Jun 21, 2023 02:44
Когда я слушаю "Аиду", я почти всегда останавливаю запись на начале четвертого действия. Где уговоры Амнерис, суд жрецов и финал типа "они умерли".
Причем финал предопределен уже тем, что Аида - дочь царя. Будь она просто пленной эфиопкой, сбежал бы с ней Радамес в те самые зеленые рощи. Но она дочь царя, и ее мужа в покое не оставят. Муж царевны - это вельможа и военачальник, а Амонасро очень бы пригодился талантливый военачальник-египтянин. Поэтому-то, я думаю, Радамес не убегает вместе с Амонасро и Аидой. Но и Амнерис ему даром не нужна. В Египте он может быть только мужем царевны и наследником фараона и в таком качестве ходить воевать с эфиопами. А в Эфиопии - снова муж царевны и военачальник, только воевать с Египтом. Да вдобавок за три действия Радамес успевает понять, что план освободить Аиду в награду за военные подвиги какой-то стремный, ведь воюет-то он с ее соплеменниками. Ни ему, ни ей не вывернуться из жерновов двух постоянно воюющих государств.
Причем эта война неизбежна - сначала египтяне пришли, пограбили, угнали пленных, потом эфиопы вторглись в священные границы Египта с местью и за добычей, египтяне пошли защищаться, но опять пригнали пленных... и так без конца. Что характерно, Амонасро не приходит в голову заключить мир, женив родича фараона на своей дочери (а Радамес стопудово должен быть родичем фараона, раз тот видит его наследником).
Где-то мне встречалось описание этой оперы как истории без злодеев, мол, все любят Родину и исполняют долг. А я вот смотрю на Амонасро... Ему бы лисий хост и уши, такой уж это хитрый и изворотливый деятель.
опера