Хандусенко
К сожалению, источники информации, которыми я пользовался 10-12 лет назад, исчезают... Например, был такой сайт "Единое отечество" - www.otechestvo.org.ua. Сейчас по этому адресу находится реклама сантехники и плитки... Был сайт "Единая Русь" по адресу www.edrus.org, сейчас там вообще неизвестно что...
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию статью, ссылку на которую предоставить просто не могу ввиду исчезновения источника...
Статья из газеты "Галичанин" N61 от 17 (30) марта 1910 года.
Известный русский журналист А.И. Савенко, неутомимый глашатай, ратующий за пробуждение русского национального самосознания в России, напечатал на днях по поводу открывающегося в Киеве отдела петроградского "Галицко-русского Общества" прехорошую статью с воззванием к своим землякам поступать в члены этого Общества, причем между прочим говорит и о наших галицких отношениях. Отметив, что с украинофильским сепаратизмом как с идеей, хотя ложной и безпочвенной, можно бороться успешно только идейно-общественными силами, автор, переходя на галицко-русские отношения, продолжает:
"Как же мы можем успешно бороться с украинофильством в пределах державной Руси, если мы оставляем без нашего воздействия то же движение в пределах закордонной или подъяремной Руси? Мне скажут: "Помилуйте, ведь такое воздействие явилось бы вмешательством во внутренние дела австро-венгерской монархии". Ничуть не бывало. Мы, убежденные сторонники единства русского народа, должны стремиться оказывать на Галицию такое же воздействие, какое галицкие украйноманы оказывают на российскую Украйну. Это воздействие не политическое, а исключительно культурное, идейное. Идеи же культурно-национальные не знают политических границ. В Прикарпатской Руси живет четыре миллиона русских. Это совершенно такие же русские, какие живут в пограничных Волыни и Подолии и в остальной Малороссии. Но в среде этих четырех миллионов русских идет братоубийственная борьба. Мазепинство в Галиции, сильно поддерживаемое польско-австрийскими властями, пустило там глубокие корни. Имперские австрийские власти и польские власти в Галиции всеми средствами пытаются уничтожить среди галичан сознание национального единства их с ненавистными "москалями". Поэтому польско-австрийские власти не признают даже существования русского народа и русского языка в Галиции. Объявлено, что это вовсе не русские, а "рутены", совершенно особый народ. Для того чтобы добиться действительного национального и культурного обособления галичан от остального русского народа, польско-австрийские власти всемерно поддерживают мазепинцев и сочиненный ими "язык", который, в соединении с фонетическим правописанием, действительно не похож на общерусский язык и совершенно непонятен для русских, даже для малороссов. Одновременно с этим польско-австрийские власти обрушились с гонениями и преследованиями против тех галичан, которые признают себя русскими, сынами великого русского народа. Тяжко положение их в Галиции. Их называют там "москвофилами" и поставили в положение чуть не государственных преступников. Их детей насильственно обучают "украинскому" языку в школах мазепинцев. Все русское в Галиции придавлено прессом австрийских "конституционных свобод". Русские там поставлены вне закона. С ними делают, что хотят. Да, тяжко нашим братьям в Галиции. И мы, русские державной Руси, - в великом долгу перед ними. Там, за пределами границы, они делают наше общее русское дело. А мы забыли о них...К стыду южноруссов, и в частности киевлян, петербужцы прежде нас вспомнили о братьях-галичанах и об их горькой доле. Впрочем, петербужцы обязаны этим всецело талантливому и энергичному графу Вл. А. Бобринскому, который, объехав летом 1908 года восточную Галицию, пришел в ужас и скорбь от всего того, что он там увидел, от тех картин угнетения и попирания всего русского, которые он наблюдал и искусственного взращивания мазепинства. И вот после того граф Бобринский с головой ушел в великое и святое дело распространения идей русского национализма и по ту сторону границы. Взращенное им "Галицко-русское Общество" широко раскинуло свою деятельность, которая поставлена по преимуществу на практическую почву.
Правда, мне приходилось слышать такие заявления: "Довольно нам возиться с братьями-славянами! Довольно предаваться прекраснодушному альтруизму! У нас много своих домашних дел, домашних нужд!" Но так могут говорить лишь те, кто совершенно не разбирается в этом большом и важном вопросе. Прежде всего, галичане - это не "братья-славяне", а такие же точно русские, как и мы. А раз это так, то борьба мазепинцев с русскими в Галиции является, в национальном отношении, нашим домашним делом. Это дело должно быть нам близко, ибо оно непосредственно нас касается. Какие же мы националисты, если мы скажем: "нам нет дела до тех миллионов русских людей, которые живут в Прикарпатье?" Какое это глубокое недомыслие. И что сталось бы с польским национализмом, если бы привислинские поляки сказали: "нам нет дела до познанских поляков", а галицкие поляки сказали: "нам нет дела до привислинских поляков". Национализм народа всегда един. Поэтому русский национализм и русское национальное движение должны охватывать весь русский народ. Тот кто придумал русский национализм не для всего русского народа, а только для части его, - плохой русский националист.
Уже из сказанного видно, что культурная помощь русским галичанам - это не только альтруизм: это и наш прямой национальный интерес. Служа русскому делу в Галиции, мы тем самым служим общерусскому делу. Помогая русским галичанам в их тяжкой и неравной борьбе с мазепинством, поддерживая русскую печать в Галиции, русские учебные заведения, снабжая русскими книгами русское население Галиции и т.д., мы наносим удар мазепинству в самом гнезде его. А нанося удар мазепинству в Галиции, мы тем самым бьем мазепинство и в пределах России. Таким образом, даже чисто национально-эгоистические соображения должны заставлять нас придти на помощь русским галичанам. И неужели мы оставим их даже без нравственной поддержки? Неужели мы позволим в среде их окрепнуть горькому сознанию, что Русь державная забыла о забитой зарубежной Руси? Исполним же наш священный долг перед Галицкой Русью и тем послужим общерусскому делу".