Комедия дель арте на оперной сцене - Опера Леонкавалло "Паяцы"

Nov 09, 2020 13:00



Комедия дель арте (commedia dell'arte), или комедия масок - вид итальянского народного, площадного и уличного, театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров в масках. Каждая маска изображала собирательный образ своего персонажа: богатый купец, он же скупой старик, - Панталоне, Кассандро или Уберто; первый дзанни (zanni - слуга) - умный слуга - Бригелла или Ковьелло; второй дзанни - глупый слуга - Арлекин, Труффальдино или Пульчинелла; девушка-дзанни - Коломбина или Смеральдина; и так далее. Количество масок в комедии дель арте очень велико - всего их насчитывается более ста.

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства и где впервые присутствовали элементы режиссуры - эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капокомико (capocomico).





Карел Дюжарден - Les Charlatans - Представление комедии дель арте - 1657

Карел Дюжарден (Karel Dujardin), (1622, Амстердам - 1678, Венеция), - нидерландский художник и гравёр. Он побывал в Италии и проживал в Лионе. В 1656 году он участвовал в создании общества "Pictura" в Гааге. Позднее он некоторое время проживал в Амстердаме, потом уехал в Италию и умер в Венеции.






Руджеро Леонкавалло (Ruggero Leoncavallo), (1857, Неаполь - 1919, Монтекатини-Терме), - итальянский композитор. Представитель веризма - нового на то время течения в итальянской музыке.

Примечание. Веризм (il verismo, от слова vero - истинный, правдивый) - стиль в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX - начала XX веков.

Отец Руджеро Леонкавалло служил судьёй, мать происходила из семьи неаполитанских художников и скульпторов д’Аурио.
С восьми до шестнадцати лет Руджеро учился в Неаполитанской консерватории по классу композиции и по классу фортепиано, а в 1878 году окончил литературное отделение Болонского университета и получил звание доктора литературы.

В юности будущий композитор был отличным пианистом-аккомпаниатором. Как аккомпаниатор он гастролировал в Англии, Франции, Германии, Голландии, Египте. Некоторое время работал учителем пения, продолжая при этом сочинять музыку.

За свою жизнь Леонкавалло написал более двадцати опер, самая популярная из которых - "Паяцы". Интересно, что одну из своих опер - "Цыгане" - Леонкавалло написал на сюжет одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Но ни одна опера не имела такого успеха, как "Паяцы", первая из написанных композитором. Кроме опер перу Леонкавалло принадлежат: оперетта, балет, романсы, песни, фортепианные и симфонические произведения. Леонкавалло был либреттистом большинства своих опер - его считали величайшим итальянским либреттистом своего времени.

Леонкавалло умер 9 августа 1919 года. Его похороны состоялись два дня спустя, на них присутствовали сотни человек, в том числе и давний соперник в музыке композитор Джакомо Пуччини (1858-1924).



В 1892 году Руджеро Леонкавалло написал оперу "Паяцы" на своё собственное либретто. Премьера оперы состоялась в Милане 21 мая 1892 года. Оркестром дирижировал великий Артуро Тосканини (1867-1957).

Сюжет "Паяцев", по утверждению композитора, восходит к его собственным детским воспоминаниям: его отец, работавший судьёй, будто бы разбирал подобное судебное дело. Музыковеды, однако, полагают, что сюжетная основа оперы заимствована из пьесы Катюля Мендеса (1841-1909), которую Леонкавалло мог видеть в 1887 году, когда жил в Париже. Первоначальное название оперы - "Паяц" (Il Pagliaccio). Единственное число - "Паяц", было заменено на множественное - "Паяцы", непосредственно перед премьерой, после того, как певец Виктор Морель - исполнитель партии Тонио - заявил, что петь в опере не будет, поскольку её название не включает его персонажа.

Главные действующие лица этой оперы - странствующие комедианты - имеют и свои обычные имена, и имена масок театра дель арте, в образах которых они выступают на сцене:

Канио (на сцене - Паяц), хозяин труппы странствующих комедиантов;
Недда (на сцене - Коломбина), его жена;
Беппо, актёр труппы (на сцене - Арлекин).
Тонио, актёр труппы (на сцене - Таддео), однако именно он выступает в прологе в роли такого же Паяца, как и Канио.

Коломбина и Арлекин - традиционные маски театра дель арте.


                                        

Статуэтка "Коломбина"                                                                                                    Статуэтка "Арлекин"
                    Великобритания - Crown Staffordshire                                                                                     Италия - La Medea

Паяц это прототип Пьеро - персонажа из французского народного ярмарочного театра. Этот персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, был одет в широкую крестьянскую рубаху. Ему соответствует Педролино из итальянской комедии дель арте - ловкий и изворотливый, однако часто попадающий впросак слуга. В отличии от Педролино, Пьеро приобрёл бОльшую популярность, став героем множества произведений искусства.



Статуэтка "Пьеро"
Австро-Венгрия - 1913

В опере есть ещё действующие лица, не входящих в группу масок комедии дель арте:

Сильвио, молодой крестьянин, - любовник Недды.
Два крестьянина.

В опере "Паяцы" всего два акта и сюжет её незамысловат. Главный герой - Канио, он же Паяц - патологический ревнивец, такой же, как шекспировский Отелло, только с той разницей, что причина для ревности у него, в отличие от Отелло, была. Есть в опере и свой Яго - это актёр Тонио, влюблённый в Недду, жену Канио. С его подачи Канио узнал, что жена, мало того, что неверна ему, так она вообще хочет бросить его ради любовника. Он пытается узнать у жены имя её избранника, но тщетно. Несмотря на личные переживания, Канио вынужден выйти на сцену и изображать Паяца - такого же рогоносца, как и он сам в жизни. В какую-то минуту он теряет власть над собой и, воспринимая театральную ситуацию, как жизненную, убивает свою жену Недду-Коломбину. Любовник Недды, молодой крестьянин Сильвио, пытается спасти свою возлюбленную, но и он становится жертвой обезумевшего ревнивца.
Зрители, крестьяне Монтальто, сбегаются к подмосткам. Канио, осознавая тяжесть своего кровавого поступка, выпускает из рук нож. Тонио объявляет публике: "Комедия окончена!" (La comedia è finita!).



Музыка оперы великолепна и практически вся разобрана на цитаты.

image Click to view



Руджеро Леонкавалло - Пролог к опере "Паяцы"
Тонио (Таддео в разыгрываемом спектакле) - Юрий Мазурок
1971

Специально взяла эту арию в исполнении на русском языке, чтобы создать необходимую атмосферу, тем более, что поёт её замечательный советский оперный певец - народный артист СССР Юрий Антонович Мазурок (1931-2006). Имела счастье слушать его на сцене Львовского оперного театра, жаль, что пел он там очень непродолжительное время.

Герой оперы Тонио тоже Паяц-Пьеро, как и Канио, поэтому можно понять первого исполнителя этой партии Виктора Мореля в его требовании изменить название оперы.



image Click to view



Руджеро Леонкавалло - Ария Недды из оперы "Паяцы"
Поёт - Марина Ребека

Недавно открыла для себя нашу современницу - великолепное сопрано из Риги Марину Ребеку, прошедшую тернистый путь в оперном искусстве от певицы, которую, посчитав бесталанной, не приняли в Латвийскую музыкальную академию, до желанной солистки в Венской и Берлинской опере, Лондонской Королевской опере, в театрах Метрополитен-опера и Ла Скала.



image Click to view



Руджеро Леонкавалло - "Дуэт Тони и Недды" из оперы "Паяцы"
Поют солисты Большого театра СССР:

Тони - Владимир Атлантов
Недда - Галина Калинина

Народный артист СССР Владимир Атлантов и народная артистка РСФСР Галина Калинина - признанные оперные мастера, жаль, что запись обрывается, не дойдя до конца дуэта. Поэтому разместила ещё одно исполнение этого дуэта во время спектакля в миланском театре Ла Скала.

image Click to view



Руджеро Леонкавалло - "Дуэт Тони и Недды" из оперы "Паяцы"
Спектакль театра Ла Скала - Милан - 2011

Тони - Амброджо Маэстри
Недда - Оксана Дыка

Оксана Дыка (Дикая в переводе на русский) - современная украинская оперная певица, выступающая на самых престижных оперных сценах мира.



image Click to view



Руджеро Леонкавалло - "Дуэт Сильвио и Недды" из оперы "Паяцы"
Фрагмент фильма-оперы "Паяцы"
Режиссёр - Франко Дзеффирелли

Сильвио - Альберто Ринальди
Недда - Тереза Стратас

Тереза Стратас - знаменитая канадская оперная певица греческого происхождения, в рекомендациях не нуждающаяся.



image Click to view



Руджеро Леонкавалло - Ария Канио из оперы "Паяцы"
Фрагмент из кинофильма "Серенада большой любви" (1959)
Поёт - Марио Ланца

Великий американский тенор итальянского происхождения Марио Ланца (1921-1959) поёт знаменитую арию "Смайся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь..." из оперы "Паяцы".



Статуэтка "Пьеро"
Германия - Katzhutte - 1920-1930



Великолепное исполнение серенады Арлекина двумя великими советскими оперными певцами: Лемешевым и Козловским.

image Click to view

          

image Click to view



Руджеро Леонкавалло - Серенада Арлекина из оперы "Паяцы"
Поют - Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977) - видео слева, и Иван Семёнович Козловский (1900-1993) - видео справа.

В первом видео музыку дополняет видеоряд из картин Константина Андреевича Сомова (1869-1939), которые как раз в тему.



Статуэтки "Арлекин" и "Коломбина"
СССР - Конаковский фаянс - автор Н.И.Туленкова



image Click to view



Руджеро Леонкавалло - Финал оперы "Паяцы"

Канио - Марио дель Монако
Недда - Габриэлла Туччи
1961



image Click to view



Руджеро Леонкавалло - Финал оперы "Паяцы"
Metropolitan Opera - 1978

Канио - Пласидо Доминго
Недда - Тереза Стратас




Арлекин и Пьеро - маски-антиподы. Балагур и пустозвон, весельчак и любимец женщин Арлекин и романтик Пьеро - вечный нытик. Такие характеры сплошь и рядом встречаются в жизни, только в театре дель-арте они усугублены до гротеска. Именно поэтому в скетчах, которые эти маски разыгрывали на сцене, Пьеро почти всегда был обманутым рогоносцем, а Арлекин - удачливым любовником. Не отошёл от этого штампа в своей опере и Леонкавалло.

Эти две маски и их пассия Коломбина, либо их прототипы, стали очень популярны в конце XIX - начале XX века в артистической, в широком смысле этого слова, среде. Произведений искусства, в которых присутствуют эти герои, множество. Даже Алексей Николаевич Толстой в своей сказке для детей "Золотой ключик, или Приключения Буратино" вывел на сцену повествования этих персонажей.

image Click to view



Песенка Пьеро из кинофильма "Приключения Буратино" (1976)
Алексей Рыбников на слова Булата Окуджавы
Пьеро - Роман Столкарц
Поёт - Татьяна Осмоловская

Статуэтка "Арлекин"
                              Германия - Karl Ens - 1940-1950


Рубеж XIX и XX веков в западном искусстве называют прекрасной эпохой (Belle Epoque), а в русском искусстве этот период назвали Серебряным веком - временем декаданса и эпигонства - упадничества и подражательности.

Название "Серебряный век" пришло уже после завершения самой эпохи. Понятие возникло в среде русской эмиграции и изначально было соотнесено с "Золотым веком" пушкинской эпохи (первая треть XIX века), оценивая в ретроспективе ушедшее время как второй расцвет русской культуры вслед за Золотым веком.

В связи с вышесказанным неудивительно, что в русской поэзии и в изобразительном искусстве того времени маски дель-арте стали очень популярны. Достаточно обратиться к творчеству художника Константина Сомова. Более того, некоторых представителей Серебряного века стали ассоциировать с масками итальянского театра или же они сами себя с ними ассоциировали.

Статуэтка "Пьеро"
                                                                                                         Латвия - Рижская фарфоровая фабрика - 1940




Известный украинский режиссёр и писатель Игорь Евгеньевич Талалаевский вполне в театральной манере подает историю отношений Любови Блок, Александра Блока и Андрея Белого в изложении самих её участников. Используя письма и дневники героев, мемуары современников, он написал роман-коллаж, не уступающий по внутреннему напряжению лучшим образцам любовных романов.

Только мне всё же кажется, что маски Пьеро, Арлекина и Коломбины не вполне соответствуют этим персонажам. Александр Блок - вовсе не одураченный муж и не банальный рогоносец. Он не жертва трагических семейных отношений, а скорей их виновник. Люба Блок-Менделеева, дочь великого химика - автора периодической системы элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, от брака с Сашей Блоком, с которым они были знакомы с детства, ожидала счастливой семейной жизни: любви, детей и домашнего уюта, но получила взамен пьедестал, на который муж воздвиг её как Прекрасную Даму, и поклонение, в то время, как более земные отношения Александр заводил на стороне и одаривал своим вниманием актрисулек, звёзд полусвета и просто дамочек с низкой социальной ответственностью, как теперь говорят.

Андрей Белый тоже не вписывается в клише образа Арлекина - его роман с Любовью Дмитриевной, которую он любил, закончился для него неудачно и наложил мрачный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Но самой трагической фигурой в этой троице и отнюдь не простушкой-хохотушкой Коломбиной была Любовь Дмитриевна, любившая мужа, но вынужденная искать живую и тёплую любовь, взамен возвышенного поклонения, на стороне и так её и не нашедшая. Возможно, Александр Блок свою детскую дружбу и привязанность к Любе просто принял за любовь, в то время, как она, оправдывая своё имя, любила его мучительно и страстно. Даже не знаю, какие маски по-настоящему подошли бы им всем - разве что-нибудь из греческих трагедий.





Поль Сезанн - Пьеро и Арлекин

Поль Сезанн (Paul Cézanne), (1839, Экс-ан-Прованс - 1906, Экс-ан-Прованс), - французский живописец, яркий представитель постимпрессионизма.





Андре Дерен - Арлекин и Пьеро - 1924

Андре Дерен (André Derain), (1880, Шату-сюр-Сен, Франция - 1954, Гарш, Франция), - французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.





Василий Нестеренко - Пьеро и Арлекин

Василий Игоревич Нестеренко (1967, Павлоград, Днепропетровская область, Украинская ССР, СССР) - российский живописец, приобретший известность полотнами на темы русской истории и христианской религиозности. Академик Российской академии художеств (2007), Народный художник Российской Федерации (2004), Заслуженный художник Украины (2008). Лауреат премии ФСБ России (2010). Член Союза художников России (1995).





Тома Кутюр - Арлекин и Пьеро - 1857

Тома Кутюр (Thomas Couture), (1815, Санлис, Франция - 1879, Вилье-ле-Бель, Франция), - французский художник-академист. Представитель классической французской школы, с которой связаны утончённое чувство цвета и полёт творческой фантазии. Благодаря этому, Кутюра называли французским Веронезе.





Сергей Судейкин - Арлекин и Пьеро - Двойной автопортрет - 1927

Сергей Юрьевич (Георгиевич) Судейкин (1882, Санкт-Петербург - 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) - русский театральный художник, сценограф, живописец и график, представитель авангарда.





Константин Сомов (1869 - 1939) - Влюблённый Арлекин - 1912

Константин Андреевич Сомов (1869, Санкт-Петербург - 1939, Париж) - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества "Мир искусства" и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.





Статуэтка "Арлекин и Коломбина"
Германия - Hertwig & Co - Katzhutte - 1920-1930





Бобышов Михаил Павлович - Арлекин и Коломбина

Михаил Павлович Бобышов (1885, деревня Погорелое Тверской губернии, Российской империи - 1964, Ленинград, СССР), - российский и советский театральный художник, живописец, график и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Народный художник РСФСР (1961), профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, член Ленинградского Союза художников.





Статуэтка "Арлекин и Коломбина"
Германия - Hertwig & Co - Katzhutte - 1920-1930





Фрэнк Ксавьер Лейендекер - Коломбина и Арлекин

Фрэнк Ксавьер Лейендекер (Frank Xavier Leyendecker), (1876, Германия - 1924, Нью-Йорк, США), - американский художник-иллюстратор. Был известен своими витражами, плакатами, а также иллюстрациями для журналов и рекламы. Также он рисовал обложки для глянцевых журналов Street & Smith, таких как People's Favorite Magazine и The Popular Magazine.





Фрэнк Ксавьер Лейендекер - Коломбина и Пьеро





Статуэтка "Пьеро и Коломбина"
Чехословакия - Royal Dux Bohemia - 1920-1930





Статуэтка "Пьеро и Коломбина"
Германия - Meissen - начало XX века





Статуэтка "Пьеро и Коломбина"
Германия - E & A. Muller - 1920-1930





Пабло Пикассо - Пьеро и Коломбина - 1900

Пабло Руис-и-Пикассо, полное имя - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso), (1881, Малага, Испания - 1973, Мужен, Франция), - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.





Леон Лейриц - Скульптура "Пьеро и Коломбина"

Леон Альбер Мария де Лейриц (Leon Albert Marie de Leyritz), (1888, Париж - 1976, Фрежюс, Лазурный берег), - французский художник и скульптор. Автор многочисленных бюстов и памятников. Он также писал фрески и был театральным художником. Леон Лейриц создавал скульптуры для интерьеров в стиле ар-деко.





Федерико Бельтран Массес - Пьеро и дама

Федерико Армандо Бельтран Массес (Federico Armando Beltrán Masses), (1885, Гуайра-де-ла-Мелена, Куба - 1949, Барселона), - испанский живописец, мастер портрета. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле, однако впоследствии он стал писать в стиле модерн, изменив тематику своих картин и используя литературные мотивы.





Статуэтка "Искушение Пьеро"
Италия - ELITE & FABRIS





Бенуа Александр Николаевич - Итальянская комедия

Александр Николаевич Бенуа (Alexandre Benois), (1870, Санкт-Петербург - 1960, Париж), - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения "Мир искусства".



Не могла выбрать одну из трёх нижеприведенных версий постановки оперы "Паяцы" Леонкавалло, ибо каждая интересна по-своему: первой - в миланском театре Ла Скала дирижирует великий Герберт фон Караян; во второй - партии Тонио и Сильвио исполняет великолепный итальянский баритон Тито Гобби, а роль Недды играет совсем ещё молодая Джина Лолобриджида (поёт эту партию Онелия Финески); третья - поставлена знаменитым оперным режиссёром Франко Дзеффирелли, а поют в ней Пласидо Доминго и Тереза Стратас - постоянные партнёры на оперной сцене.

image Click to view



Руджеро Леонкавалло - опера "Паяцы"
Постановка театра Ла Скала - Милан
Дирижёр - Герберт фон Караян

Канио - Джон Викерс
Недда - Райна Кабаиванска
Тонио - Питер Глоссоп
Сильвио - Роландо Панераи



Маска "Коломбина"

image Click to view



Руджеро Леонкавалло "Паяцы" - фильм-опера, Италия (1948)
Режиссёр - Марио Коста

Канио - Афро Поли (поёт Гальяно Масини)
Недда - Джина Лолобриджида (поёт Онелия Финески)
Тонио - Тито Гобби
Сильвио - Тито Гобби

Примечательно, что Тито Гобби играет в этой постановке две роли и поёт две партии.



Маска "Арлекин"

image Click to view



Руджеро Леонкавалло "Паяцы" - фильм-опера, Италия (1982)
Режиссёр - Франко Дзеффирелли

Канио - Пласидо Доминго
Недда - Тереза Стратас
Тонио - Хуан Понс
Сильвио - Альберто Ринальди





Статуэтка "Плачущий Пьеро"
Италия

живопись, Леонкавалло, опера, кино, история, композиторы, комедия дель арте, декоративно-прикладное искусство, художники

Previous post Next post
Up