Книга Сергея Новикова и Максима Шера «Infrastructures» понравился как сделана: удобно раскрывается и перелистывается, она тяжелая, хорошие цвета обложки и выбор фотографии (ее история раскрывается в одной из глав). Только тайный смысл расположения названия мне не понятен (он как бы скрывается?).
С. Новиков и М. Шер. Infrastructures
Авторы сделали информативный
сайт .
Текста в книге много и меня это радует. На первый взгляд он выглядит как научное исследование. Но сквозь него прорывается:
«Во введении к это книге мы сформулировали свою задачу в том духе, что средствами фотографии и текста хотим показать то, что существует, но невидимо, однако, нам заведомо далеко до настоящих мастеров - советских фотографов. Если кто и поднаторел в искусстве репрезентации не просто невидимых сущностей, а тех, которых вообще не было в природе, так это они»
«Вообще он считается классиком реализма, хотя настоящий реализм ценен своим критическим потенциалом, а у Айвазовского его отродясь не было, а была поставленная на поток умелая, эффективная на грани безвкусицы ориенталистская разлюли-малина, эдакий HDR XIX века»
Очень мне понравилось, что Сергей и Максим включили не только личные эмоции в текст, но и себя в фотографии.
И фотографии к главам, в которых цитаты выше, мне кажутся интересно найденными образами (глобус для слепых и картина на мольберте на фоне облупившейся стены). В целом большая часть фотографий в книге откликаются для меня с темой соответствующей главы (исключение, например, фотография к главе «Придомовая аномия»).
Интересный эффект был для меня от фотографии к главе «Алмазы суверенитета, или Польза отечеству, величие семейства, процветание искусства». В этой главе как пример региональной специфике взаимоотношений региона с Москвой приведен якутский гохран и фотография здания Минфина РС(Я) в Якутске, в котором он находится. Но когда я смотрю на это здание, то вспоминаю, как внутри большую часть занимает торговая галерея с ресторанами, а в музее показывают стеклянные муляжи алмазов (оригиналы в Москве).
Еще зацепила фотография и текст о пустыре на месте Черкизовского рынка. Глава заканчивается словами «жителям района, где располагался Черкизон, достался от всех этих щедрот лишь гигантский заросший пустырь». Скорее всего уже в ближайшее время этот пустырь будет
застроен по программе реновации высотками.