Наверное, я слишком давно училась в школе и всё это забыла.
Потому что студиков учила интуитивно, объяснить даже себе Откуда у хлопца испанская грусть не могла. Вернее, не умела сформулировать.
Неоднократно получая от "местных" русских физиков-математиков идеями о ненужности и неважности русской истории, о никчёмности русской литературы (нынешней элите она не привила чувства справедливости и сострадания, хотя все вроде из советских школ выросли), приводила всякие разные аргументы, но раз за разом проигрывала.
Или мне кажется, что проигрывала.
"Нам не дано предугадать..."
И вот, наткнулась.
На блог Светланы Замлеловой. Прекрасный критик она, давно так не наслаждалась.
Она мне всё объяснила и разложила по полочкам.
Вот она - формулировка того, почему у меня с души воротит от всех этих "гоголь-центров"....
"...всякое подлинное искусство только тогда подлинно, живо и сильно, когда оно национально, то есть образно и формально связано с традицией народа, породившего художника. Так человек может свободно расправить плечи и многое объяснить в самом себе, когда знает, кто он, какой народ его породил, каким наделил характером, как научил смотреть на мир, воспринимать вещное и живое.
Искусство, не знающее языка своего народа, не понимающее предметов, для него важных, не отличающее его характера от характеров других народов и, как следствие, не могущее обобщить, подобно Агасферу - вечному, чуждому всем скитальцу... Такое искусство лишь отдалённо напоминает то, чем должно оно быть.
Это утверждение вовсе не означает, что не теряющий связи со своим народом художник, должен писать исключительно о родных просторах и всякий раз исходить слезами или восторгами, в зависимости от того, о чём довелось ему сочинить. Отнюдь.
Но если подлинно национальному поэту вздумается рассказывать о далёких и чуждых ему странах, он сделает так, что далёкие и чуждые страны станут понятны и близки его соплеменникам. Он будет знать, на что обратить внимание соотчичей, как растолковать им чужие обычаи, как заставить полюбить или возненавидеть далёкие берега.
И чем значительнее творец, чем сильнее его гений, тем более прочными узами связан он с сформировавшей его культурной традицией.