Жозеф Карауд - Женитьба Фигаро
Жозеф Карауд (Joseph Caraud), (1821, Клюни (Сона и Луара) - 1905, Париж), - французский художник, Кавалер ордена Почетного легиона (1867).
Моцарт - "Non so più cosa son..." ("Я больше не знаю кто я...") - ария Керубино из оперы "Свадьба Фигаро"
Керубино - Мария Юинг
Фрагмент фильма-оперы "Свадьба Фигаро", 1976
Режиссёр - Жан-Пьер Поннель
"Маленькие трагедии" - художественный фильм, снятый на киностудии Мосфильм в 1979 году по произведениям Александра Сергеевича Пушкина
Фрагмент 1-й серии - "Моцарт и Сальери"
В ролях:
Моцарт - Валерий Золотухин
Сальери - Иннокентий Смоктуновский
Сальери
И, полно! что за страх ребячий?
Рассей пустую думу. Бомарше
Говаривал мне: "Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти "Женитьбу Фигаро"".
Александр Сергеевич Пушкин - Маленькие трагедии - Моцарт и Сальери
Жан-Марк Натье - Портрет Пьера Огюстена Карона де Бомарше
Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier), (1685, Париж - 1766, Париж), - французский живописец. Жан-Марк Натье стал создателем нового стиля живописи - исторического портрета. Автор известных портретов Петра I и его жены Екатерины I, находящихся в Эрмитаже.
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais), (1732, Париж - 1799, Париж), - французский драматург и публицист.
Будущий драматург родился в семье часовых дел мастера Андре Шарля Карона. Сначала Пьер-Огюстен пошёл по стопам отца, но одновременно он занимался музыкой. Впоследствии музыкальный талант и ораторский дар открыли молодому Карону дорогу в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он стал преподавателем игры на арфе дочерей короля Людовика XV.
Пьер-Огюстен Карон два раза женился на богатых вдовах и оба раза скоро овдовел. После своего первого брака Пьер-Огюстен Карон взял фамилию де Бомарше, по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в маленькой трагедии Александра Сергеевича Пушкина "Моцарт и Сальери":
"Моцарт
Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери
Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого."
А.С. Пушкин - Маленькие Трагедии (Моцарт и Сальери)
Здесь Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу, сказанные в письме Вольтера к графу д’Аржанталю от 31 января 1774 года, где Вольтер опровергает клеветнический слух о том, что Бомарше отравил свою жену:
"Я продолжаю быть уверен, - писал Вольтер, - что Бомарше никогда никого не отравлял и что столь смешной человек не может принадлежать к семейству Локусты".
Примечание. Локуста (Locusta) - римская отравительница, происходящая из Галлии. Считается, что её услугами пользовались императоры Калигула и Нерон, а также мать Нерона - Агриппина Младшая. Локуста была казнена императором Гальбой в 68 году н. э. Рассказывали, что она постоянно принимала небольшие дозы яда, сделавшись таким образом неуязвимой для отравления.
В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга банкира Дюверне.
Бомарше дебютировал в 1767 году пьесой "Eugénie" ("Эжени"), имевшей небольшой успех. Популярность Бомарше выросла после появления его комедий "Севильский цирюльник" (1775) и "Женитьба Фигаро" (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. "Женитьба Фигаро" выдержала сто представлений подряд, и недаром Наполеон Бонапарт отзывался о ней: " ... Это уже была революция в действии". Сегодня комедии о Фигаро кажутся просто бытовыми историями того времени, а тогда они ярко высветили проблемы, связанные с социальным неравенством и зависимостью, существовавшими в феодальном обществе.
Click to view
Бомарше - "Безумный день, или Женитьба Фигаро"
Фрагмент спектакля Московского театра Сатиры
Андрей Миронов - Монолог Фигаро на фоне Фантазии ре минор Моцарта
В 1784 году, почти одновременно с "Женитьбой Фигаро", Бомарше написал оперное либретто под названием "Тарар", предназначенное первоначально для Кристофа Виллибальда фон Глюка (1714-1787). Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери (1750-1825), чья опера "Данаиды" с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех "Тарара" Сальери укрепил и славу драматурга Бомарше.
Знаменитый драматург обладал авантюрным характером. С переменным успехом он занимался коммерцией. Когда началась Война за независимость США, Бомарше осуществлял военные поставки Штатам, нажив на этом миллионы. Через специально для того созданную фирму "Родриго Горталес и Ко" снабжал оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сентябрь 1777 года Бомарше осуществил поставки на 5 млн ливров, которые впоследствии так и не были возмещены американским правительством. Последнее не раз обсуждало проблему долга, и лишь к середине XIX века наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньшую причитающейся, даже без учета процентов. А не имей дело с американцами!)))
Помимо коммерции, Бомарше, благодаря дару ораторства, принимал участие в судебных процессах в своих, а также в интересах третьих лиц, в качестве адвоката, хотя и не имел юридического образования. Эта его деятельность, так же, как и коммерция, имела переменный успех. Интерес публики к процессам, в которых он участвовал, Бомарше подогревал выпуском своих "Мемуаров" ("Mémoires"), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции.
В 1792 году Бомарше потерпел большие убытки, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он спрятался в Лондоне, а затем в Гамбурге, откуда вернулся лишь в 1796 году. В связи с этим делом он пытался оправдаться в своём предсмертном сочинении "Мои шесть эпох" ("Mes six époques"), которое, однако, не вернуло ему симпатий публики.
Умер Бомарше 18 мая 1799 года в Париже.
"Граф Альмавива, Сюзанна и Керубино за креслом" - Сцена из 1-го акта оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Свадьба Фигаро" - Акварель XIX века
Click to view
Моцарт - "Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый..." - ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро"
Фигаро - Герман Прей
Фрагмент фильма-оперы "Свадьба Фигаро", 1976
Режиссёр - Жан-Пьер Поннель
В России и СССР комедия Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро" ставилась неоднократно. Первая постановка пьесы была осуществлена в 1785 году петербургской французской труппой в Михайловском театре и потом многократно возобновлялась. Комедия шла на сценах Большого (Каменного) театра в Петербурге, Малого театра в Москве, Александринки в Петербурге, московских театрах Горевой и Корша, в московском Камерном театре. Именно в Камерном театре в 1915 году состоялась последняя дореволюционная премьера "Женитьбы Фигаро". Ставил спектакль режиссёр Александр Яковлевич Таиров (1885-1950), художником-постановщиком был Сергей Юрьевич Судейкин.
Сергей Судейкин - Рисунок грима персонажей "Женитьбы Фигаро" - 1915 - Музей изобразительных искусств - филиал ГАУК Тюменской области
Сергей Юрьевич Судейкин (1882, Санкт-Петербург - 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США), - русский театральный художник-авангардист, сценограф, живописец и график.
В советское время комедия "Безумный день, или Женитьба Фигаро" тоже пользовалась неизменным успехом, как у режиссёров, так и у зрителей. Её ставили не только в Москве (Малый театр, МХАТ) и Ленинграде (Большой драматический театр - БДТ), но в союзных республиках и на провинциальной сцене. Но самой заметной постановкой стал спектакль Московского театра Сатиры, поставленный главным режиссёром театра Валентином Плучеком. Премьера спектакля "Безумный день, или женитьба Фигаро" состоялась в апреле 1969 года.
Click to view
Безумный день, или Женитьба Фигаро (1973)
Спектакль Московского театра Сатиры
Режиссёр - Валентин Плучек
В ролях:
Фигаро - Андрей Миронов
Граф Альмавива - Александр Ширвиндт
Графиня Розина - Вера Васильева
Сюзанна - Нина Корниенко
Марселина - Татьяна Пельтцер
Доктор Бартоло - Зиновий Высоковский
Сценографию в стиле рококо, что соответствовало времени Бомарше, осуществил художник Валерий Левенталь. Он особенно гордился зависшим в небе, словно салют, букетом роз.
Костюмы к спектаклю создал, бывший к тому времени уже очень известным не только в СССР, модельер Вячеслав Зайцев. Необыкновенно хороши костюмы Фигаро: белый, красный и чёрный. Каждый костюм был обшит маленькими зеркальцами, которые пускали в зал солнечных зайчиков.
Роскошные перламутровые парики создала художница театра Сильва Косырева. Фигаро в этом спектакле без парика, а потому кажется человеком не из давнего прошлого, а из более близкого к нам времени.
В спектакле звучит музыка из произведений Моцарта, что вполне логично, ибо именно Моцарт написал оперу "Свадьба Фигаро" на сюжет Бомарше, хотя в спектакле использована музыка Моцарта не из этой оперы. Тем не менее, не смогла отказать себе в удовольствии проиллюстрировать этот сюжет и музыкой из оперы тоже. Кстати, опера в России традиционно называется не "Женитьба Фигаро", а "Свадьба Фигаро".
Click to view
Моцарт - Соната для фортепиано N12 фа мажор - Адажио
Партия фортепиано - Альфред Брендель
В спектакле используется в качестве увертюры, а в телеверсии - и в качестве финальной музыки, служащей фоном для бегущих по экрану титров.
Искрометный спектакль Плучека стал для публики настоящим праздником - шампанским, вырвавшимся из бутылки. Этот спектакль обрел статус легенды в том числе благодаря телевизионной версии, снятой семь лет спустя режиссером Виктором Храмовым.
"Женитьба Фигаро" - спектакль золотого периода театра, когда он находился на пике своей популярности. В Сатиру шли на Миронова и Папанова, на Пельтцер, Аросеву, Менглета, Белявского и других актеров, многие из которых принимали участие в очень популярной телевизионной программе "Кабачок "13 стульев"".
Успех спектакля подарил ему долгую жизнь - на протяжении восемнадцати лет артисты Сатиры выходили на сцену в комедии Бомарше. Она оборвалась вместе с жизнью главного героя - 14 августа 1987 года не доиграв последнюю сцену "Женитьбы Фигаро" на гастролях в Риге Андрей Миронов потерял сознание - в этой сцене на нём был чёрный костюм. Через два дня, не приходя в сознание, он умер от инсульта. Вводить нового Фигаро Плучек не стал - второго Миронова не было. Так легендарный спектакль прекратил свое существование.
Click to view
Урок английского от Андрея Миронова-Фигаро: "God damn it!"
Рекламный вкладыш к
мясному концентрату Либиха с изображением финальной сцены из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро"
Click to view
Финальная песня из спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" - 1973 год
Статуэтка "Андрей Миронов в роли Фигаро"
СССР - Дулёво - 1970-е годы
Автор - Аста Бржезицкая
Click to view
Моцарт - Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"
Большой симфонический оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории
Дирижер - Алим Шахмаметьев
Декоративная тарелка "Моцарт"
Франция - Limozh
Шампанское - игристое вино, произведённое во французском регионе Шампань из установленных сортов винограда методом вторичного брожения вина в бутылке. Название напитка происходит от названия провинции Шампань, где расположен данный регион. Хотя термин "шампанское" зачастую используется производителями игристого вина во многих странах и местностях (например, в Калифорнии, Канаде и России), правильно его использовать только по отношению к вину, производимому в провинции Шампань.
Дом Периньон (Dom Pérignon) - марка шампанского премиум-класса крупного французского производителя Moët et Chandon. Названа в честь монаха-бенедиктинца Пьера Периньона, который в 1668 году изобрёл метод шампанизации для производства игристых вин.
Под маркой Dom Pérignon производятся два типа шампанского: белое брют и розовое брют.
Ханс Кристиан Лумбю - Галоп "Шампанское"
Новогодний концерт в Венской филармонии - 2010
Дирижёр - Жорж Претр