"Чтобы получить необычайного ребёнка, вы должны захотеть иметь необычайного ребёнка.
Иметь высокочувствительного ребёнка - это огромное благословение.."
Эта книга - редкая и дорогая, а то, о чём она написана, явление малоизвестное, но существующее :)
Как пишет сама автор - причина покупки книги чаще всего, интуитивная реакция на название и обложку книги, на мой взгляд, очень удачные. В моём случае, книга попала по назначению. Она не только про Катю, но про всю нашу семью. Ведь высокочувствительность передаётся с генами.
Книга, как и другие книги издательства "Ресурс", очень глубокая. Она написана профессиональным психологом. У этого автора есть и другие книги о высокочувствительности, посвящённые взрослым.
В книжке я нашла ответы на многие свои вопросы, читать её было большим удовольствием и расставаться с нею совсем не хотелось.
В ней есть тесты, которые можно пройти, чтобы узнать, являешься ты высокочувствительным человеком или нет (их можно найти в интернете).
Высокочувствительных меньшинство - около 20%. Саму природу высокочувствительности автор описывает вот как:
"Представьте себе двух оленей на краю поляны с аппетитной травой. Один олень выдержит долгую паузу, чтобы убедиться не притаился ли поблизости хищник. Другой задержится лишь на секунду и бросится есть траву. Если первый олень прав, то второй мертв. Если второй прав, то первый не получит самую питательную траву и, если такая ситуация будет повторяться часто, будет страдать от недоедания, начнет болеть и умрет. Следовательно, наличие двух стратегий, двух "пород" оленей в стаде повышает вероятность того, что группа оленей выживает независимо от того, что произошло на поляне сегодня".
В книге описаны высокочувствительные дети. Они все очень разные. Некоторые внешне совсем на вчд не похожи. Например, я - скрытый вчд. Автор объясняет это тем, что у каждого человека есть две системы, определяющиеся разными генами - система торможения и система активации. Обе могут быть сильными или слабыми, или одна сильная, другая - слабая. У меня обе системы - сильные. Система активации внешне создает впечатление обо мне, как об общительном активном человеке, идущем вперёд, но те, кто знает меня ближе, понимают, насколько сильна моя система торможения.
Конечно же, это только одна плоскость, ведь вся эта система включена в нашу большую сложную систему - темперамента, черт характера. Однако, когда ребёнок ярко проявляет в детстве определённые необычные черты, когда ты не знаешь, почему это происходит, и что делать, советы подобных книг, в основе которых лежит фундаментальный труд, очень помогают.
Что же это за дети или взрослые? Какие черты могут быть ярко выражены?
- они глубже чувствуют окружающий мир, людей, события, ощущают счастье и страдания
- они замечают мельчайшие детали во всём: изменение обстановки, запахи, внешний вид, даже эмоции. Они расскажут вам о том, что вы расстроены ещё до того, как вы сами осознаете это (Катя, например, часто подходит и спрашивает меня, почему я грустная. На мой ответ - я не грустная, она приводит довод, что на лбу у меня морщины. :) Когда она на меня смотрит, я почти всегда ощущаю, что она меня сканирует и порою мне кажется, сейчас выдаст сколько во мне % счастья и радости на данный момент).
- таких детей беспокоит шум, громкая музыка, шумные мероприятия, многолюдность. Они легко перевозбуждаются от этого. Это может оказывать влияние на сон, вызывать капризы и истерики
- они чувствительны к одежде (не могут носить определённые ткани, бирки), к еде (могут есть еду раздельно, отказываются пробовать что-то новое), к прикосновениям (некоторые дети не любят, чтобы их целовали даже самые близкие родные, настолько они чувствительны к телесным контактам)
- острее реагируют на боль
- они сильно расстраиваются, когда другим плохо, порой не могут смотреть грустные фильмы или читать книги
- не любят сюрпризы, даже приятные. Их лучше готовить постепенно. А иногда о сюрпризе они могут узнать даже раньше, чем вы его объявите (потому что заметят, например, выброшенную упаковку в мусорном ведре :)
- очень медленно идут на контакт, особенно с незнакомыми людьми. Именно таких детей называют несадовскими. У них самая сложная адаптация в детском учреждении, будь то детский сад или школа. Некоторые только спустя полгода посещения, идут на контакт. Для них посещение таких мест гораздо больший стресс, чем для других детей. В книге автор даёт рекомендации по адаптации таких деток к социуму.
В целом, вчд - это глубоко духовные, талантливые, интеллектуально одарённые, любознательные, часто артистичные, добрые и заботливые дети, обладающие прекрасным чувством юмора. Но из-за незнания и порою слепоты, другие люди считают их застенчивыми или капризными детьми. Но это не так. Они не манипулируют вами, не капризничают, они просто пытаются всеми своими силами дать понять, как им комфортно и счастливо жить, ведь у них тоже есть свое предназначение. И это чаще всего не активный спорт, а наука и искусство, социальная работа. Потому что они прекрасно чувствуют других людей. Пожалуй, девочкам легче, чем мальчикам. А особенно трудно мальчикам в тех странах, где достижения большого спорта - одна из стратегий государственной политики. Также есть культуры, где высокочувствительность в большем почёте - это восточные культуры, где людей учат сначала думать, а потом делать. В нашей стране это не так.
В книге подробно рассматриваются отношения высокочувствительного ребёнка с его родителями, независимо от того являются они сами высокочувствительными или нет. И тот и другой родитель при полном принятии своего ребёнка может дать ему очень многое. Высокочувствительный - помочь своим опытом в преодолении трудностей, а невысокочувствительный придать своему малышу смелости, открыть ему мир, двигаться вперёд вместе. В любом случае, на этих родителях лежит гораздо большая ответственность. Привязанность ребёнка к родителям и семье очень важна для того, чтобы он вырос полноценной и счастливой личностью. Огромная ответственность и работа родителей - создать комфортный семейный климат, ведь вчд теряют аппетит и не могут кушать, даже когда родители просто поссорились. (Катя, например, не выносит громкого обсуждения. Даже, когда кто-то из взрослых в нашей семье говорит о деловых вопросах, она очень волнуется, что мы ругаемся).
Но, конечно же, родители получают и гораздо большую отдачу от воспитания такого малыша. Во-первых, из осторожности следует то, что у такого ребёнка меньше риск подвергнуться опасности (обжечься, свалиться, разбиться). Хотя всё относительно. Да, Катя никогда не неслась куда-нибудь сломя голову (за исключением кризисов 2-3 возраста), но её высокочувствительность и осторожность в общении не мешают ей забираться на самые высокие горки и лазалки, по канату и качаться на качелях выше всех детей, а также разговаривать с добродушными взрослыми незнакомыми - на улице, в магазинах и автобусах.. Вчд - очень индивидуальны.
Большинство - не любят перемен и переездов. А Катя обожает путешествовать.
В книге я открыла для себя очень много нового, что до этого лежало на поверхности. Например, половина капризов была вызвана очень быстрым перевозбуждением от большого скопления людей или чувством жажды или чувством голода или недосыпом. Всегда носить с собой перекус и питьё, давать возможность вовремя отдохнуть - сведёт плохое самочувствие малыша к минимуму.
В книге даются рекомендации и конкретные формулировки по общению со взрослыми и будущими воспитателями и учителями, выбор которых очень важен. Если учитель не понимает вашего ребёнка, это не очень хорошо скажется на процессе обучения. Зачастую это самые умные дети в группе, которые никогда не поднимают руки и не отвечают громко на вопросы. Привлечение внимание, ораторство и публичное выступление - даются им с гораздо большим трудом.
А вот ещё один любопытный совет, который мне дала Катина бабушка, а уже потом я его прочла в этой книге - приходить на мероприятие первыми, будь то занятие или детский праздник. Придти последним в большую кричащую толпу - большой стресс для высокочувствительного ребёнка. "Никогда не планируйте с вчр больше двух мероприятий в день!"
Всегда нужно думать о потраченной энергии малыша. Так, посещение учебных занятий и дня рождения без паузы между ними может быть слишком для высокочувствительного ребёнка, и истерики не миновать.
И ещё одно правило (я о нём уже писала, мне его рассказывала мама Глеба): "при праздновании дня рождения вчр число приглашенных гостей на праздник - по одному-одному с половиной на каждый год возраста", и лучше всего подойдет празднование в домашней обстановке, без сюрпризов и малознакомых гостей.
"Соблюдать тонкую грань между гиперопекой и излишним подталкиванием." На родителя в большей степени ложится задача принятия и помощи, чем подталкивания. "Это не тот возраст, когда их можно "бросить в воду и дать им либо утонуть, либо научиться плавать". При возникновении новой ситуации "заманивайте его туда. Оставайтесь рядом, пока он не перейдет от осторожности к удовольствию, и тогда вы сможете отойти."
"Не будьте нетерпеливы. Вы можете выиграть битву, но проиграете войну". Однако, важная мысль, которая даётся в книге, основанная на результатах ислледований: "чтобы уберечь своего ребёнка от мучений в будущем, вам, видимо, придется инициировать маленькую "травму" сейчас. Вам надо помочь робкому в социальном плане ребенку стать частью социальной группы". "Для вчд может быть чрезвычайно полезно получить опыт социальных контактов с другими детьми в более раннем возрасте, но при этом контакт должен быть комфортным для вчр, то есть спокойным и коротким". Очень забавно, что в книге написано, что высокочувствительному ребёнку скорее всего не подойдет группа, где будет хотя бы один неуравновешенный ребёнок. Я столкнулась с этим сама. Это удивительно, как трудно найти такую группу :))))) "ВЧР никогда не могут ужиться с совершенно не-ВЧР или с теми, кто находится в состоянии сильного стресса."
Ещё мне очень понравилось мнение автора про придирчивость и капризность. Если бы таких людей не было, мы бы никогда не имели всех удобных вещей мира, ведь именно они изобрели всё то, что обеспечивает наш комфорт :)
В книге даются ценные советы по тону голоса, произносимым словам, контролю собственных эмоций. Высокочувствительных детей часто нельзя ругать, потому что они и сами знают, что совершили что-то плохое. И уже самого чувства вины, которое они испытывают, более чем достаточно для наказания. ВЧД также нельзя стыдить, шлёпать и использовать метод изоляции.
Читая книгу, постепенно из примеров и деталей можно найти много советов, подходящих каждому конкретному высокочувствительному ребёнку или его родителю. Некоторым малышам нужно закрытое пространство и они обожают манежи и палатки. Другим для спокойствия нужен порядок в доме, чтобы вещи лежали на одних и тех же местах (забавный совет, что лучше иметь больше закрытых шкафов в доме нежели открытых полок).
В книге много советов и высокочувствительным родителям, несмотря на то, что она посвящена детям.
Все советы распределены по возрасту, начиная от младенчества, заканчивая школьным подростковым возрастом. Потому что вопросы и проблемы совершенно разные. Если для малыша - это спокойный сон, для ребёнка - адаптация к коллективу, а для подросшего ребёнка - принятие себя и своего места в мире.
Целая глава посвящена школьникам, их проблемам и советам по их решению.
В книге очень хорошо написано о самооценке и привязанности, их роли в воспитании ребёнка.
Высокочувствительные дети часто выглядят взрослее и мудрее своих сверстников и тянутся к старшим. Это порой сбивает с толку, хочется интуитивно положиться на них. Не стоит этого делать, внутри они - дети, которые нуждаются даже в гораздо большей защите, чем их сверстники.
Из вчд получаются великолепные родители и партнеры, а зачастую самые великие борцы за социальную справедливость и окружающую среду. И то, сможет ли ваш ребёнок реализовать своё предназначение, зависит прежде всего от нас - родителей.
"Те ребята, которые вели себя осторожно в два года, но стали общительными в семь, объясняли перемену тем, что их родители познакомили их со множеством разных явлений. Иными словами, эти дети сами показывали, что их родители повлияли на их чувство уверенности в себе."
Ну и напоследок, ещё одна цитата из книги Элейн Эйрон для родителей:
"Вы хотите менять общество, начав со своего ребёнка, или хотите увидеть своего ребёнка одним из тех, кого вам хотелось бы изменить?"
Рекомендую к прочтению.