...Или предотвращение трагедий в самом криминальном и сомнительном с точки зрения морали и нравственности бизнесе продажной любви. Цикл завершаем одной из последних статей на тему "Полицейский и государственный контроль в сфере проституции". Это наша жизнь - такая, какая есть, без прикрас и ретуширования. Если кого-либо эта тема не касается - не означает, что она затронута напрасно.
5 февраля этого года во всех центральных газетах Германии появился острый материал: «Правящая коалиция приняла в первом чтении ключевые пункты законопроекта о принудительной регистрации в проституции». После того, как в течение 13 лет неблагополучный по своей сути и криминальный бизнес был связан с тяжелейшими преступлениями против человека, возникла необходимость радикальных законодательных изменений. Мнения сторон кардинально разошлись - большая часть изданий выразила однозначное согласие и поддержку новому закону, соглашаясь с введением жесткого государственного патронажа над столь проблемной сферой оказания интимных услуг. Желтая пресса считает, что новый закон направлен на ущемление прав секс-работниц и ограничивает не только свободу, но и пресекает их волеизъявление, как жителей свободной Европы. Дебаты по принятию закона стали одной из самых на сегодняшний день обсуждаемых в Германии тем. Позиция оппонентов однозначна: «Правящая коалиция фактически накладывает вето на деятельность проституток, на практике возвращаясь в первую половину прошлого столетия - во времена официального осуждения и глобального контроля за проституцией». Именно тогда в 1939 году, в период правления национал-социалистов министр внутренних дел ввел циркуляр об обязательной регистрации проституток в полиции. «Вместо того чтобы реализовать давно назревшие идеи гендерного и социального равенства, правовой справедливости, а также гарантировать качественный и количественный рост профессиональных консультативных служб, правительство одобряет патернализм, а под видом кодекса о защите чести и достоинства женщин узаконивает персональный контроль и принуждение» - заявила одна из лидеров движения за социальную независимость проституток. - «Принятие только этих пяти пунктов свидетельствует о безоговорочном нарушении прав человека».
По этому поводу я провела весьма откровенную беседу с начальником полицейского отделения Бернхардом Колем (Bernhard Kohl), в чьем подведомственном территориальном ареале расположен скандально известный и вместе с тем исторический квартал красных фонарей. Во Франкфурте его так и называют Rotlichtviertel, являющийся практически центром всей проституции в Гессене. Информация, которую поведал мой собеседник, вызвала во мне обоснованные сомнения - так ли уж все пункты контр-петиции исходят от рядовых секс-работниц. Судя по качеству и контексту, требования в действительности выражают интересы управляющих различных служб, обозначающих свои цели, как «защита прав проституток».
Контраргументы должны быть обоснованными
Дабы не быт голословными, давайте ознакомимся с пятью ключевыми пунктами, чтобы понять - в же чем заключается недовольство оппонентов. А может они правы?..
1. Принудительная регистрация
«Требования к каждой представительнице профессии о подаче официального уведомления в полицию, не имеющие аналога в любом другом бизнесе, демонстрируют насаждаемую маргинализацию секс-работников. Речь идет о пропаганде незаконности, нарушения принципа равноправия, а также о дискриминации по профессиональному признаку. Нас убеждают, что регистрация способствует борьбе с нелегальными иммигрантками на территории Германии, также призвана к защите малолетних и ограждению от принудительной занятости в секс-отрасли. В действительности же речь идет о нарушении закона о неразглашении персональных данных».
Хотелось бы заметить, ни одна другая отрасль оказания приватных услуг не является столь щепетильной и деликатной, не связана ограничением фактической свободы, с растлением душ малолетних, с циничным унижением человеческого достоинства и не связана, в буквальном смысле слова, с продажей человека. И только с помощью обязательной регистрации удастся преодолеть столь трагические явления. При этом полиция, согласно закону, сохраняет строгую конфиденциальность личной информации.
2. Обязательное регулярное медицинское обследование
«У принуждения к регулярному медицинскому обследованию нет какого-либо научного или социального обоснования: работницы и работники сферы оказания сексуальных услуг не относятся к распространителям особо опасных инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, и болеют не чаще, чем представители других социальных групп. Благодаря профилактической работе органов здравоохранения и пропаганде борьбы со СПИДом, секс-работники хорошо проинформированы и соблюдают все необходимые меры предосторожности. Поэтому, мы отвергаем силовые методы профилактики здоровья и признаем их контрпродуктивными».
Мы не будем комментировать контраргументы по этому пункту закона, как не выдерживающие критики и противоречащие действительности. Проститутки, согласно всем социально-общественным источникам и научным исследованиям, относятся к группе риска по заражению и передаче венерических заболеваний и СПИДа (sexuell übertragbaren Infektionen - STI-Gesellschaft).
3. Обязательная лицензия для открытия заведений по оказанию сексуальных услуг
«При узаконивании обязательного разрешения для открытия подобного заведения возникает обоснованное опасение, что таким образом государство проводит политику сдерживания и сокращения отрасли секс-услуг. Требования к соблюдению строительных параметров зданий, а также допуск к оказанию сексуальных услуг только в утвержденных городской властью кварталах мы считаем не состоятельными, если они не будут отрегулированы на федеральном уровне. Обязательная лицензия послужит очередным средством контроля за секс-работниками - на основании циркуляра владелец заведения уже обязан следить за работающими женщинами и передавать конфиденциальную информацию в соответствующие органы».
Бордель является таким же заведением, как и любое другое учреждение, работа которого связана с постоянным пребыванием в здании людей, а эксплуатация возможна лишь при соблюдении строительных и гражданских уложений. Рестораны и дискотеки не открывают в жилых и густо населенных районах, равно как стадионы и спортивные комплексы. Химические предприятия располагаются в изолированной от людей местности и в обязательном порядке оснащены специализированными очистительными сооружениями. Пожарные службы должны иметь свободный въезд и выезд. При этом любая сфера промышленности связана с соблюдением санитарных норм и норм охраны здоровья сотрудников. Подобным контраргументом секс-работницы желают поставить себя вне закона и присвоить себе исключительное право несоблюдения правил трудового и социального законодательств, закрепленных в Конституции.
4. Обязательное применение презервативов
«Применение презервативов является исключительным желанием человека, а принуждение к их использованию рассматривается, как оскорбление человеческого достоинства и ограничение данных любому человеку потребностей от природы. Поэтому, мы рассматриваем этот пункт, как вводящий искусственные лимитирования и абсурдные запреты».
При беспорядочных половых связях единственным способом избежания заражения и распространения венерических заболеваний служат презервативы. Сознательное уклонение от норм цивилизованной защиты и предохранения от опаснейших заболеваний рассматривается как злостное намерение и преследуется по статье уголовного кодекса.
5. Заключение
«Возраст от 21 года, как самый ранний и допустимый законом в проституции, а также принудительное медицинское обследование вынуждают нас заявлять о категорическом неприятии нового закона «Защита и безопасность проституток», присваивающего женщинам ярлыка «слабого и беспомощного пола» и, как следствие, декларирующего дискриминацию по половому признаку. В результате закон ограничивает запросы потребителей рынка сексуальных услуг и ущемляет права комьюнити трансексуалов».
Введение возрастной границы от 21 возраста создает гарантию физической и нравственной безопасности для подростков и молодежи. Проституция, как она существует сегодня, связана в основном с эксплуатацией женского труда, продажей женского тела и унижением женского достоинства. При всем том, новый закон ни в коей мере не ущемляет интересы сексуальных меньшинств, различных социальных групп или потребителей рынка сексуальных услуг, а способствует обеспечению социальной справедливости.
Как вы видите, ни один из контраргументов нельзя назвать состоятельным, политически и социально обоснованным или вступающим в конфликт со здравым смыслом и правовым законодательством, стоящим на стороне интересов всех групп и слоев населения. Нельзя идти на поводу у одной профессиональной общности, если ее интересы связаны с нанесением угрозы благополучию остальных групп населения.
Нет отрегулированного законоположения - нет инструментов для борьбы с беззаконием
Квартал в таком виде, какой он существует до сих пор, был возведен во Франкфурте в 1945 году сразу же после Второй Мировой Войны. Президент главного полицейского управления тех лет, Герхард Литтман, усмотрел в его создании единственную возможность разгрузить Франкфурт, как расположенный на пересечении ведущих промышленных магистралей и значимых международных трасс мегаполис, от заполонившей все городские кварталы и уже неподдающейся пресечению проституции. Правоохранительные органы прекрасно понимали невозможность искоренения социального явления, что привело бы к уходу проституции в подполье, и были вынуждены позаботиться о ее территориальной дислокации. А позже - о легализации, потому, как противостояние приведет к еще большему росту криминала. Жалобы же жителей на растущую безнравственностьи послужили последним толчком и решающим поводом для строительства столь пикантного квартала, ставшего сейчас уже городской диковинкой и исторической достопримечательностью. На сегодняшний день в квартале функционируют 14 борделей, причем самый крупный из них - со 180 номерами, как в хорошем отеле, так и остался в наши дни массивнейшим в Германии. Но проституция, как и всякий бизнес, переживает экономические падения и взлеты. Дела у борделя сейчас идут неважно - он заполнен только наполовину. Но этому факту есть объяснение. Легализация проституции в том виде, как она была принята в 2002 году, создает все условия для роста теневого рынка продажи женщин. Информация, предоставленная начальником полицейского отделения, наводила на очень серьезные размышления - что же это за закон такой, не гарантирующий безопасность женщин? На практике все выглядит законно: девушка предъявляет управляющему паспорт, возраст от 18 лет позволяет распоряжаться собой на свое усмотрение и оказывать любые, допустимые законодательством услуги. Менеджер заносит сведения в домовую книгу и заключает бессрочный договор о предоставлении в аренду комнаты с ежедневной оплатой от 105 до 220 евро в сути. Оплата зависит от качества здания, «экстерьера» девушек, объема коммунального и специализированного сервиса и профессиональной квалификации рабочей силы. Теоретически договор расторгается со дня выезда девушки из борделя. По сути менеджер борделя распоряжается правами менеджера отеля - внесением в домовую книгу девушке обеспечивается временная прописка. Оригинальный паспорт или поддельный, выглядит ли девушка на заявленный возраст или нет - управляющего не интересует. Первый закон не предусматривает проверку паспорта на подлинность с точки зрения идентификации личности. В законе не оговорено, что девушка обязана в письменной форме подвердить личное желание работать, а не молча в присутствии «друга» или «верного товарища» кивать головой в знак согласия. Полиция не имеет право проявлять законный интерес даже при внешнем подозрении на принуждение. Можете себе представить подобную ситуация при устройстве на работу хотя бы на должность уборщицы в магазине? Девушка смотрит затравленным взглядом, с испугом оглядываясь на сопровождающего товарища, не может произнести ни одного слова по-немецки, со страхом осматривает помещение, а менеджер по персоналу, не реагируя на столь странное поведение, без единого вопроса оформляет ее на работу и указывает, где находится рабочий инвентарь. Словно она не наемная рабочая сила, а бесправная рабыня.
Можно привести иную аналогию. Уборщица в магазине, по мнению администратора, убрала помещение недостаточно качественно. В качестве воспитательной меры он выражает недвусмысленные угрозы и распускает руки, нанося девушке телесные повреждения. Но вместо того, чтобы вызвать полицию, уборщица молча «зализывает раны», а на вопросительные взгляды односложно поясняет: «Упала». Противоречит здравому смыслу, не так ли? А в проституции реально. Ни одна из пострадавших от рук сутенера не обратится в полицию, а во время контрольного полицейского рейда смолчит, не отвечая на естественные в этой ситуации вопросы. И ни один из полицейских не уполномочен на выяснение спорной ситуации - закон не дает возможности внедряться в частную жизнь без волеизъявления на то со стороны женщины. Не исключается возможность банкротства девушки - отсутствие на данный момент законодательных гарантий для предоставления местожительства позволяет менеджеру выкинуть ее на улицу в 24 часа, как отработанный реквизит. Куда, где, что, как - никто не знает. Отказ в проживании в номере борделя в связи неуплатой - право менеджера. Внушенный сутенером страх перед расправой и мнимым полицейским наказанием заставляет девушку молчать и соглашаться на любые условия, вплоть до приземления в притонах. В городе достаточно скрытых от глаз полицейских борделей в жилых домах, расположенных в густо населенных кварталах, где моментально теряются все следы. Полиция и рада бы помочь, но не владеет законодательно-правовыми инструментами, регулирующими столь катастрофические нарушения прав человека. На сегодняшний день полиция уполномочена на раскрытие уголовных преступлений при наличии очевидных обстоятельств, бесспорных доказательств или заявления потерпевшего. Конфликты гражданско-правовой сферы не входят в полицейскую компетенцию. При таких законодательных критериях нет смысла говорить о защите человеческого достоинства и чести девушек.
«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего ни кому не скажу...»
Столь криминальные заведения подлежат регулярному полицейскому контролю. Рейды предпринимаются внезапно и с пристрастным осмотром всех имеющихся в наличии помещений. И только в случае отказа полицейский имеет право на силовое вмешательство. Но даже тогда единственным поводом для задержания девушки является отсутствие у нее действительного паспорта или явно не соответствующий заявленному возраст. При оговоренном в законе возрасте с 21 года девушка может сообщить, что занимается проституцией с 18 лет. Где, в каком городе, в каких борделях - информация без регистрации отсутствует. Но полиция и здесь бесссильна, иначе полицейского могут обвинить в превышении полномочий, злоупотреблении властью и предвзятости. Лишь при явном малолетстве полиция задерживает девушку не более, чем на 24 часа с составлением протокола для прокуратуры с вопросом: «Что делать дальше?». А дальше уполномочен только суд. Полиции помогают частные осведомители, сами остающиеся в тени. Они не могут предстать перед судом в качестве свидетелей или назвать свои имена - слишком очевидна перспектива мести. И пока одним из действенных орудий полиции в борьбе с беззаконием в проституции является анонимная осведомительная агентурная сеть, политические слоганы «женское равноправие и женская независимость» пока лишь остаются формальным лозунгом...