Сирия. Первая победа де-голлевцев.

Feb 09, 2018 16:24

22.06.1941г
................ Кобрин горел. На площади возле телеграфного столба с репродуктором толпились люди. Остановились и мы. Знакомые позывные Москвы высветляли лица. Люди жадно смотрели на черную тарелку репродуктора. Началась передача последних известий. Мы ловили каждое слово. Слушали о трудовых успехах страны, о зреющем урожае, о досрочном выполнении планов, о торжествах в Марийской АССР: вот сейчас, сейчас...
- Германское информационное агентство сообщает... - начал диктор.

Нигде, никогда позже я не слышал такой тишины, как в тот миг на кобринской площади.

Но диктор говорил о потоплении английских судов. О бомбардировке немецкой авиацией шотландских городов, о войне в Сирии - еще о чем-то, только не о вражеском нападении на нашу страну.
http://militera.lib.ru/memo/russian/starinov_ig/26.html

Что же было в Сирии в 1941году?


Как известно, Франция в 1940 году недолго сопротивлялась немецкому наступлению и быстро сдалась Германии (капитуляция была подписана 25 июня 1940 года). Немцы оккупировали северную часть Франции, а южной частью страны стал править коллаборационистский режим Виши.

Многочисленные колонии и протектораты Франции в Африке, Азии и Латинской Америке признали режим Виши. Сделало это и колониальное руководство Сирии, мандат на управление которой перешел к Франции по итогам Первой мировой войны.

К началу 1940 года Франция держала в Сирии большую воинскую группировку - 120 тысяч человек. После капитуляции итало-германская комиссия разрешила режиму Виши оставить здесь только 35 тысяч солдат и офицеров. Французские части присягнули на верность странам Оси.

В октябре 1940 года в Сирию прибыл эмиссар де Голля генерал Катру, который начал агитацию в войсках, склоняя их к переходу на сторону «Свободной Франции» - антифашистского движения. Примерно в это же время в Сирию приехал новый глава французской администрации генерал Анри Дентц - сторонник союза с Гитлером. Армия и колониальное руководство стало на сторону Дентца, посчитав, что глупо надеяться в ближайшее время на победу над Германией. Их можно было понять - страны Оси (Германия, Италия и Япония) в тот момент одерживали одну победу за другой, США сохраняли нейтралитет, а СССР был в состоянии дружбы с Германией.

Часть французских войск перешла на сторону де Голля и покинула Сирию.



Французские солдаты, верные генералу де Голлю, покидают Сирию в декабре 1940 года.

Первым решением генерала Дентца в Сирии стало формирование частей из арабов-суннитов. Оно в итоге и погубило его мини-режим.

Как и сегодня, в 1940 году большинство населения Сирии (оно было 3,7 млн человек) составляли арабы-сунниты - около 65 %. Остальные 35 % - это арабы-христиане, арабы-шииты, друзы, алавиты, черкесы, армяне, марониты и еще десятки более мелких национальных и религиозных групп. Как и сегодня режим Асада, до 1940 года французские колониалисты делали ставку именно на эти меньшинства, держа арабов-суннитов под двойным гнетом.

Дентц же решил сделать ставку на самую большую часть сирийцев - арабов-суннитов. Это его решение было не совсем самостоятельным - идею ему предложили немцы. Германия в 1940-1941 годах приветствовала арабский национализм, надеясь, что восстания суннитов в подмандатных территориях и колониях Англии помогут немцам успешнее провести операцию против ослабленного врага.

В Египет и Ирак прибыли до 300 немецких агентов, было выделено около 50 млн марок на подрывную работу в этих странах. В мае 1941 года в Ираке произошли первые столкновения между британцами и мятежниками племенного вождя Рашида Али, его поддержала немецкая авиация, использовав для промежуточного базирования и дозаправки французские аэродромы в Сирии (с самолетов производилась разведка местности, сбрасывались оружие, боеприпасы, средства связи). Сирия стала важнейшей для Германии базой, с которой нацисты веди подрывную работу на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке. Аэродром в Алеппо фактически стал немецким. Германия также настояла, чтобы сирийские вишисты отдали 80 % оружия и боеприпасов со своих складов арабским мятежникам в Ираке.

14 мая 1941 года самолеты британских ВВС произвели бомбардировку французских аэродромов в Сирии. Этот день стал началом сирийской кампании.

Поначалу кампания шла вяло. В конце мая антибританское восстание в Ираке было подавлено. Дентц обратился к Германии с просьбой вывести немецкую военную миссию из Сирии, чтобы лишить британцев повода для наземного вторжения. К 6 июня все немецкие самолеты и военнослужащие покинули Сирию. но это не спасло вишистов!

Казалось, сирийские вишисты больше не давали поводов англичанам вести против них военную операцию. Но 7 июня, буквально через день, как последний немецкий солдат покинул Сирию, Черчилль отдал приказ о наземной операции. 8 июня австралийские и индийские части при поддержке добровольцев из Свободной Франции перешли границу Сирии. Командующий английской группировкой (80 % ее состава, правда, были не англичане, а солдаты из колоний и доминионов) генерал Уэйвел отводил на операцию всего неделю - он не верил, что вишисты смогут оказать серьезное сопротивление, в том числе и по причинам моральным - не будут же они всерьез драться за немецкие интересы.

Французские коллаборационисты оказали  сопротивление англичанам.

Английские части наступали тремя колоннами. Первая (и основная) шла из Палестины и Трансиордании на Дамаск с параллельным продвижением вдоль побережья к ливанскому Бейруту. Вторая колонна наступала из южного и центрального Ирака через пустыню в направлении Пальмиры. Третья продвигалась из северного Ирака силами 10-й Индийской дивизии вдоль долины Евфрата в направлении Алеппо.

Английская группировка насчитывали 34 тысячи человек (18 тысяч австралийцев, 9 тысяч британцев, 2 тысячи индийцев и 5 тысяч французов из Свободной Франции). Им противостояли 35 тысяч вишистов. Но, как и у итальянцев в Сомали, основную их часть составляли туземные войска - тунисцы, алжирцы, сенегальцы, марроканцы - их было 27 тысяч. По-настоящему боеспособными были только оставшиеся 8 тысяч солдат и офицеров - французов, включая части Иностранного легиона (около 3 тысяч).

Ставка на английский флот

И снова, как в сомалийской кампании, сказалось техническое превосходство англичан. У них было две с половиной эскадрильи истребителей, две эскадрильи бомбардировщиков, эскадрилья армейской поддержки (всего 72 самолета) и авиация Королевского ВМФ: две эскадрильи Сордфишей и одна эскадрилья Албакоров (всего 33 машины). С моря силы вторжения поддерживали два крейсера, восемь эсминцев, крейсер ПВО. Вишисты поначалу имели 90 самолетов (чуть меньше, чем у англичан), но через пару недель к ним прибыло подкрепление из Северной Африки и общее число машин достигло 160 - против 105 у англичан.

В чем же тогда было техническое превосходство англичан? Первоначально - во флоте. Английский флот блокировал подступы к Ливану и Сирии с моря. Эта блокада говорила только об одном: как и в Сомали, оборонительную войну вишистам не выиграть (нет подвоза боеприпасов, техники, горючего, запчастей), есть только одна надежда - наступательный блицкриг, попытка за 2-3 недели разбить сухопутные силы противника.

Самое ожесточенное сопротивление англичане встретили на юге Сирии. Англичане 9 июня высадили там (в районе реки Литани) десант. Это были лучшие их части, им противостояли марокканцы и алжирцы. В результате почти суточного боя 25 % английских десантников было убито, в том числе погиб их командир подполковник Педдер. До 20 % убитыми в тот день было и у двух батальонов австралийской пехоты. Англичане пришли в замешательство, не ожидая от вишистов такого ожесточенного сопротивления.

Немецкий план войны на Ближнем Востоке

Не верили в скорое поражение вишистов и немцы. В директиве ОКВ № 32 от 11 июня 1941 года говорилось о завоевании Средиземного моря, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока при одновременном возобновлении «осады Англии». Вслед за этим нацистскому руководству рисовалась перспектива завоевания Индии и перенесения боевых действий на американский континент. Немецкий Генштаб, в частности, так видел развитие ситуации на Ближнем Востоке: «Как только война на Востоке (против СССР. - РП) перейдет из фазы разгрома вооруженных сил противника в фазу экономического подавления противника, на первый план снова выступят дальнейшие задачи войны против Англии, к осуществлению которых тогда следует немедленно приступить. Они потребуют проведения следующих мероприятий.

Необходима подготовка наступления через территорию между Нилом и Евфратом из Киренаики и через Анатолию, а возможно, и с Кавказа через Иран. Первое направление, которое всегда будет находиться в зависимости от морских коммуникаций и поэтому останется подверженным всяким не поддающимся учету случайностям, будет второстепенным театром военных действий, который мы предоставим в основном итальянским войскам. С нашей стороны на этот участок будут выделены лишь две полные танковые дивизии (5-я легкая и 15-я).

Операция через Анатолию против Сирии будет начата сосредоточением необходимых сил в Болгарии, что одновременно следует использовать для политического давления на Турцию, чтобы добиться разрешения на проход войск через ее территорию».

Войну выигрывает техника

И все же, несмотря на значительные потери, англичане шаг за шагом продвигались с юга Сирии на столицу, Дамаск. И тут в бой вступил «запасный полк» вишистов - танковая бригада из 70 машин (20 танков они оставили для обороны Дамаска от колонн англичан с востока и северо-востока). Через неделю французские коллаборационисты отбили стратегически важный город Кунейтра. Натиск вишистов был настолько силен, что англичане массово стали сдаваться в плен (один из батальонов даже сдался в полном составе).

Англичане вынуждены были перебросить из Северной Африки две эскадрильи истребителей и три эскадрильи бомбардировщиков - до ста самолетов в общей сложности. Теперь их превосходство над вишистами в воздухе было на треть больше, а по бомбардировщикам - в два раза.

Перелом в  сирийской кампании наступил после знаменитой (по местным меркам, конечно) битвы в поселке Меци. Там 19 июня держали оборону Раджпутанский и Пенджабский батальоны (из индийских частей англичан). В течение двух дней танки и колониальная пехота вишистов атаковали окруженный поселок. Когда у индусов осталась треть в живых, полковник Джонс отправил вишистам послание с просьбой о перемирии, чтобы собрать раненых и убитых. Вишисты отказали. Через несколько часов оба батальона были полностью уничтожены.

Англичане впервые во Второй мировой столкнулись с таким вероломством противника, не соблюдении им элементарных джентльменских правил.

Английские бомбардировщики принялись утюжить позиции вишистов по всему фронту.

Взятие Дамаска 21 июня 1941 года произошло за день до начала войны Германии против Советского Союза.

Такое быстрое падение южной и западной части Сирии было результатом не только английских усилий, но и переходом на их сторону тех национальных меньшинств страны, о которых мы говорили раньше. К примеру, черкесские эскадроны, издавна бывшие личной гвардией сирийских правителей и одновременно очень боеспособные части, просто снялись с фронта и ушли в свои деревни. Друзы и алавиты резали связь вишистов, взрывали мосты, а в конце кампании в этом регионе уже открыто начали партизанскую борьбу против французских колонистов.

В бой вступает легендарный английский разведчик Глабб-паша

А вот на востоке и в центре Сирии, где арабы-сунниты составляли 85 % населения региона, англичанам и после 21 июня пришлось пробиваться на запад страны с тяжелыми боями.

Английский генерал Кларк поспешил, и бросил в бой части без поддержки авиации, полагая, у противника сломлен дух после падения Дамаска. И жестоко за это поплатился. 26 июня полевой командир антибританских партизан-суннитов Фавзи-аль-Кавуджи в тылу разгромил английскую колонну, шедшую с топливом для техники. Через день британские танки вынуждены были остановить наступление.

Спас англичан Арабский легион под командованием Глабб-паши. Под именем Глубб-паши скрывался англичанин, сэр Джон Баггот Глабб - сын английского генерала, полковник, бывший не менее легендарным разведчиком, чем Лоуренс Аравийский. В 1920-х он был послан британской короной в пустыни Ближнего Востока для работы с бедуинами. Глабб научился говорить по-арабски, стал одеваться как араб, перенял все их привычки и образ жизни.

Глабб понял, что бедуины гордятся боевой доблестью и сыграл на этом. Он создал отряды «Разведчиков Пустыни» (эль Бадрие), служба в которых стала высшей честью для бедуина. Он сколотил бедуинов в дисциплинированные военные отряды. «Я замирил бедуинов, не посадив ни одного в тюрьму и не потратив ни одной пули», - говорил он о себе с гордостью. Эти отряды и стали основой Арабского Легиона.

Сначала Арабский Легион подавил прогерманское, антибританское восстание в Ираке, а в июне 1941 года пришел на выручку английским частям в Сирии.

Численность отряда под руководством Глабб-паши была 2 тысячи человек, и они начали методично отрезать снабжение вишистских гарнизонов в городах на востоке и севере Ирака. 3 июля в Пальмире англичанам сдался последний отряд из Иностранного легиона - в основном немцы и русские.

Воюют и числом, и умением

Развязка была близка. 8 июля все французские самолеты, способные пролететь 900 км до итальянского Родоса, были эвакуированы из Сирии.  Лейтенант Мурье перелетел в Турцию и впоследствии присоединился к истребительной группе «Нормандия-Неман», воевавшей на советско-германском фронте - таким образом он успел повоевать и против союзников по антигитлеровской коалиции, и за них.

11 июля, когда в изоляции оказался гарнизон города Хомс к северо-западу от Бейрута, генерал Дентц понял, что кампания проиграна, и согласился на капитуляцию.

Во время боев союзники потеряли убитыми и ранеными 1600 австралийцев, 900 индийцев, 300 англичан, 1100 французов-голлистов из «Свободной Франции» и тысячу союзных арабов. Вишисты потеряли четыре тысячи человек убитыми. Таким образом, потери в живой силе были почти сопоставимы, что для ведших наступление англичан было неплохо.

А вот потери самолетов вишистов были большими: 44 истребителя и 37 бомбардировщиков (не считая трех десятков вспомогательной авиации - разведчиков и транспортников) - против 32 английских истребителей и бомбардировщиков. Соотношение 2,5:1.

По своим масштабам эта кампания опять же меркнет по сравнению с любой битвой на Восточном фронте. Но нельзя недооценивать ее стратегические итоги. Немцам и их союзникам вишистам не удалось организовать масштабное восстание арабов против англичан на Ближнем Востоке. Турция еще раз получила сигнал, что не стоит вступать в войну против СССР. Нефтепромыслы Баку стали недосягаемы для немецкой авиации.В конечном итоге, второй фронт против СССР на Кавказе, о котором мечтали немцы, благодаря мужеству  де-голлевцев так и не был открыт.

https://topwar.ru/34281-siriyskaya-operaciya-1941-goda-pervaya-pobeda-soyuznikov.html

Не следует об этом забывать.

история, ВОВ

Previous post Next post
Up