Сцена из балета Игоря Стравинского "Петрушка" в постановке Большого театра оперы и балета республики Беларусь
Click to view
Игорь Стравинский - сцены из балета "Петрушка"
Петрушка - Рудольф Нуриев
Балерина - Ноэлла Понтуа
Арап - Шарль Джуд
Фокусник - Серж Перетти
Балет Парижской оперы
1976
"Петрушка" (русские потешные сцены в четырёх картинах) - балет русского композитора Игоря Фёдоровича Стравинского. "Петрушка" - это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушки, сделанного из соломы и опилок, в котором просыпаются совсем не кукольные чувства.
Статуэтка "Балет Стравинского "Петрушка""
Германия - Мейссен
Автор Пауль Шойрих
Петрушка - это перчаточная кукла, главный персонаж русских народных театров, фольклорный персонаж, герой литературных пьес. Первая такая кукла появилась в России в XIX веке. Внешность куклы не совсем русская - она очень похожа на внешность персонажа итальянской комедии дель арте Пульчинеллы: большой горбатый нос, чёрные глаза и большие руки. На руках Петрушки по четыре пальца.
Примечание. Пульчинелла - остряк и весельчак - был носителем сатирического начала в представлениях комедии дель арте.
Петрушка пользовался огромной популярностью среди людей разного сословия. Самыми распространёнными театрами тогда были театры бродячие, актёры которых прямо на улице разыгрывали целые представления. Одним из главных атрибутов таких представлений была шарманка, звуки которой привлекали зрителей. По окончании действа неискушенные зрители обычно рукоплескали главному герою - плуту, забияке и мошеннику Петрушке - и требовали продолжения представления.
В начале XX века актёры-петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, поэтому текст сцен менялся, теряя свою остроту. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней претерпела изменения и индивидуальность Петрушки, хулигана и балагура, на представления которого сбегался и стар, и млад. Петрушка стал героем детских сказок и мультфильмов.
Петрушка - кукла-перчатка
Соломаткин Леонид Иванович - Петрушка - 1878
Леонид Иванович Соломаткин (1837, Суджа, Курская губерния - 1883, Санкт-Петербург) - русский художник середины XIX века, автор жанровых полотен.
Клуб весёлых человечков - Петрушка, Чиполлино, Самоделкин, Буратино, Гурвинек, Карандаш и шляпа Незнайки)))
Кадр из мультфильма "Ровно в три пятнадцать"
Танец Петрушки и других весёлых человечков из мультфильма "Ровно в три пятнадцать", СССР (1959)
Мультфильм "Приключения Петрушки - Гжель", Россия (2015)
Статуэтка "Петрушка с куклой"
СССР - Гжель
Статуэтка "Петрушка"
Россия - Гжель
Сцена из балета Игоря Стравинского "Петрушка" в постановке Большого театра республики Беларусь
Всё началось с того, что Стравинский сочинил небольшую концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем.
Click to view
Игорь Стравинский - сюита "Петрушка" в переложении для фортепиано
Партия фортепиано - Даниил Трифонов
Карнеги-холл, 7 декабря 2016
"Когда я сочинял эту музыку, - вспоминает Игорь Стравинский, - перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского (Женевского) озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: "Петрушка!" Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран!"
Стравинский сыграл это произведение Дягилеву, а тот воскликнул: "Да ведь это же балет!" Так Сергей Дягилев подал Стравинскому идею написать балет на основе этой пьесы.
Либретто к балету написал Александр Николаевич Бенуа на уже практически готовую музыку совместно со Стравинским. Бенуа же создал эскизы декораций и костюмов для балета "Петрушка".
Примечание.
С биографией Игоря Стравинского можно ознакомиься в сюжете
Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 3), а с биографией Александра Бенуа - в сюжете
Игральные карты - Российская история карт - Пушкин и его "Пиковая дама" Леон Бакст - Портрет Александра Бенуа
Лев (Леон) Самойлович Бакст (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич Розенберг), (1866(5), Гродно - 1924, Рюэй-Мальмезон, Франция), - российский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов Сергея Павловича Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.
Подробней с биографией Леона Бакста можно ознакомиться в сюжете
В тиши восточного гарема - в плену безудержных страстей (часть 3 - Шахерезада).
Вот что вспоминает о своих детских впечатлениях о спектаклях, главным персонажем которых был Петрушка, Александр Бенуа:
"На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.
Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы ещё жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, "музыкант" кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами..."
Александр Бенуа - эскизы костюмов к балету Стравинского "Петрушка"
В порядке появления: Петрушка, Балерина, Арап, Волшебник, Первая уличная танцовщица, Вторая уличная танцовщица, Мужчина с гармошкой, Шарманщик, Кучер и Кормилица, Дама с сыном, Гусар и дети.
Александр Бенуа - эскиз афиши к балету Стравинского "Петрушка"
Поставил балет выдающийся балетмейстер и танцовщик Михаил Михайлович Фокин. Премьера балета "Петрушка" состоялась 13 июня 1911 года в программе "Русских сезонов" на сцене парижского театра Шатле, под управлением Пьера Монтё.
Музыка балета была непривычной для французской аудитории своим гротеском и обилием наигрышей мелодий русских народных песен: "Под вечер осенью ненастной", "Чудный месяц", "Вдоль по Питерской", "Ах вы сени, мои сени", "Не лед трещит, не комар пищит", "А снег тает".
На первой репетиции оркестра музыкантов даже рассмешила музыка "Петрушки". Дирижеру Пьеру Монтё пришлось убеждать коллег в том, что сочинение Стравинского следует воспринимать серьезно.
Балет включает в себя набор лубочных картинок народного гулянья на Масленицу. На площади Фокусник показывает кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, которые оживают на глазах зрителей.
Статуэтки "Арап", "Балерина" и "Петрушка"
Статуэтка "Балерина" (Тамара Карсавина в роли Балерины) - СССР, ЛФЗ им. Ломоносова - авторская роспись Эльвиры Еропкиной - 1988
Статуэтки "Арап" и "Петрушка" (Вацлав Нижинский в роли Петрушки) - Россия - Императорский фарфоровый завод - 2000-е годы
Автор формы всех статуэток - Эльвира Игоревна Еропкина (1988)
Петрушка влюблён в Балерину, а она проявляет интерес к глупому и злому Арапу, от чего Петрушка безмерно страдает. Балетный Петрушка это уже не привычный весельчак и хулиган, побеждающий всех своих врагов, а, скорей, русский вариант влюблённого и отвергнутого Пьеро из итальянской комедии дель арте (подробней в сюжете
Комедия дель арте на оперной сцене - Опера Леонкавалло "Паяцы"). Во время сцены любовного объяснения балерины с Арапом врывается взбешенный от ревности Петрушка - завязывается драка. Арап поражает его ударом сабли и Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк.
Фокусник, приведённый будочником, спешит всех успокоить - под его руками Петрушка снова становится куклой, и толпа, удостоверившись в том, что его голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Однако к ужасу Фокусника над театриком появляется живой Петрушка, который грозит своему мучителю и насмехается надо всеми.
"Петрушка" - одноактный балет в четырёх картинах. Балет идёт без перерыва, картины разделяет барабанный бой. Первая и четвёртая картины - улица, где проходят народные гулянья, действие второй и третьей картин происходит в комнатах Петрушки и Арапа.
Александр Бенуа - эскиз к балету Стравинского Петрушка - Картина 1
Александр Бенуа - эскиз к балету Стравинского Петрушка - Картина 2 (Комната Петрушки)
Александр Бенуа - эскиз к балету Стравинского Петрушка - Картина 3 (Комната Арапа)
Сцены из балета Игоря Стравинского "Петрушка" в постановке Большого театра республики Беларусь
Александр Николаевич Бенуа назвал "Петрушку" "балетом-улицей".
В первой постановке балета роли Петрушки и Балерины исполняли знаменитые танцовщики Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Считается, что роль Петрушки была лучшей ролью Нижинского, а лучшей исполнительницей куклы Балерины сам Михаил Фокин называл Тамару Карсавину.
Тамара Карсавина в роли Балерины и Вацлав Нижинский в роли Петрушки
Гениальный Петрушка
Вацлав Фомич Нижинский (Wacław Niżyński), (1889, Киев, Российская империя - 1950, Лондон, Великобритания), - русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Хореограф балетов "Весна священная", "Послеполуденный отдых фавна", "Игры" и "Тиль Уленшпигель". В 1909-1913 годах ведущий танцовщик и балетмейстер труппы "Русский балет" Дягилева.
Вацлав Нижинский
Вацлав поступил в Петербургское балетное училище в 1898 году. В школе стали проявляться некоторые странности в его характере, один раз он даже попал на осмотр в клинику для душевнобольных. Его старший брат Станислав в детстве выпал из окна и считалось, что именно с тех пор стал "немного не от мира сего", но, видимо, у обоих братьев сказывалась какая-то наследственная болезнь.
Вацлава как танцовщика заметили ещё во время его ученичества. Весной 1905 года Михаил Фокин, впоследствии знаменитый балетмейстер, а тогда педагог училища, ставил ответственный экзаменационный балет для выпускников. В газетах появились рецензии, - и во всех отмечали необыкновенную одарённость юного Вацлава Нижинского:
"Выпускник Нижинский изумил всех: юному артисту едва 15 лет и предстоит провести в школе ещё два года. Тем более приятно видеть такие исключительные данные. Лёгкость и элевация, вместе с замечательно плавными и красивыми движениями - поразительны".
Борисоглебский Михаил Васильевич - журналист, сценарист и историк балета
В 1907 году Нижинский окончил училище и был принят в Мариинский театр, где уже выступал с 1906 года. Благодаря выдающемуся таланту Вацлав быстро занял положение премьера, но в январе 1911 года с большим скандалом был уволен из театра по требованию императорской семьи, так как выступил в балете "Жизель" в костюме, который сочли неприличным. Редкостная дикость, ибо танцовщик не выбирает сам себе костюм!
В 1909 году Сергей Павлович Дягилев пригласил Нижинского участвовать в своей театральной антрепризе "Русские сезоны". Танцовщик сразу стал сенсацией и снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей. С 1909 по 1913 год Нижинский был ведущим танцовщиком "Русских сезонов", исполнив роли в опробованных на сцене Мариинского театра постановках Михаила Фокина и в его же постановках новых балетов для труппы Дягилева. После ухода Михаила Фокина из труппы в 1912 году, Нижинский стал в ней балетмейстером на короткое время.
В 1913 году труппа "Русского императорского балета" - дягилевской антрепризы, выросшей из "Русских сезонов" - отправилась на гастроли в Южную Америку. 21 день длилось плавание на теплоходе, и за это время Нижинский успел познакомиться со своей, давно в него влюблённой поклонницей Ромолой Пульской, подданной Австро-Венгрии, и сделать ей предложение руки и сердца. Уже через четыре недели, 10 сентября 1913 года, в Буэнос-Айресе состоялась их свадьба.
Вацлав Нижинский с женой Ромолой
Первые несколько месяцев супруги, не зная языка друг друга, объяснялись только жестами. Вацлав Нижинский послал телеграмму Дягилеву с известием о своей женитьбе, а в ответ получил уведомление об увольнении из труппы. Нижинский остался без средств к существованию - он не подписывал с Дягилевым никаких контрактов и не получал жалования, как другие артисты - Сергей Дягилев просто оплачивал все его расходы из своего кармана. Именно этот факт позволил Дягилеву легко избавиться от Вацлава.
Почему Дягилев так резко отреагировал на женитьбу артиста? Дело в том, что он втянул слабовольного и не вполне психически здорового Вацлава Нижинского в интимные отношения, которыми Вацлав, судя по всему, тяготился - Дягилев же, ревнуя его к жене, в отместку воспользовался своей властью антрепренера.
А дальше начались злоключения Вацлава Нижинского. Первая мировая война 1914 года застала супругов, возвращавшихся в Петербург, с новорождённой дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916 года. Нижинский мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. Между тем Дягилев возобновил контракт с артистом для гастролей "Русского балета" в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 года Нижинский станцевал свои коронные партии в "Петрушке" и "Видении розы" на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера".
Вацлав Нижинский с дочерью Кирой
Пережитые волнения сильно травмировали неустойчивую психику Вацлава Нижинского. 26 сентября 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете "Видение розы". После вместе с семьёй он обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 году написал книгу "Дневник Нижинского" (издана в Париже в 1953 году).
Вскоре Нижинский был помещён в клинику для душевнобольных, где ему был поставлен диагноз шизофрения. Все последующие годы, до конца жизни, он периодически находился в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. В 1945 году Нижинский был внезапно замечен корреспондентом американского журнала "Life" в послевоенной Вене, танцующим среди советских солдат. Встреча с земляками произвела на Нижинского неизгладимое впечатление: почти не разговаривавший до этого, он с радостью говорил на родном языке с бывшими соотечественниками.
Вацлав и Ромола Нижинские
Ромола Нижинская постоянно боролась за Вацлава: сначала с Дягилевым, потом с болезнью. 11 апреля 1950 года Вацлав Нижинский скончался в Лондоне на руках у жены.
Судьба Вацлава Нижинского была столь же трагичной, как и судьба Петрушки - его знаменитого и самого любимого персонажа. Дягилев же в жизни Нижинского сыграл роль балетного Фокусника: сначала оживил и вдохнул в него жизнь, а потом заставил играть роль, которая его погубила.
Франц Клайн - "Портрет Вацлава Нижинского в роли Петрушки" и фотография Нижинского в этой роли
Франц Клайн (Franz Kline), (1910, Уилкс-Барре, Пенсильвания - 1962, Нью-Йорк), - американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма.
Могила Вацлава Нижинского на кладбище Монмартр в Париже. Статуя изображает Нижинского в партии Петрушки
Сцена из балета Игоря Стравинского "Петрушка" в постановке Большого театра республики Беларусь
Click to view
Игорь Стравинский - одноактный балет "Петрушка" (потешные сцены в 4-х картинах)
Постановка - Михаил Фокин
Художник - Александр Бенуа
Балетмейстер - Юрий Григорович
Дирижер - Павел Сорокин
Балет поставлен в рамках вечера, посвященного 100-летию со дня рождения Вацлава Нижинского
Большой театр СССР
1990
Танцуют:
Петрушка - Ирек Мухамедов
Балерина - Людмила Семеняка
Арап - Вячеслав Елагин
Фокусник - Юрий Ветров
Почтовая марка из блока "Балеты М.М.Фокина" - "Петрушка"
Россия - 1995
Click to view
Игорь Стравинский - фрагмент из балета "Петрушка"
Хореография Михаила Фокина в редакции Андриса Лиепы
Вечер балета "Вацлав Нижинский. Бог танца" - проект Андриса Лиепа "Автографы и имиджи"
Государственный Кремлевский Дворец, 18 апреля 2019
Петрушка - Павел Окунев (МГАДМ Театр имени Наталии Сац)
Петрушка - сувенирная кукла из коллекции "Куклы подвесные"
Россия - Потешный промысел - Санкт-Петербург
Сцены из балета Игоря Стравинского "Петрушка" в постановке Большого театра республики Беларусь
Народный артист России, известный танцовщик Андрис Лиепа, впервые обратился к балету "Петрушка" еще в 1990-х годах прошлого века - изучал кинопленки, анализировал воспоминания Стравинского, Фокина, общался с внучкой Фокина Изабель. На протяжении двадцати пяти лет Андрис Лиепа осуществил больше тридцати постановок этого спектакля по всему миру. В 2018 году он поставил "Петрушку" в Большом театре республики Беларусь. Художник-постановщик этого красочного спектакля - Анатолий Нежный (Россия).
Премьерные спектакли состоялись 6 и 7 июня 2018 года.
Статуэтка "Петрушка"
СССР - Гжель
Русский танец - сцена из балета Игоря Стравинского "Петрушка" в постановке Большого театра республики Беларусь
Click to view
Игорь Стравинский - "Русский танец" из балета "Петрушка"
Переложение для двух домр с оркестром
Оркестр народных инструментов Музыкального училища имени Гнесиних
Дирижёр - Руслан Канеев