На выставке Максима Шера «Комментарий к ландшафту» в MMOMA мне вспомнилась
выставка Станиславы Новгородцевой о Крыме (подписи к фотографиям были существенно смягчены, а в комментарии она объяснила почему).
У Шера комментарии к фотографиям фактически отсутствуют. Путеводитель-глоссарий (его цифровую версию, как обещано в водном тексте выставки, я не нашла) явно заявляет о политическом взгляде, но продраться через нагромождения слов, к сожалению, не смогла. Это особенно удивительно, так как совместная книга Шера и Новикова «
Infrastructures» написана достаточно внятно.
Максим Шер. «Комментарий к ландшафту». MMOMA
В кураторском тексте отсутствие комментариев и подписей к фотографиям декларируется как свободу зрителе как для передвижения, так и узнавания и интерпретации.
Я поймала себя на банальной мысли при взгляде на эту фотографию: «Это и есть российский город - деревянный дом, вросший в землю, заброшенная церковь и тюрьма». Напомнило
обсуждение картины Кустодиева. В целом вся выставка как будто заставляла меня сделать быстрые и однозначные выводы.
Пришлось посопротивляться себе, просмотреть слайд-шоу с указанием места фотографий, найти это место в гуглкартах, почитать об истории церкви.
Кунгур. 18 июля 2014 года
И хотя мне нравятся работы Шера, общее впечатление от выставки - грусть.
Максим Шер. «Комментарий к ландшафту». MMOMA
Максим Шер. «Комментарий к ландшафту». MMOMA