Кенниндзи, Эбису-дэра 2018

Jan 07, 2018 01:35

    На "хацумодэ" - в нашем случае, первое приветствие богов,  а для японцев - первое моление - мы отправились в центр Киото, на Гион.
Старинный дзэнский храм Кенниндзи на Гион выходит одними воротами. Так что если пошли погулять на Гион, то не премините, загляните в этот храм.


(Перед южными воротами квадратный пруд с мостиком, цапли греются на краю)

Конечно, он постороен по тем же каннонам, что и Нандзэндзи, Тофукудзи, Дайтокудзи, прочие крупные дзэнские храмы-монастыри. Но у него есть своё оригинальное лицо, которое выгодно  отличает его от остальных. Это - связь с живым настоящим дзэнским искусством.

Основан храм был в 13 веке монахом Эйсаем. Именно он познакомил японскую знать с чайным напитком. Эйсай впервые  напоил чаем измученного похмельем Минамото Ёритомо и - о, чудо! - тот излечился!
До сих пор перед кельей Эйсая растут чайные кусты, и даже сейчас цветут.



Дзэнские сухие сады вокруг террас главного здания традиционно красивы и завораживающи.




Воображаемые круги на воображаемой воде способны поглотить вашу мирскую суетность, как тот воображаемый камень, от которого они возникли. Три камня в саду мхов - это настоятель и его ученики замерли в медитации...

Но есть и такой концептуальный сад, который побудит самого современного человека приостановиться и восхититься. Это сад, соединивший в себе три главные геометрические формы, из которых рождается любое архитектурное и художественное произведение. Круг квадрат, треугольник. Дзэнский сад,  дзэнское восприятие сада...




Это тот самый храм, где хранится знаменитая ширма с богами ветра - Фудзином и грома - Райдзином, и не менее знаменитые реплики этой ширмы и шедевры, созданные под впечатлением от "Фудзин - Райдзин", например,  ширма с графическим изображением богов.




Я сама очень вдохновилась потрясающими дзэнскими  ширмами современной японской художницы Мики Тоба. Она долго жила во Вьетнаме и своё дзэнское восприятие природы выразила в картинах - гравюрах. Сначала пейзажи рисуются по размеру ширмы, потом вырезаются, потом трафарет используется для изготовления гравюры. Накладывается краска тоже очень сложно и в итоге - хиппи-дзэн ширма.

В этом небольшом зале, наполненном воздухом, горами, птицами, водами, можно, обняв колени, сидеть и час, и два. Потом повернуться - и созерцать сад "треугольник-круг-квадрат", а потом сначала... Полное умиротворение. Остановившееся время.




Другой зал с другим пейзажем той же Мики Тоба.




Изображения Бодхидхармы тоже стильны и атмосферны.

                              

Всё вместе: и внешнее пространство садов и чередование солнечных залов с затенёнными, и произведения искусства, созданные художниками, разделёнными веками, эпохами, но вдохновлёнными  одной дзэнской идеей -  создаёт невероятно сильную духовную атмосферу, которую не хочется покидать.

Особую известность принёс храму дракон, написанный тушью на потолке лекционного зала.
Он создавался в спортзале далёкой Хоккайдоской средней школы простой тушью на толстой рисовой бумаге. Потом перевезён в храм и вознесён на потолок. Вот сколько возни с ним было.
Мощный, конечно.
Но традиционный, такой же, как в Мёсиндзи, Нандзэндзи, Тэнрюдзи. Где ещё? Да во всех головных дзэнских монастырях.
Надо бы их все как-нибудь сравнить. Я просто люблю это изображение, но не вдавалась никогда в детали: какой чем от какого отличается. Возрастом, конечно, отличаются, художники разные, но концепт у всех изображений един, так что... не специалист, не художник и не буддист я,  не могу объяснить.


Потом на нашем пути вырос синтоистский храмчик Эбису-дэра, он находится сразу напротив Кэнниндзи, с обратной стороны Гиона.
Очень весёлый и радостный храм, он был полон родителей с детьми.
Эбису - это один из 7 богов счастья, знаете, с рыбкой под мышкой. Несёт удачу всем рыболовам и морякам, коим в душе является чуть ни каждый японец мужского полу и женского - через одного. :))

         

На внутренних воротах, высоко, на верхней перекладине, смеётся круглощёкий лик Эбису, а под ним - невод с сетью. Невод уже наполовину полон монет. Все стараются закинуть в него и свою мелкую лепту - на удачу в новом году. Но почти ни у кого не получается. Гам стоит и шум, дети лезут на плечи отцов, мамы снизу подают отлетевшие потери. Движуха!





А мы оттуда  прокатились в государственный префектуральный музей, потом зарулили в индийский старейший ресторан на Тэрамачи, съели карри - и домой.
Наездились. :) 

ездить, Япония, Киото, история, красота, культура, праздники

Previous post Next post
Up