Важный комментарий №1. В этой части репортажа о 108-м рейсе НИС "Профессор Штокман" все фото сделаны Сергеем Букреевым ©.
Важный комментарий №2. Снимки здесь просто иллюстрируют отдельные рабочие эпизоды рейса. И носят скорее аллегорический характер. Далеко не всё, о чём пишет енот, было заснято в подробностях.
31 марта 2011
г. Борт НИС «Профессор Штокман».
Сегодня,
около 17 часов, мы закончили работы по отбору проб в этой экспедиции. В мягком
послеполуденном свете, ласкавшем волны успокоившегося с утреннего волнения
Моря, горы проступали на недальнем горизонте белёсо-синими. Только шапки
снежные наверху светились контрастно, а весь остальной массив перевала - по
всей высоте - откровенно таял в дымке. Снизу его подпирали распростёртые облака
сгустившегося над Морем тумана. Это довольно-таки феерическая картина: низко
над горизонтом висят длинные и густые белёсые облака, над ними - из края в
край, исчезая в мареве лучей - поднимается нечто синеватое, но плотнее воздуха,
и поверху эту полосу сгустившегося пространства венчают заснеженные пики гор,
проступающие на фоне кучевых облаков. Какая там Фудзияма, братцы… Вот оно -
истинное светопредставление, кратко повествующее нам о простых оптических
свойствах атмосферы над гидросферой.
Программу
рейса по сбору научного материала мы завершили менее, чем за четверо суток.
Воистину, «пятилетку - в три дня!!!», как звучало в том анекдоте про
эксперимент о Конце Света в отдельно взятых странах. В нашем случае начальник
экспедиции очень боялся обещанного Гидрометом ухудшения погоды. Сегодня утром
Море начало слегка волноваться под плавно усилившимся ветром, сгустились низкие
облака и Мир обрёл серо-голубые оттенки: как сверху, так и снизу. Но Солнцу стало
угодно пригнать тёплый ветер, разогнавший предвестие бури, и барашки улеглись,
разгладившись в обычную полуденную рябь (высотой до полуметра, что нашему
кораблю не страшно). Так что последние три станции (и все за 700 м глубиной) мы
смогли отмолотить без приключений. За это все-еноты шлют искреннюю хвалу и
возблагодарение Всевышнему Господу и радуются Солнечному ветру, явившему нам
этот благодатный день.
Успевать
«завершить пятилетку» действительно пришлось за прошедшие трое суток в
стахановском ритме: шли от станции к станции, нигде не останавливаясь на
ночлег, спали урывками на переходах и - наш бенто-планктонный отряд - в
ожидании момента, когда закончит отряд «Розетты». Черпаки на последних
нескольких станциях достигали дна и возвращались на поверхность крайне долго, и
- не всегда с пробой, так что их приходилось переотбирать, подолгу выстаивая на
палубе и созерцая движение стрелок счётчиков на лебёдке… И ещё - сокровенно
поглядывая на ухающий в экстазе барабан, блок и скользящий в пучину трос. Одним
словом, вставали в 6, ложились в 4, и всё по утрам. Но - теперь мы всё
закончили сильно раньше отпущенного времени и у нас это самое время
высвободилось для поездки в Новый Афон.
Сегодня
ночью, ближе к 4-м утра, когда черпак поднимался с глубины в 1700 метров уже во
второй раз, на носу корабля снова собралось множество зябликов и жаворонков.
Птицы были усталые, но явно возбуждённые. Скорее всего, действительно
опустились на свет отдохнуть с пролёта. Сова воспорхнула над ними из мрака и
сделала пару хищных кругов, но удача отвернулась от неё в этот раз - птахи
оказались бойчее. Пустились в россыпную, с шумом рассекая холодный влажный
воздух в разных направлениях, загомонили и заперхали крыльями, уходя на
виражах. Сова полетала ещё немного, да так и убралась ни с чем.
Одному
настырному зяблику отчего-то было остро необходимо проникнуть в источающий свет
иллюминатор носовой лаборатории: он бился в стекло подобно большой бабочке, ни
за что не отказываясь от цели. Пришлось его сгрести в охапку прямо на лету и
отнести подальше. Только тогда он сдался и резво отлетел, занявшись поиском
других важных дел.
Енот решил,
что птиц необходимо подкормить - видно же, что устали с дороги: бродят по
железной клёпаной палубе, как очумелые, шатаются и норовят подобрать хоть что-то,
напоминающее корм: шелуху от семечек, солидольную крошку, жёваный фильтр от
бычка… Енот взял несколько кусков хлеба, припасённого на ночные вахты под чай,
и покрошил его в нескольких укромных от хождения людей, но уже освоенных
птицами местах.
Когда же мы
восстали из провально-спящих буквально через три часа, то обнаружили вальяжно
оккупировавших носовую надстройку сытых птах: топорщащих перья, клюющих остатки
хлеба и легко упархивающих от совы - та как раз предпринимала очередную попытку
реванша, описывая круги в просветлевшем голубизною воздухе над волнами. Однако
её большие глаза уже плохо видели в таком свете и с наведением на цель
ощущались большие проблемы. Покружив ещё, хищница спряталась в своё высоко
вознесённое на мачте укрытие. А Енот принёс ещё хлеба, насыпал его довольным
птицам и, вооружившись фотоаппаратом, принялся их незаметно снимать из
надёжного укрытия.
Зрелище было
интересным: птицы примерно сходных размеров - немногим поболее воробья - но
двух разных видов копошились на небольшой территории под бортом носовой
надстройки, совершенно не мешая друг другу, не проявляя признаков конкуренции
за пищу и удобное место. Это были зяблики и жаворонки. Одинокие трясогузки и
какие-то рыжегорлые, «дутоголовые» птички старались держаться от них поодаль,
но эти гужевались мирной межвидовой группой: кормились бок-о-бок, расхаживали и
просто сидели рядышком (при этом пёстрые жаворонки хохлились и распушали перья
- видимо, им всё же было прохладно на морском ветерке).
На протяжении
ещё нескольких дней маленькая зеленоватая птичка жила в укрытых стальными
кожухами коммуникациях возле нашей безумной лебёдки, уже окончательно
потерявшей всякий стыд и ухавшей на спуске «черпака», словно паровоз, на всех
парах несущийся под гору. Как потом оказалось, сотрудницы камбуза, живущие как
раз под лебёдкой в носовом твиндеке, за время наших работ уже успели привыкнуть
к уханию и прочим звуком нашего агрегата, и спокойно под него засыпали, словно
под стук колёс в купейном вагоне. По крайней мере, так говорили. Не берусь
утверждать, было ли так на самом деле.
Стабилизатор
барабана - хилый болтик со ступорной гайкой - приходилось поспешно подкручивать
на ходу, чтобы приглушить грохот, сотрясавший палубу и вызывавший яростную
ругань капитана судна. И чего, спрашивается, было ругаться? Лебёдка-то
корабельная, это ж не мы её такую с собою привезли. К слову: этот самый болтик
в конечном итоге смог почти усмирить скачущий барабан: видимо, тот начал его
бояться за настырность...
Продолжение следует.