КИНО. Вот уже двадцать лет это слово встречается в лифтах, на стенах домов и подъездов… Численность надписей год от года варьируется, но они никогда не пропадали совсем. Четыре коряво написанные буквы стали символом скорби, плача по «Кино», известной ленинградской рок-группе, причисляемой и к пост-панкам, и к «новой волне», группе, продолжающей оставаться культовой даже спустя два десятилетия с момента гибели своего лидера. Фраза - «Цой-жив!» по популярности, пожалуй, может сравнится с лозунгом «Родина или смерть!»… 20 лет назад Цой погиб в автокатастрофе, но по-прежнему остается гореть Звездой по имени Солнце русского рока.
Широкое использование программируемых эффектов ритм-компьютеров и драм-машин в музыке «Кино» придавало ей неповторимый синтетический дискотечный налет. Тексты песен Виктора Цоя были четким, почти фотографичным отражением как подростковых любовных и иных переживаний (к примеру «Это не любовь» или «Подросток»), а так же темы смерти и смысла жизни, одиночества и высокой гражданственности, как например песня «Хочу перемен».
Сложно судить, что было источником вдохновения Виктора Цоя, какие образы им руководили и вели его на протяжении всей его жизни, но можно сказать, что Виктор предпочитал довольно широкий круг музыки. Влияние Вeatles, The Cure, The Smith, Siouxsie & The Banshees, Duran Duran и прочих, а также многочисленных фильмов с Брюсом Ли отчетливо можно увидеть как в концертных записях выступлениях «Кино» разных лет, так и в фильме «Игла», в котором Цой сыграл главную роль…
И все же нельзя сказать, что Цой слепо копировал западные образцы только потому, что это было модно. На самом деле его тексты весьма оригинальны и отличаются особой авторской индивидуальностью, в них проскальзывают образы, которые близки русской культуре. То есть он переосмысливал все это, он вносил свои в песни свое собственное понимание смысла жизни, любви, смерти, места в этом мире…
Именно феерические личности Цоя и музыкантов «Кино», и удивительная, ни на что не похожая музыка, балансирующая на грани рока и дискотечной поп-музыки оказались, вероятно, главным ключом, открывшим группе дверь в бессмертие…
В 1996 году российская независимая компания «Moroz Records» основанная в 1992 году коммерсантом Александром Морозовым, выпустила уникальную коллекцию записей группы «Кино» на 13 компакт-дисках с цифровым ремастерингом, в которую также вошли не опубликованные до этого записи группы. Для того времени выход подобной коллекции стал, по сути, уникальным проектом. Сегодня дисков из коллекции 1996 года практически не найти, это уже практически раритеты…
Писательница Марина Струкова как-то выразила такую мысль:
«За двадцать лет, прошедших со дня гибели Виктора Цоя, его имя успело стать магическим символом для поклонников и брэндом для бизнесменов от культуры и политики. На всенародной любви к певцу пытались строить свою карьеру партии, делая его песни гимном и выходя на демонстрации с портретами «звезды», наживались продавцы атрибутики с символикой группы, и привлекали внимание к своим проектам организаторы музыкальных фестивалей. Одни критики обвинили его в примитивизме, другие констатировали гениальность. Ему ставили и убирали памятник. Его Стену на Арбате закрашивали черной краской. Журналисты выспросили все до мелочей у близких Виктора. Провели исследования песен в поисках пророчеств. Сняли фильмы и написали книги. Сочинили скорбные стихи и анекдоты. Появились антифанаты, ненавидящие Цоя только потому, что у него - корейская фамилия. Но песни его продолжают звучать и находить новых слушателей...».
2010 год в нашей стране был объявлен «годом Виктора Цоя», а 21 июня 2012 года новая светлая дата - 50 лет со дня рождения Виктора… За пару прошедших лет, как в России, так и в странах СНГ прошло огромное количество акций посвященных жизни и творчеству Виктора Цоя и группы «Кино». Было воплощены в жизни как массовые проекты, типа концертов «20 лет без Цоя» или «Виктор Цой: от «Камчатки» до небес», так и маленькие альтернативные проекты памяти лидера «Кино», прошедшие почти незамеченными, но от этого не менее значимые.
Питерский писатель Александр Николаевич Житинский подготовил и издал новый труд о жизни и творчестве Виктора Цоя - «Цой-форевер», ставший, к сожалению, последним трудом о группе «Кино» в жизни Александра Николаевича. 25 марта 2012 года писатель скоропостижно скончался будучи на отдыхе в Финляндии…
Талантливейшая поклонница группы «Кино», поэт и музыкант Ольга Лехтонен выпустила сборник творчества поклонников Виктора Цоя - «Дети одного солнца», идею которой поддержал бывший директор группы «Кино» - Юрий Владимирович Белишкин, взявшийся за подготовку и выпуск к 21 июня 2012 года второй подобной книги…
Асхат Калбаев, лидер группы «Виктор», готовится выпустить перезаписанный альбом группы «Кино» - «Звезда по имени Солнце», в собственном исполнении.
К 50-ти летию Виктора Цоя компания «Moroz Records», в продолжение славных традиций, готовит выпуск диджибука с 48-ми страничным буклетом, рассказывающем о жизни и творчестве Виктора Цоя и группы «Кино», в который войдут все официальные альбомы группы, а в дальнейших планах компании коллекционное переиздание всех альбомов группы на виниле…
Телевизионные компании снимают документальные фильмы о Цое, снова грозя устроить массовую трехдневную истерию на имени лидера «Кино», что-то придумывают всевозможные медиа-воротилы, в надежде урвать свой кусок на показах хотя бы небольших памятных сюжетов в новостных лентах, а один из создателей группы «Кино» Алексей Рыбин в январе 2012 года вообще вышел в массы с идеей о съемке художественного фильма о раннем «Кино» и том, как все начиналось…
Конечно, каждый из что-либо делающих, снимающих, пишущих о Викторе вкладывает в свой проект частичку души, любви или хотя бы уважения к лидеру «Кино», и это не отнять. Это неоспоримый факт.
Осенью 2010 года идея сделать что-то свое в память о лидере «Кино» пришла и мне. Разумеется, это было отнюдь не спонтанное решение, имеющее под собой жажду наживы, легкой славы либо иные корыстные цели… Это был сложный и нелегкий шаг вперед, решиться на который было довольно сложно. Спасибо тем, кто помог, кто поддержал начинание и оставался рядом в течение всей подготовки книги…
Что это будет за книга, спросите Вы? Это будет книга о Викторе Цое, группе «Кино», о близких и родных Виктору людях, о его верных поклонниках и, разумеется, всех тех, кто принимал и принимает до сих пор его успехи и неудачи не просто отстраненно-снисходительно…
Факт, что давние поклонники «Кино» уже прекрасно знакомы с историей группы и биографией самого Виктора Цоя, но в мире есть огромное количество людей совершенно не знакомых с творчеством этой группы или узнавших о Цое совсем недавно, и книга будет в большую очередь ориентирована именно на них… Я очень надеюсь, что у меня все получится и книга увидит свет, несмотря на все трудности современного мира. Ведь, как учил нас Виктор - нужно пытаться дотянуться до звезд, и не считать, что это сон…И я сделаю все, что зависит лично от меня…
….Идет время. Но еще сильна боль от кровоточащей раны, оставленной его трагической смертью. Смертью героя, навсегда одетого в черное. Есть мнение, что Цой торопился жить и очень любил жизнь. Этот вопрос очень интересен, потому что Цоя всегда трактовали как человека, который не мог жить медленно. Марьяна Цой. кстати, так и написала в своей повести «Точка отсчета», что Цой не мог жить медленно и даже погиб на огромной скорости. Но это заблуждение или просто некая аллегория. Цой, конечно же, любил жизнь, но, по воспоминаниям многих близких к нему людей, всегда был неспешным. Верил в свой завтрашний день. Цой всегда отличался от всех неимоверной выдержкой и восточным спокойствием, но всем его спокойствии и медлительности скорость его «Москвича» в тот роковой миг 15 августа 1990 года действительно была не менее 100 км\ч…
Марина Струкова писала:
«Никогда ничто не влияло на меня так сильно, как русский рок. Как многие мои сверстники в 90-е, я слушала Шевчука, Башлачева, Бутусова, Янку, известных и малоизвестных рок-музыкантов, ленинградских, московских, сибирских. Уважала как поэта Башлачева с его по-русски трагическим «Временем колокольчиков», яростного мятежника Кинчева, но вот все их кассеты забыты дома, стерты, потеряны. И только альбомы Цоя покупаю снова. Через много лет после гибели Виктора его песни также актуальны, а наша деградировавшая рок-сцена не может явить столь же яркого и сильного автора. Постоянство среди перемен. Искренность среди лжи и зауми современного искусства. Прогулка романтика по грязи двадцатого века, романтика, не отрекшегося от идеализма, благородства, честности. Тоску по осмысленной яркой жизни он призывал воплощать в действие по законам совести…».
Сегодня, даже по прошествии стольких лет, музыку Цоя можно услышать как на волнах какого-нибудь модного радио, так и из окон студенческой общаги или из крутого «Мерседеса». Его песни слушают разные по возрасту и социальному положению люди. Почему? Ответ этот прост. «Например, существует закон, по которому песни, которые были с вами в молодости, остаются с вами на протяжении всей жизни…Даже спустя более чем 20 лет по-прежнему цепляют слова песни о друзьях идущих по жизни маршем с остановками у пивных ларьков, или слова о девушке, которая больна, или об электричке, которая совсем не туда везет, или про то, что голубых небес навес - для нас с тобой. Конечно, сегодня, спустя 20 лет, это понятно и знакомо в большинстве своем лишь взрослым симпатизантам «Кино», тем, кому за 30. Подрастающему же поколению (тем, кому сегодня 15) мало знакомы, или вовсе ничего не говорят пивные ларьки на улицах, портвейн («Его только алкаши пьют!») и прочие прелести тогдашней «совковой» жизни. Сегодня у молодых иные ценности и они предпочитают слушать песни совсем об ином…
И все же в песнях Цоя столько энергии, что ее хватает, чтобы зацепить людей и сегодня. И жизнь, и творчество Виктора вовсе не так просты и однозначны, как их пытаются сегодня представить. Музыка «Кино» прошла через тысячи сердец и жизней.
Необычно, что человек, который давно ушел из нашего мира, до сих пор чем-то «цепляет» и надолго остается в душах его слушателей. Эта личность была настолько сильная, что до сих пор влияет на мир. До сих пор, вот уже 20 лет тянется шлейф необъяснимых вещей, связанных с именем Цоя. Спустя 20 лет бывают даже целые истории, составленные из совпадений и случайностей…
Конечная причина того, что Цоя до сих пор помнят - вовсе не незнание корней его творчества, и не смерть в молодости, как говорят злопыхатели. Причина - в масштабе его личности. Даже сами киноманы говорят: для нас он не музыкант. Он не поэт, не композитор. Для нас он - личность. Наталья Разлогова правильно сказала в передаче «Культ Кино»: «его личность была выше того, что он делал». И вот именно сила этой личности, умение влиять на огромные массы народа, умение обратить на себя внимание, не делая для этого ничего вообще (говорят, на концертах «Кино» Цой никогда не провоцировал публику, но, тем не менее, народ просто ломился к нему, от ощущения какой-то неведомой силы) - и есть основная загадка Цоя. И никакой рационалист не объяснит что же это такое.
Цоя нет с нами вот уже почти 22 года. Но Цой жив. И у него есть свой переулок, в Москве на Старом Арбате. Стена, исписанная словами «Виктор, ты Бог» и «Цой жив» оживает два раза в год, 21 июня, в день рождения и 15 августа, в день смерти. Именем Виктора Цоя названа улица в микрорайоне № 7 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого Автономного округа. Улица Виктора Цоя есть в пригороде Новороссийска - поселке Цемдолина. Также имя Виктора Цоя носит астероид № 2740.
В середине 90-х, в Латвии, на 35 километре трассы Слока - Талсы, в нескольких шагах от мостика через речушку Тейтупе неизвестные поклонники «Кино» установили металлическую пирамиду высотой полметра, с гитарой на верхушке и надписью: «Памяти В. Цоя». Незатейливый, но выразительный памятник стоит на обочине трассы по сию пору. В двенадцатую годовщину гибели музыканта, 15 августа 2002 года рядом с пирамидой был установлен памятник Виктору Цою.
До него легко добраться - любым автобусом от Риги, идущим в сторону Талси и Колки. При желании можно побывать в доме «Зелтини», где по-прежнему живет семья Лугис - Бирута и ее сын Армандс, у которых в конце 80-х Виктор Цой снимал комнату…
В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя - «Котельная Камчатка», где Виктор Цой числился штатным кочегаром. Он открылся в конце 2003 года. Теперь в бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы «Кино». В Петербурге «Камчатка» считается одним из традиционных мест паломничества «киноманов», и питерский Фонд памяти Виктора Цоя борется за право поставить памятник Виктору в его родном городе….
20 ноября 2010 года в Барнауле был установлен памятник лидеру группы «Кино». А в 2011-м году памятник, посвященный основанию группы появился в Крыму, в поселке Морское…
21 год назад Цой погиб… Порвалась струна. Но, как и прежде играет его невеселая песня. Как и прежде вспыхивают в ответ на слова его песен спички и зажигалки. Они по-прежнему с ним. И, несомненно, он чувствует это.
Виктор Цой не поет нам новых песен, мы никогда не увидим его в новых фильмах, не будет больше давки на его концертах, но поставьте в проигрыватель любой из альбомов группы "Кино", включите любую из песен и Виктор в своей филофской, меланхоличной манере объяснит, что жизнь не так уж и плоха, как это иногда кажется…
…И я вернусь домой
Со щитом, а, может быть, на щите,
В серебре, а, может быть, в нищете,
Но как можно скорей....