Jan 29, 2016 23:20
Хотя дети прекрасно умеют играть самостоятельно или с друзьями, из родителей тоже получаются очень значимые игровые партнеры. В игре существуют «обучающие моменты», во время которых родители могут побуждать детей чуть‑чуть выйти за рамки того, на что они способны, играя в одиночку. Многие исследователи считают, что управляемая игра - это прямая дорога к обучению. Как нам отыскивать эти обучающие моменты и наставлять детей с опорой на игру? Если мы рассказываем детям сказку, а затем назначаем им роли ее персонажей, чтобы они смогли сыграть их, дети сильнее увлекаются, проявляют способность лучше следить за сюжетной линией и развивают навыки, предшествующие грамотности. Однако профессор Аджелики Николопулу из Университета Лехай предостерегает нас от искушения чрезмерно контролировать создаваемые нами сценарии. Как и в развитии речи, мы должны стать партнерами своих детей, должны вплетать их мотивы в историю, чтобы они ощущали ее как свою собственную.
Обучающие моменты
Инсценировка
Чтобы помочь ребенку развить навыки подготовки к грамотности, для начала «позаимствуйте» у кого‑нибудь еще одного ребенка, если у вас не нашлось второго собственного! Пусть каждый из детей по очереди расскажет вам историю о событии, которое случилось в присутствии всех вас троих. Сюжет может быть самым простым. Когда ребенок рассказывает историю, записывайте то, что он говорит, при необходимости поощряя его рассказывать более детально или вспоминать пропущенные этапы в цепочке событий. А затем предложите обоим детям разыграть в лицах историю, которая только что была рассказана.
В каком возрасте дети начинают следовать правилам игры?
Как полагает Пиаже, высшим достижением игры является тот момент, когда дети не только придумывают правила, но и следуют им. В сюжетно‑ролевой игре дети создают правила и обговаривают их со своими друзьями. Таким образом они учатся играть вместе. Но настольные и спортивные игры не дают детям возможности создавать правила по своему желанию. Каждому, кто пытался играть в карты с 3‑летним ребенком, эта ситуация хорошо знакома! Похоже, малыши просто придумывают правила на ходу и ожидают, что вы будете следовать их фантазии. Таким образом ребенок, используя эту блестящую стратегию контроля над игрой, всегда выходит из нее победителем.
Однако игры большого мира гораздо сложнее, и каждое правило - это часть более масштабной системы фиксированных правил. Годами наблюдая игру детей на футбольном поле, некоторые из нас до сих пор еще не выяснили всех тонкостей подачи углового! В каком же возрасте развитие ребенка делает его готовым к тому, чтобы примириться с идеей команды и наличия правил? В этих сложных играх главное - понять не только то, что полагается делать вам, но и что делает и может сделать в следующий момент человек рядом с вами. Нужно уметь предвидеть возможные действия игрока команды противника.
В общем, ребенку приходится усвоить, что при игре надо ногой посылать мяч вперед, но если будешь делать только это, никакой игры в футбол не получится. Любой, кому случалось наблюдать игру команд 4‑5‑летних футболистов, согласится с таким наблюдением: когда мяч катится по полю, целая толпа ребятишек из обеих команд одновременно пытается ударить по нему. А больше всего веселья приносят моменты, когда одна из команд забивает гол в собственные ворота, - какие уж тут правила! Лишь к 7-8 годам дети действительно усваивают правила и начинают играть в соответствии со стратегией и планом. То же можно сказать и о настольных играх. Простые игры, с которых дети начинают, требуют только передвижения вперед и назад, в зависимости от того, какое количество очков выпало на игральной кости. Это правило наши дети в состоянии усвоить, поэтому они обожают играть, и еще раз играть, и снова играть, а когда мы от скуки уже зеваем до слез - выпрашивать «еще один последний разок».
Подвижные игры: благотворное влияние беготни
Что первым приходит на ум, когда мы задумываемся об игре? Свежий воздух, солнышко, игровая площадка и беготня. Именно так большинство из нас проводили время в детстве до того как из соображений безопасности (не говоря уже о судебных процессах) многочисленные горки и качели из общественных парков убрали. Многие из нас, даже если мы росли в городах, могли свободно гулять повсюду с друзьями, играя в классики и различные игры с мячом. А вы, будучи ребенком, когда‑нибудь задумывались о том, как получается, что дети в самых разных городах и странах знают правила одних и тех же игр? Мы задумывались.
Почему, даже когда вы едете в гости к бабушке и дедушке в другой город, малыши, живущие по соседству с ними, умеют играть в ладушки так, как вы играете дома? Дети повсюду играют в одни и те же игры в одном и том же возрасте, потому что игра - это зеркало детского мышления и моторных способностей. Игра меняется со временем, набирая сложность в предсказуемом процессе развития, по мере того как изменяются физические и ментальные способности детей. Как 3‑летний ребенок не может прыгать на одной ножке и играть в классики, так 5‑летний не может повторить длинную последовательность рифмованной чепухи, которую произносит при игре в ладушки. Ну никак не может малыш‑трехлетка играть в спортивные игры, подчиненные строгим правилам!
Конечно, существует множество разновидностей игры. Понаблюдайте за 4‑летней Джилл, которая играет с моделью железной дороги, соединяя друг с другом различные элементы полотна, чтобы путь получился интересным. Она тренирует свои моторные навыки (работает пальцами). А вот ее 2‑летняя сестра Саманта, которая забирается в углу комнаты на стол, проверяет свои первичные моторные навыки (владение туловищем, ногами и руками). Подвижные, активные игры занимают важное место в жизни наших детей и чрезвычайно важны для их развития, поскольку ребята получают удовольствие от того, что испытывают свои способности, узнавая, насколько хорошо получается владеть своим телом, и практикуясь в разнообразных навыках.
«Если я буду очень‑очень быстро двигать ногами, крутя педали, получится ли у меня как следует загрохотать, когда я врежусь в кресло? Ух ты! Здорово! Попробую‑ка я еще разок!» - говорит ребенок сам себе. Детские игровые клубы, кружки плавания и рисования, спортивные программы - все они опираются на эти навыки подвижных игр. Но даже без всяких организованных занятий возможности для подвижной игры можно найти повсюду - в скверике, на детских горках, даже в манежике; рисование мелками, лепка из пластилина, собирание головоломок - с помощью всего этого дети тренируют свои зарождающиеся моторные способности.
Если мы обеспечиваем детям возможность играть в достаточно безопасных пространствах, дети могут отточить свои навыки и поддерживать мышцы в тонусе, что понадобится им позднее для спорта и письма. Но они станут заниматься этой «работой» только при приемлемом уровне трудностей. Моторные способности у детей развиваются в собственном темпе. Сегодня большинство педиатров предостерегают против структурированных тренировок для малышей, потому что врачи стали чаще сталкиваться с переломами костей и растяжением мускулов, которые являются результатом того, что детей заставляют «прыгать выше головы».
Если говорить откровенно, то сокращение времени свободной игры на свежем воздухе, равно как и структурирование игрового времени дошкольников, является результатом страха родителей за безопасность их детей. Один отец, который жил рядом с городским парком, рассказал нам: «Когда мне было 5 лет, я часто играл в парке по соседству. И никому в голову не приходило это запрещать. А сегодня я боюсь отпустить Эрин гулять даже с друзьями - и не важно, что до парка рукой подать! - учитывая все, что творится вокруг. Нашим родителям не приходилось так беспокоиться за нас».
Однако вот в чем вопрос: действительно ли современная жизнь стала настолько рискованной для детей или мы просто придаем больше значения факторам риска из‑за бесконечных репортажей СМИ о трагических происшествиях, которые действительно случаются, пусть и не так часто? Как бы там ни было, важным результатом наших опасений является сокращение свободной игры, самостоятельной детской деятельности, и детство отчасти лишается своих главных черт - радости и спонтанности. Безнадзорные игры на свежем воздухе, пусть даже в компании друзей, становятся все большей редкостью. Их вытесняют организованные спортивные кружки, в которые мы отдаем своих детей уже лет с четырех. Одно из исследований показало, что занятия в спортивных кружках и секциях охватывают примерно 20 % времени ребенка в возрасте от 6 до 8 лет. Однако организованный спорт - не единственная возможность безопасных подвижных игр. Если вас тревожат вопросы безопасности, попробуйте договориться с родителями друзей вашего ребенка о посменном дежурстве, чтобы кто‑нибудь из взрослых всегда сопровождал детей, когда они идут играть на улицу.
УСВОЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Игра - центральный компонент ментального развития детей. Игра помогает детям осмысливать их мир, познавать самих себя и, что не менее важно, учиться ладить с другими людьми. Однако нам бывает трудно сопротивляться современным тенденциям нашего ориентированного на достижения общества, когда мы сталкиваемся с выбором: позволить детям «просто играть» - или записать их в модную секцию, кружок или группу. Следующие советы помогут вам сделать игру центральной составляющей жизни ваших детей и вашей собственной.
Станьте защитником игры. Понимая, как важна для детей игра, мы должны доказывать это делом. Давайте снова превратим дошкольное учреждение в царство игры, которая поддерживает и развивает обучение в легкой, ненавязчивой форме. Давайте откроем двери наших домов для игры и будем строить свое расписание вокруг нее, вместо того чтобы втискивать игру в паузы между другими видами деятельности. Давайте признаем, что мы нужны детям, чтобы помочь им развиваться в ходе игры, обеспечивать стимулирующую обстановку, участвовать в их игровой деятельности и привносить в нее значимое знание об окружающем мире. Поступая так, мы воплотим идею о том, что игра является средством воспитания счастливых, здоровых и разумных детей. Эйнштейн это знал, и с вашей помощью это узнают родители детей, с которыми общается ваш ребенок.
Организуйте ресурсы для стимулирующей игровой деятельности. Простое наличие предметов для игры - это важный компонент будущего интеллектуального развития. Почему? Игрушки и игровые материалы обеспечивают детям стимулы для исследования. Если эти предметы достаточно интересны, то дети большему научатся с их помощью. Кроме того, они являются краеугольным камнем взаимодействия: если игрушки привлекательны для детей, возрастает вероятность того, что малыши будут объединяться ради совместной игровой деятельности. А что же происходит, когда ребенок играет не в одиночку, а в компании со сверстниками? Он больше говорит, больше творит, больше увлекается игрой. Все это создает фундамент для обучения.
Но существуют некоторые моменты, на которые необходимо обратить внимание. Первое: игрушкой может стать практически любой предмет. Совсем не обязательно покупать дорогую игрушку «с наворотами», чтобы обеспечить ребенку преимущества в обучении и социальном взаимодействии. Рассмотрите для разнообразия альтернативы, которые не опустошат ваш кошелек. К примеру, крепости и палатки можно строить из одеял и стульев. Наши дети обожали такие игры, вероятно, потому, что они давали им чувство безопасности и обеспечивали личное пространство, в котором они были главными. Пластиковые вилки - отличный строительный материал, а обычные дешевые белые бумажные тарелки и бечевка - прекрасные средства для изготовления масок. Кстати, вы не пробовали использовать кухонные пластиковые контейнеры и крупы типа риса, фасоли и колотого гороха, чтобы сделать из них музыкальные инструменты? Они звучат по‑разному, в зависимости от того, чем и насколько наполнен контейнер.
Фильм «История игрушек» так завораживал наших детей потому, что в нем привычные для них игрушки стали живыми. Мягкие игрушки могут стать персонажами причудливой режиссерской игры, сценарий которой вы создадите вместе со своим ребенком. Их приключения могут происходить на детской площадке, в школе, в машине - разыграть можно практически любой сценарий. Прекрасные игрушки получаются из морских раковин, собранных в поездках на курорты, из старых теннисных мячей и спортивной формы, из разных недорогих офисных или школьных принадлежностей (отличная штука - наборы цветных скрепок), из использованных газет и бумаги (вы когда‑нибудь пробовали складывать из них самолетики или шапки?), а для детей постарше - и монеты. Сортировать монеты - отличное занятие. Короче говоря, фокус в том, чтобы увидеть окружающую обстановку глазами ребенка. Учтите, что любые предметы, с которыми вы не разрешаете детям играть, обладают для них притягательностью запретного плода. Подумайте, можно ли найти какой‑то способ сделать их безопасными для игры - или придумать им какую‑то удачную альтернативу?
Лора Берк в своей чудесной книге «Пробуждение разума ребенка» предлагает родителям и воспитателям задавать себе три полезных вопроса, прежде чем купить новую игрушку: «Для какой деятельности предназначена эта игрушка? Какие ценности преподает эта деятельность? Каким социальным правилам научится мой ребенок, играя с этой игрушкой?»
Мы слишком часто покупаем детям то, что они просят, не задумываясь, много ли пользы получит ребенок от данной игрушки. Однако в этом вопросе решение остается за нами, точно так же как именно мы решаем, включить телевизор или нет. И мы не обязаны выбрасывать свои деньги на всякую новейшую развивающую игрушку, которая появляется в магазине или которую наши дети видят в рекламе по телевизору. Если ребенок порой бывает недоволен, это еще не означает, что мы - плохие родители.
Присоединяйтесь к их играм. Джейн Броуди, популярный колумнист газеты «Нью‑Йорк таймс», пишет: «Игрушки лучше всего рассматривать как инструменты игры… их следует использовать как вспомогательные средства для взаимодействия с родителем и воспитателем, а не как замену участия взрослого в игре ребенка».
Участие в совместных играх с детьми, вероятно, самое трудное испытание из всех, с которыми мы сталкиваемся. Мы не прочь сыграть пару раз в настольную игру; но по‑настоящему войти в мир ребенка - с этим у нас дела обстоят гораздо хуже. Нам слишком быстро становится скучно. Если мы в глубине души не верим, что детские игры - важное занятие, то, как правило, либо «берем управление на себя», либо выходим из игры. Тем не менее старайтесь присоединяться к игре при любой возможности, вместо того чтобы думать: «О, отлично, она занялась игрой! Теперь я могу заняться тем, что действительно важно». Участие в детских играх подразумевает необходимость дать себе разрешение снова стать ребенком и увидеть мир с детской точки зрения. Помните, как весело было вам когда‑то прыгать по лужам, как вы разделяли на части двухслойное печенье, чтобы вылизать из серединки начинку? Ну так сделайте это снова! Награда не заставит себя ждать.
Вручите бразды правления ребенку. Игры, которыми управляют сами дети, максимизируют их интерес и обучающие возможности. Когда мы превращаем игру в работу, контролируя или ограничивая ее, дети теряют интерес, а мы - возможность выстраивать с ними отношения и отдаваться полету воображения. Нам нужно стремиться найти тонкий баланс между участием в игре и руководством игрой, как в семейной обстановке, так и в учебных классах. Если мы предлагаем детям художественный проект, пусть это будет такой проект, в котором сами дети определяют, как будет выглядеть конечный результат. Порой дети, когда им дают возможность стать лидерами, оказываются способны на большее, чем мы могли вообразить. Следует помнить о том, что главное - процесс, а не результат.
Старайтесь быть чутким игровым партнером, читая сигналы ребенка и стараясь понять, насколько серьезное участие с вашей стороны для него желательно. Родители, из которых получаются хорошие игровые партнеры, не навязывают детям необходимые, по их мнению, действия, не забрасывают их кучей вопросов или намеков о том, как должна развиваться игра.
Поощряйте ребенка использовать воображение. Один из способов помочь воображению ребенка свободно струиться - наметить вехи развития режиссерской игры и позволить ребенку черпать из них вдохновение. Например, разыграйте поездку в гости к бабушке, и пусть главную роль играет ребенок. Составьте стулья так, чтобы они служили вместо сидений в машине, ребенок садится «за руль» - и вот вы уже в пути. По дороге вам встречается множество интересных вещей и событий. Ой‑ой‑ой, кажется, снег начинается! Осторожнее на дороге! А снежинки - гляди‑ка! - похожи на звездочки, или белых овечек, или маленькие блюдца… Еще один хороший сценарий - «поездка на море», и лучше всего разыгрывать его в самый разгар зимы! «Плавая» на ковре, можно увидеть в «воде» разных рыбок, растения, монетки, поиграть и повеселиться с воображаемыми детьми и взрослыми.
У Кэти дома была очень популярна одна игра, которая называлась «Воображение - это…» Мы все вместе садились на кровать, закрывали глаза и говорили: «Воображение - это когда лежишь в кровати, закрываешь глаза, а потом их открываешь. И оказываешься… (в Мексике, на пляже и т. д.)». Дети «уводили» нас в самые разные места, и мы оказывались то в зоопарке, то в джунглях, то на Луне или в небе среди облаков. Порой мы были великанами, а порой - муравьями, глядящими на мир так, как если бы мы были персонажами фильма «Дорогая, я уменьшил детей». На каждой остановке у нас были приключения, а когда мы хотели отправиться дальше, нужно было просто объявить вслух: «Воображение - это…» Все мы закрывали глаза и отправлялись в новые предложенные детьми места. Фантазийная игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым.
Оцените организованные занятия, в которых участвует ваш ребенок. Понятно, что нет никакой необходимости отказываться от всех видов структурированной деятельности, в которых участвуют ваши дети. Но когда вы делаете выбор за них, выбирайте то, что сулит наибольшее удовольствие. Посетите кружки или секции, в которых занимаются ваши дети, и посмотрите, что они там делают. Могут ли они играть в этой деятельности главные роли и демонстрировать свою креативность? Ориентированы ли занятия на ребенка? Заняты ли дети режиссерской и ролевой игрой? Присутствует ли в этом месте радостная атмосфера, не ругают ли детей за то, что они устраивают беспорядок? Структура в деятельности - отличная штука, а вот чрезмерный контроль - нет. А еще задайте себе вопрос: какова цель занятий? Они должны быть в первую очередь нацелены на удовольствие, и только во вторую - на обучение. Чем критичнее мы оцениваем собственную мотивацию и выбор, тем меньше становится пропасть между тем, что полезно для наших детей, и тем, как мы на самом деле распоряжаемся их временем.
Эйнштейн_учился_без_карточек,
психологическое,
литературное,
детоводческое