В Лондон я поехала учить английский. На две недели. Курсы выбирала пальцем в небо, потому что их сотни, а проводить сравнительный анализ на основе выборочных отзывов в Интернете не особо эффективно. В итоге, курсами осталась довольна. Равно как и Лондоном, впечатлениями, новыми знакомствами, в общем, всем.
Прилетела я в Хитроу в воскресенье, и первым делом мне нужно было добраться до места поселения. И так, полтора часа на метро из одного конца города в другой. В воскресное утро людей в метро было немного. Седовласый мужчина рядом внимательно разглядывал каталог столового серебра. Его супруга листала толстенный журнал про искусство. Вот она - Старая Англия. К слову, молода Англия - женская ее половина - очень сильно краситься. Особенно девочки-подростки. Напудренные лица и ярко красные губы в тренде. Одеваются британки довольно своеобразно - в стиле эдакой элегантной небрежности. И если голландки в таком стиле выглядят преимущественно как старуха Шапокляк, то британки - как Мери Поппинс.
Жили-были Джейн и Мартин
На время курсов проживала я в семье. Такой вариант предлагает колледж (не знаю, почему языковая школа называется колледжем). Изначально я хотела в общежитие, но мест там уже не было. Хотя взглянуть на британское житие-бытие изнутри было тоже заманчиво.
Моя принимающая сторона - пара британцев Мартин и Джейн - проживают в тихом жилом районе на северной окраине Лондона. Такая себе двухэтажная Британия. Небольшие, практически одинаковые домики с остроконечными крышами. Возле каждого третьего дома почему-то пальма.
Пальмы в Лондоне вообще не редкость
Мне выделили отдельную комнату. Помимо моей, там было ещё две пустующие кровати: студентов семья обычно принимает побольше. Обстановка в комнате самая простая. Из мебели кровати, тумбочки и шкаф. Немного смущал тот факт, что приходится жить под одной крышей с посторонними людьми, но в целом жить можно. Из существенных минусов - далековато. Дорога в колледж занимала около часа. Да и сам проезд это плюс 50 евро в неделю.
Мартин - слегка за 60, пенсионер, в прошлом юрист. Волосы, включая бакенбарды, подкрашены в русый. В целом вида благородного, несмотря на спортивные штаны. Джейн - около 50, юрист в настоящем. Короткая стрижка, мышиного цвета волосы, мешковатая фигура и такая же одежда. Ее я видела крайне редко, так как из дому она выходит в пять утра. Говорит, что в офис она попадает уже не первой. А по вечерам дома Джейн тоже не застать, так все ее свободное от работы время принадлежит церкви (я так и не поняла какой, но не протестантской). Джейн ходит на служения, организовывает обеды для малоимущих, для которых они с Мартином у себя на кухне каждую субботу пекут кексы. Также она поет в церковном хоре и издает церковную газету для своего микрорайона (20 сложенных вдвое листов А4, но у них даже рекламодатели есть - бюро похоронных услуг, например). А еще она посещает специальные курсы, по окончании которых сможет проповедовать слово божие. Детей у них нет. То есть у Мартина трое от первого брака. И еще у них есть три совместные крестницы, которыми Джейн очень опекается. Вся квартира, исключая студенческую комнату, завалена старыми игрушками.
У Мартина жизнь протекает в более размеренном, чем у Джейн, темпе. Два раза в неделю он играет в снукер со старыми друзьями, а так, в основном, он дома, на хозяйстве - смотрит футбол по телевизору, сидя в старом кресле у камина и покуривая сигареты. Не пьет. Раньше пил много, а потом заметил, что половина друзей от цирроза печени умерла. Завязал насухо.
В общем, по будням пересекаются Мартин с Джейн только на полчаса перед сном. Ужинают они раздельно, так как Джейн вегетарианка. Мартин говорит, что его такой уклад жизни устраивает: «Главное - не мешать друг другу. Каждый занимается тем, что ему нравится. В этом наш секрет». Внешне вроде как оба вполне довольны жизнью: улыбаются, шутят, подпевают песни в два голоса.
Студентов колледжа они принимают уже лет десять. Мартин говорит, что в материальном плане это неплохой заработок и развлечение к тому же - интересно пообщаться с людьми из разных стран и культур.
Учиться интересно. Но не долго
Сам колледж находится в центре Лондона, неподалеку от Оксфорд-стрит. Небольшое по площади, пятиэтажное здание. Классы, библиотека, кафетерий - стандартное учебное заведение.
Учиться было интересно. Занятия длились с девяти до четырех (с перерывом на маленькие переменки и ланч). Не припомню ни разу, чтоб я смотрела на часы в надежде, когда уже наконец прозвенит звонок. Программа динамичная, насыщенная, много игровых элементов (приходилось и картины рисовать, и сценки разыгрывать). И грамматику нам давали, и письмо проверяли, и разговорной речи предостаточно. Учителей в течение дня для разнообразия несколько. Все они британцы, молодые, как правило, с жестким чувством юмора. Скучать на занятиях они не давали.
Лондонское сияие
Но хочу сказать, что мне двух недель хватило. К сожалению, не для того чтоб заговорить на английском свободно с классическим британским акцентом. На исходе второй недели, когда уже новизна восприятия пропала, стало немного скучновато. Потому что скучно учить язык на пустой болтовне. Темы занятий зачастую банальны, а уровень классных дискуссий довольно примитивный: «Так, сегодня поговорим о современном искусстве. «Мне нравится!». «А мне нет!». «Оно такое непонятное…» И все в таком же духе. Не представляю, как люди занимаются в таком ключе месяцами. А большая часть студентов берут минимум три месяца, а часто и полгода, а то и год. В таком случае уже есть смысл брать какой-нибудь подготовительный курс при университете и, изучая язык, получить еще какие-нибудь дополнительные знания. Ну, а если у кого денег куры не клюют, и время позволяет, и глубиной дискуссии он не обеспокоен - тот через год занятий в подобном заведении гарантировано заговорит fluently.
Каждый понедельник в колледже - новый заезд. Наш заезд (человек двадцать) с самого утра протестировали и распределили по группам. То есть, постоянных групп нет. Они комплектуются по мере поступления студентов определенного уровня. Вот это мне и не очень и понравилось. Я в своей группе была единственной новенькой, а вливаться в уже действующий коллектив как-то не совсем комфортно. Особенно если средний возраст в этом коллективе - двадцать.
Поколение нэкст
Существует мнение, что общаться с представителями других поколений интересно и познавательно. Мне со своими одногруппниками было не интересно и не познавательно. Притом, что официально я с ними принадлежу к одному поколению, так как разница между поколениями составляет двадцать лет. Но уже этих десяти хватило, чтобы понять, что мы из разных планет. Конечно, есть разные представители, но основная масса… Кроме ай-фонов это племя молодое мало чем в жизни интересуется. Они не знают кто такая Бъорк, Малевич или даже Стинг. «Бъорк? 90-е? Ну, я в 91-м еще только родился». Ну, многие поклонники Моцарта тоже родились гораздо позже восемнадцатого века. Зато вот на последнего Бонда мои одногрупники ходили по два раза.
Конечно Бъорк и Малевич - не универсальный показатель образованности. Я тоже очень многого не знаю в этой жизни. Но, мне кажется, отличительной чертой этих сегодняшних «слегка за 20» является то, что они многого не знают и не хотят знать. В разговоре они не заинтересовываются - ничем. «Черный квадрат? Не слышала. А ты случайно не знаешь, какой здесь пароль от вай-фая?»…
Конечно, все студенты считают своим долгом ходить по музеям. Культурная программа все-таки. «А ты видела «Подсолнухи» Ван Гога в Национальной галерее? Кул, правда?». «Да, видела. Но я вообще-то живу в Амстердаме, так что Ван Гогом меня трудно удивить». «О, ты живешь в Амстердаме? Кул!». Да, очень… И я понимаю, что моя собеседница знать не знает, какое отношение к Амстердаму имеет Ван Гог. И знать не хочет: кто-то заговорил о погоде, и разговор об искусстве закончился. Не скажу, что я с людьми только и веду интеллектуальные беседы. Но зачастую более содержательные.
Говорят, это естественно - недолюбливать следующее поколение, завидовать ему, не понимать его, ругать. Но, честно говоря, ничего кроме равнодушия оно у меня не вызывает. Подозреваю, равно как и я у него.
Свои люди
Поэтому я была очень счастлива, что из числа новобранцев собралась группка человек в шесть-семь из более-менее моего поколения возраста 25-30. Группка интернациональная. В основном «южане»: итальянцы, бразильцы, испанцы. Как-то с ними проще, чем со швейцарцами и прочими «северянами». Особенно по части юмора. Была одна француженка постарше, 43-х лет. По происхождению украинка, но уже 15 лет как во Франции. Вообще возрастных студентов единицы - учи язык смолоду, как говорится. Кто для учебы английский учит, кто - для работы, кто - для себя. Иногда на подобные курсы людей посылают с работы - для повышения квалификации. Такие студенты - ох и прогульщики. Появлялись в колледже такие обычно к обеду. Ну и вместо музеев в основном по пабам прогуливались.
Русскоязычных в этом колледже было, слава богу, мало. Потому что в данном случае русскоязычные люди - это зло. Соблазн говорить по-русски велик, хоть умом понимаешь, что ты же не за русский платил такие деньги. Но начинаешь себя жалеть: «Ну хоть пару слов, просто поделиться о наболевшем». И пошло поехало - задушевные беседы за жизнь и т.д.. В общем, если вы приехали учить английский, от русскоязычных лучше держаться подальше.
А то ходила по колледжу одна русскоязычная группка дамочек с тем особым лица выраженьем «я не такая»… Жуткое зрелище. Француженка-украинка занималась вместе с ними на бизнес-курсе. Уровень elementary, но зато бизнес-курс. Он и дороже, и звучит солиднее. В общем, российские бизнес-вумен приехали в Лондон подтянуть бизнес-качества. Ну и английский заодно.
А мы нашей многонациональной компанией так и дружили всё внеклассное время, так как учебные группы практически у всех были разные. К нам то и дело присоединялись и со временем отсоединялись новые люди - знакомые чьих-то знакомых, соседи по комнате. Но «костяк» составляли все те же 6-7 человек. Как-то мы интуитивно держались друг за друга. Наверно каждому в этом англоязычном хаосе хотелось иметь какую-то постоянную гавань.
Время мы проводили интересно и весело. Каждый день после занятий ходили куда-нибудь: просто погулять по городу, по музеям, по магазинам. Познавали Лондон, так сказать. Колледж также представляет ежедневную развлекательную программу на любой вкус: катание на коньках, паб-туры, традиционные английские чаепития и т.д.. Билеты в различные музеи и прочие достопримечательности Лондона тоже можно приобрести в колледже. Со скидкой причем. Так что проблем с организацией досуга никаких. Главное - желание. Ну и деньги конечно. Потому что Лондон - город недешевый.
Кстати, никогда не думала, что многие люди так помешаны на мюзиклах: знают историю постановок, ждут не дождутся каких-то определенных премьер: «это я смотрела», а «это очень хочу посмотреть». По вечерам возле театров, коих в Лондоне великое множество, не протолкнуться. Билеты можно купить только загодя. Публика самая разношерстная: и туристы, и местные, кто в джинсах, кто в вечерних нарядах. Встречаются дамы в босоножках на босую ногу. Это в мороз градусов в 3-4. Но красиво же. Только ноги синие. В зале практически все едят попкорн. И то и дело слышится: «А в Нью-Йорке «Призрак оперы» круче». А «Король Лев» мне в Лондоне больше понравился».
Ну а так, из обязательных пунктов программы - Биг-Бен, Тауэр, Вестминстерское аббатство, смена караула возле Букингемского дворца, колесо обозрения, Гринвич - список можно продолжать бесконечно долго.
Лондон с высоты Лондонского Глаза
Из не программных культурных похождений особенно запомнилось, как как-то вечером в одном пабе мы наткнулись на Хью Гранта. Место это было очевидно не туристическое - хоть и в центре, но на задворках. Забрели мы туда случайно - очень замерзли и уже совсем отчаялись найти хоть какое-то местечко, чтоб согрется. И тут - о чудо! - паб. Небольшой, но аутентичный. «Айриш кофе? Такого не держим!». Гинесс, сидр и еще десяток разных сортов пива. Бар забит под завязку. Столов нет, все стоят с бокалами в руках. Публика - классика Уолл-Стрита: деловые костюмы, кожаные портфели и даже несколько шляп. Женщин процентов пять. Время было после шести - самое "то" после работы пропустить стаканчик. Вот среди этих «белых воротничков» мы и засекли Хью Гранта. Автограф брать не стали. Но итальянка с бразильянкой долго еще ахали.
Говори, или проиграешь
Если есть возможность взять подобный языковой курс в Британии - надо брать. И чем раньше - тем лучше (пусть и говорят «учиться никогда не поздно», лучше всё-таки раньше). Хоть на неделю, хоть на две. Определенный прогресс в языке будет в любом случае. Просто надо элементарно заставлять себя разговаривать. Особенно вне класса. Потому что основная учёба на самом деле происходит после уроков во время неформального общения. Честно - бывает очень тяжело. Только что-то интересное захочешь рассказать своей новой подружке-итальянке и тут же вспоминаешь: «Блин, это ж на английском надо!». И уже думаешь, а может это не так уж интересно. Может не надо. Надо.
И еще, если ты хочешь, чтобы с тобой дружили (а это значит, ты сможешь говорить и практиковать язык - собственно, делать то, что зачем ты сюда приехал), надо быть всегда веселым, легким, непринужденным, улыбаться почаще, рассказывать смешные истории. Иначе будешь сидеть в одиночестве за столиком в кафетерии, уткнувшись в свой телефон и делая вид, что тебе очень интересно.
Но всё это на самом деле мелочи жизни, и при определенном настрое все эти эмоциональные сложности легко преодолимы. Главное - не замыкаться в себе. И быть открытым миру и людям, как бы ни банально это ни звучало.
Для меня эти две недели в Лондоне стали ярким пятном в моей биографии. Получился такой себе сезон сериала «Друзі» - с чудаковатыми героями, нелепыми ситуациями и дурацкими приключениями. Расставалась наша компания со слезами на глазах, обнимаясь и давая друг другу твердые обещания приехать когда-нибудь в гости.
Хэппи энд