Обучение. СДВГ №1

Mar 07, 2010 22:25

Для wassweta и других родителей детей с сдвг.

Сначала несколько моих постулатов:
1. Мы все разные. Но наши разницы не должны мешать жить достойно.
2. Поскольку наш мир отражает мнение большинства, всем кто от этого большинства отличается - труднее. (хотите пример? Возьмите ножнички и подстригите ногти на правой руке. Удобно? А левши всю жизнь так... )
3. Детям труднее вдвойне.
4. Детям с особенностями вдвойне труднее, чем детям средним.
5. Помочь можем только мы. Взрослые люди. Мы 1) больше знаем, 2) принимаем решения.
6. Одного желания помочь - мало: знай кому, почему, в чем и зачем помогаешь.


Преамбула. Для тех кто не уверен о чем речь 
СДВГ - считается отклонением, но, как и во всем что касается психики, существуют «отклонения» и «отклонения в пределах нормы». Отклонения обычно требуют серьезного вмешательства, например медикоментозного, когда организм сам по себе не способен справится с психической нагрузкой и реакции идут по не-типичному пути, в этом случае ребенок не может нормально развиваться. Это НЕ конторлируемо, никакие призывы, угрозы, увещевания не принесут результатов. Люди со схожими симптомами протекания псих. реакций , но в легкой форме, без «зацикливаний», когда в целом все «в норме» считаются просто невоспитанными, неумеющими держать себя в руках. СДВГ не приговор; с лекарствами, методиками или и тем и другим, растущий организм можно познакомить с более-менее «правильным», читай стандартным, протеканием процессов. В таком случае вырабатывается нечто типа «рефлекса» как надо поступать, как удержаться от развития неконтролируемых реакций (ребенок не всегда может это сказать, но почти всегда как бы подает нам, взрослым, своеобразные сигналы о своем состояниии.) Имеющий уши да услышит.
В СДВГ виднее всего собственно гиперактивность, оживленность, неумение менять виды деятельности. Но бОльшую проблему составляет внимание. И не то, что б его совсем нет, но отсутствует произвольное внимание и концентрация на НОВОМ или НЕИНТЕРЕСНОМ предмете обсуждения. Ещё одна особенность - импульсивность. Зачастую СДВГ сопровождается рядом других синдромов. Если ВЫ родитель ребенка с СДВГ - вам необходимо познакомиться с их описанием: не для того, что бы детя своё подозревать в ещё одном отклонении, а что б грамотно помочь преодолеть возможные проявления или адаптироваться к ситуации в случае наличия этих синдромов. Так же важно знать основные характеристики синдромов на будущее: иногда некоторые их проявления появляются много позже. Рос себе рос ребенок с сдвг, вырос и все нормально, а потом ррраз и биполярный синдром в 35 лет каак жахнет. И что делать? Куда бежать?

Подобное ЗНАНИЕ страшит, поскольку расширяет пространство непознанного. Но этот страх компенсируется некоей уверенностью в правильности поступков. Плюс, если, например, у ребенка есть некоторые «стертые», «в приделах нормы» проявления того или иного синдрома, это знание поможет вам выбрать наилучшие методики и техники для обучения, выбрать виды деятельности, спорт, подобрать стиль общения. Поможет лучше понять ЧТО происходит с ребенком.
А теперь собственно
Несколько технических приемов для занятий с гиперактивными детьми.
1. Не спешите учить детей СДВГ грамоте. Уделяйте больше внимания другим сторонам развития. То что называют «ранним развитием» не для них. (Лично я вообще не сторонник этого дела. Во всяком случае в той форме как это выглядит сейчас).
2. Чтение для детей с СДВГ проблема сама по себе. Умение использовать этот навык - проблема вдвойне. Чем лучше эмоциональная характеристика процесса, тем легче и ему (реб.) и вам. Побольше хвалите за все что можно похвалить: даже за пять минут спокойного сидения на стуле!(удерживает себя) За ответ ПОСЛЕ окончания вопроса, а не пока вы его задаете.(борется с импульсивностью) За то что переспросил если отвлекся!(старается ведь)
3. Ищите компромиссы! СДВГ- дети живущие в постоянном компромиссе и напряжении ! (и с собой, и с окружающим миром). Если ребенок, к примеру, делал задание, но не доделал, его нельзя наказывать, как за невыполненное: в след. раз ему будет труднее начать, не то что доделать.
4. Мотивируйте. Помогите реб. понять, что он уже это делал. Они часто воспринимают внешнюю разность за реальную разницу. (Одну и ту же книгу но в разном оформлении могут воспринимать как НОВУЮ, другую. А именно с новым связаны проблемы.) Это тормозит их. Они теряют внимание.
5. Мотивируйте. Постарайтесь объяснить ЧЕМ то или иное занятие важно, (работает не со всеми детьми), как улучшит его жизнь, где пригодится (работает лучше, но тоже не всегда), как приведет к возможности гордиться собой(работает почти всегда, но трудно с налета подобрать подходящие примеры. Увы.)
6. Мотивируйте. Себя. Как угодно. Но МОТИВИРУЙТЕ.
7. Поставьте себе цель. А потом подумайте для ЧЕГО вам это нужно? (Что вам важнее, что б писАл или что бы писАл грамотно или, скажем, красиво? Для детей с СДВГ одно порой исключает другое.)
(Важное Замечание: почти у всех детей с которыми я работаю, русский это второй язык. Он как бы необязательный, но я стараюсь что бы дети «поступали» в первый класс не позже 7лет.)

Я не пробовала учить детей с СДВГ читать по Зайцеву (тоже особое к нему отношение). Сказать что-либо определенное не могу. НО замечательно для этих детей используется его «таблица всех открытх складов русского языка». Помогает преодолеть «затыки» и "неузнование" начала слова. (держу на готове даже для восьмилеток).

СДВГ дети иначе воспринимают слоги и деление на них: «дефис» для них хуже чем «слеш», а этот труднее чем слово целиком.(Поэтому Жукову использую, когда объясняю как читать слоги, а потом уже когда освоимся со слогами). С другой стороны, незнание слогов приводит к ПОСТОЯННОМУ угадыванию слов. Что в сочетании с импульсивностью сильно тормозит обучение. Поэтому я стараюсь читать с ними слоги, односложные слова и слова целиком. А деление на слоги как-бы вытекает не из чтения а из написания слова: сначала читаем слово, а потом делим его на части для записи. /Я не учу СДВГ детей читать до момента когда они физически готовы записывать три слова.(«Я ем суп» к примеру)/
Ошибки в написании букв поначалу просто игнорирую: сначала мы пишем, а уж потом, когда освоимся с составлением простого предложения и его записью, переходим к освоению «красивого» написания букв. Причем написание букв упражняем в клеточках, а слова записываем на широких строчках. Запись слов по принципу буква-клетка замедляет освоение письма печатными буквами для этих детей. Для них лучше уметь сформулировать и записать мысль как единое целое, чем каждую букву при письме прописывать. (Впрочем не только для них) Поскольку почти для всех этих детей письмо и писание это отдельная история, сразу делаю оговорку: письменные буквы только после того как научится писать печатные а) одинаковой высоты, б) освоит правила записи предложения, абзаца, столбиков, в) научится «самостоятельно» находить явные ошибки в своих записях. (в этом случае самостоятельность понятие относительное). Эти правила относятся не только к детям с СДВГ, но для последних они обязательны.

Конкретная просьба породила пост. Пост вылился в тему. По мере возможнотей буду добавлять. Спрашивайте. Если есть что сказать - отвечу.

Озаглавленными комментариями к этому посту буду размещать ссылки на статьи и мнения по теме.

Всего доброго.

чтение и письмо, работа, СДВГ, обучение

Previous post Next post
Up