовка открытая и многое не раскрыто. Не исключаю, что такое впечатление сложилось от невнимательного просмотра, от невключенности. Лично я не знаю более закрытой и однозначной концовки. И если внимательно слушать, что говорят герои, дальнейшие сцены становятся ясны без лишних пояснений. А еще многое проявится, если, зная сюжет, начать смотреть сначала и обращать внимание на детали. Так ценители говорят, но пара вещей, про которые я узнала из отзывов, действительно подсказана с самого начала.
Вот такие истории, на мой взгляд, высший пилотаж. Тебе ничего не разжевывают словами, потому что то, что режиссер хочет показать, нужно воспринимать образно. Но при этом словами дано достаточно, чтобы осознавать происходящее и сопоставлять одно с другим.
При просмотре работает практически одно бессознательное. По крайней мере, огромный пласт картины воспринимается именно на этом уровне. Я даже не была уверена, что смогу выразить словами впечатления, но вроде бы справилась.
Предупреждения
Помимо того, что тут смерти и всякие наркотики, должна предупредить, что в фильме все показано натурально. И секс, и смерти. Мне после «Игры Престолов» и «Ведьмака» не привыкать, но вдруг кому важно.
Все это показано ритуально. Эстетика мертвых тел примерно на уровне «Ганнибала» (который сериал) и «Настоящего детектива».
Видела, что фильму дали рейтинг R, только когда вырезали тридцать минут хронометража, а так он шел на NC-17. Но все равно нцуха, честно вам говорю.
Итого
На КиноПоиске: 6,6 из 10
IMDb: 7 из 10
От меня: 10 из 10
Буду пересматривать.
Буду пересматривать в режиссерской версии.
И, кажется, буду смотреть артхаус еще :D