Похождения Наполеона - коньяка, торта и человека (часть 4) - Война с Россией

Dec 26, 2020 11:22



И. М. Львов - Открытка "Воспоминание 1812 года. Переправа через реку Неман"

К сожалению, никаких биографических сведений о художнике в интернете не нашла, даже полного имени отчества.

image Click to view



Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) - Пролог из балета "Наполеон Бонапарт"
Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии
Дирижёр - Рашит Нигаматуллин





Статуэтка "Наполеон - Пожар в Кремле"
Германия - Scheibe-Alsbach - первая половина XX века

Когда слышишь от Запада завораживающие слова о свободе, которую он несёт направо и налево, так и знай, что речь идёт только о деньгах, которые он в это время нащупывает в твоём кармане.)))

После 1807 года главным и, по сути, единственным врагом Наполеона оставалась Великобритания. Великобритания захватила колонии Франции в Америке и Индии и препятствовала французской торговле. Учитывая, что Англия господствовала на море, единственным реальным оружием Наполеона в борьбе с ней была континентальная блокада, эффективность которой зависела от желания других европейских государств соблюдать санкции. Наполеон настойчиво требовал от российского императора Александра I более последовательно осуществлять континентальную блокаду, но наталкивался на нежелание России разрывать отношения со своим главным торговым партнёром.

В 1810 году русское правительство ввело свободную торговлю с нейтральными странами, что позволяло России торговать с Великобританией через посредников, и приняло заградительный тариф, который повышал таможенные ставки, главным образом на ввозившиеся французские товары (предметы роскоши и вина). Это вызвало негодование французского правительства. В 1811 году Наполеон заявил своему послу в Варшаве аббату де Прадту:

"Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остаётся одна Россия, - я раздавлю её...".

Война была не за горами.



Целями русской кампании для Наполеона были:

1. прежде всего, ужесточение континентальной блокады Англии;
2. возрождение в противовес Российской империи Польского независимого государства с включением в него территорий Литвы, Белоруссии и Украины (первоначально Наполеон даже определял войну как Вторую польскую);
3. заключение военного союза с Россией для возможного совместного похода в Индию.

Особенно доставляет 2-й пункт - столетия проходят, а цели всё те же.



Французский император Наполеон Бонапарт, начиная свой Русский поход 1812 года, утром 11 (23) июня обратился с воззванием к уже отмобилизованной, изготовившейся для вторжения "Великой армии". В нем говорилось:

"Воины! Вторая Польская война начинается. Первая кончилась при Фридланде и в Тильзите... Россия даёт нам на выбор бесчестие или войну. Мы пойдем вперед, перейдем Неман и внесем войну в сердце её. Вторая Польская война столько же прославит французское оружие, сколько и первая. Но мир, который мы заключим, будет прочен и уничтожит пятидесятилетнее гордое и неуместное влияние России на дела Европы".

24 июня (12 июня по старому стилю) 1812 года - начало вторжения армии Наполеона в пределы Российской империи. После наведения трех понтонных мостов через Неман, в окрестностях города Ковно, у деревни Понемунь началась переправа главных сил французской армии. Французы без боя заняли город Ковно.


  
  



Анн-Луи Жироде - Открытка "Переправа Наполеона через Неман 24 июня 1812 года"

Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson, (1767, Монтаржи - 1824 года, Париж), - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.





Юлиуш Коссак - Открытка "Роковое пересечение Немана в 1812 году"

Юлиуш Фортунат Коссак (Juliusz Fortunat Kossak), (1824, Новы-Виснич - 1899, Краков), - польский художник-баталист.



Наполеоновская Великая армия вторгалась в пределы России внезапно, фактически без предварительного объявления войны. Здесь крылась маленькая военная хитрость. 10 (22) июня посол Франции в Санкт-Петербурге маркиз де Лористон вручил российскому правительству ноту. Из неё следовало, что с этого времени император Наполеон I Бонапарт "считает себя в состоянии войны с Россией". В Вильно же, где находился в это время император Александр I, нота была доставлена только через три дня.

Александр попытался уладить конфликт миром на условиях вывода французских войск из России, направив к Наполеону для переговоров министра полиции генерал-адъютанта Александра Дмитриевича Балашова.

Наполеон отклонил предложение о мире, так как к тому времени его авангардные части уже находились на российской территории и продвигались вперед. Существует легенда, что в конце разговора Наполеон иронично спросил Балашова:

- Скажите, генерал, чтобы добраться до Москвы, какой дорогой лучше идти?

На что генерал Балашов сухо ответил:

- Есть несколько дорог, сир. Карл XII шёл через Полтаву...



12 (24) июня император Александр I подписал Манифест о начале войны с Францией. В нём он призвал все слои общества к защите веры и Отечества. Александр заявил:

"...Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве Моём".



На стороне французов выступала почти 450 000-ная армия, только наполовину состоявшая из французов. Со стороны России вдоль западной границы им противостояло около 300 000 солдат. Остальные воинские формирования находились в резервных корпусах и гарнизонах по всей стране.

Российское командование ещё задолго до начала войны предвидело возможность длительного организованного отступления с тем, чтобы избежать риска потери армии в решительном сражении. В мае 1811 года император Александр I разъяснил своё отношение к предстоящей схватке послу Франции в России маркизу Арману де Коленкуру:

"Если император Наполеон начнёт против меня войну, то возможно и даже вероятно, что он нас побьёт, если мы примем сражение, но это ещё не даст ему мира. ... За нас - необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию. ... Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой. Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будут воевать наш климат и наша зима".



Николай Самокиш - Подвиг солдат генерала Раевского под Салтановкой - 1912

Бой под Салтановкой - бой корпуса Раевского из 2-й русской армии князя Петра Ивановича Багратиона с французами 11 (23) июля 1812 года под Могилёвом (село Салтановка) на начальном этапе Отечественной войны 1812 года. Третий бой всей войны 1812 года.

В связи с боем под Салтановкой известна история о том, как генерал Раевский в одну из атак увлёк своих сыновей. Эта атака изображена на знаменитой картине Самокиша. Однако это всего лишь легенда, вымышленная журналистами, описывавшими ход войны в российских газетах. Достаточно того, что младшему сыну Раевского тогда было всего одиннадцать лет. Сам генерал Раевский в беседе со своим адъютантом поэтом Батюшковым опровергал этот случай.
Почвой для легенды мог стать факт, что сыновья Раевского действительно находились при его войсках в момент сражения, а старший из них, шестнадцатилетний Александр, участвовал в бою.



Николай Семёнович Самокиш (1860, Нежин, Черниговская губерния, Российская империя - 1944, Симферополь) - русский и советский художник-баталист и педагог, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики. Академик живописи (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).



Русская армия отступала. Офицеры и солдаты не принимали тактику командования и возмущались ею - армия жаждала сражения с французами. Генералитет настойчиво требовал от формально исполняющего обязанности главнокомандующего Барклая-де-Толли генерального сражения.

К 4 (16) августа Наполеон подошёл к Смоленску с 180 тысячами солдат. Барклай-де-Толли был против ненужного на его взгляд сражения. В 6 часов утра 4 (16) августа Наполеон начал штурм города с марша. Упорное сражение за Смоленск продолжалось до утра 6 (18) августа, когда Барклай-де-Толли отвёл войска из горевшего города, чтобы избежать большой битвы без шансов на победу.



Жан Шарль Ланглуа - Битва при Смоленске 1812 года - 1839

Жан Шарль Ланглуа (Jean Charles Langlois), (1789, Бомон-ан-Ож - 1870, Париж), - французский художник-баталист, полковник Великой армии, участник Наполеоновских войн, создатель жанра батальной панорамы.





Альбрехт Адам - Наполеон на фоне горящего Смоленска

Альбрехт Адам (Albrecht Adam), (1786, Нёрдлинген, Бавария - 1862, Мюнхен, Бавария), - баварский художник, наиболее известный тем, что в составе Великой армии Наполеона участвовал в походе на Россию в 1812 году в качестве официального художника штаба IV (итальянского) корпуса. На протяжении всей кампании, Адам делал наброски и рисунки, запечатлев многие важные события похода. Позднее многие из этих набросков легли в основу полноценных картин. Альбрехт Адам в своих мемуарах подробно описал Бородинскую битву и ряд других ключевых событий войны 1812 года.



Сражение за Смоленск, разрушившее немалый город, ознаменовало развёртывание всенародной войны русского народа с неприятелем, что сразу почувствовали как рядовые французские снабженцы, так и маршалы Наполеона. Населённые пункты на пути следования французской армии сжигались, население по мере возможности уходило. Наполеон сразу после Смоленского сражения сделал замаскированное предложение мира царю Александру I, пока с позиции сильного, но ответа не получил. Русская армия продолжила отступление.

. . .
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
. . .

Михаил Юрьевич Лермонтов - Бородино



Для решения вопроса о назначении главнокомандующего русской армией был учреждён Чрезвычайный комитет, и 5 (17) августа на его заседании единогласно был утверждён генерал от инфантерии Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. 17 (29) августа Кутузов в Царёво-Займище принял армию. В этот день французы вошли в Вязьму.



Продолжая в общем стратегическую линию своего предшественника Барклая де Толли, Кутузов не мог избежать генерального сражения по политическим и моральным соображениям. К 3 сентября русская армия отступила к деревне Бородино. Дальнейшее отступление означало сдачу Москвы. Кутузов решился дать генеральное сражение. Чтобы выиграть время для подготовки укреплений на Бородинском поле, Кутузов приказал генералу Горчакову задержать противника у деревни Шевардино, где был воздвигнут пятиугольный редут. Бой за Шевардинский редут продолжался весь день 5 сентября, только к полуночи французы ворвались на его валы.



. . .
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
. . .

Михаил Юрьевич Лермонтов - Бородино



Николай Самокиш - Молебен накануне Бородинского сражения



image Click to view



Наполеон то, Наполеон... - солдатская песня, посвященная Михаилу Илларионовичу Кутузову
Исполняет хор Валаамского монастыря



26 августа (7 сентября) у деревни Бородино (в 125 км западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Численности армий были сравнимы - 130 000-135 000 у Наполеона против 110 000-130 000 у Кутузова. Русской армии не хватало вооружения - не было ружей, чтобы вооружить 31 000 ополченцев из Москвы и Смоленска. Ратникам раздали пики, но использовать людей в качестве пушечного мяса Кутузов не стал (ратники выполняли вспомогательные функции, например, выносили раненых).



Петер фон Гесс - Бородинское сражение - 1843 - Военная галерея Зимнего дворца

Петер фон Гесс (Peter von Hess), (1792, Дюссельдорф - 1871, Мюнхен), - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).





Анатолий Шепелюк - Михаил Илларионович Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения - 1951

Анатолий Павлович Шепелюк (1908, Стерлитамак - 1972, Москва) - русский советский художник. Организатор (1943) и первый председатель (1945) Владимирского союза художников. Председатель Союза художников Московской области (1950).





Василий Верещагин - Наполеон I на Бородинских высотах

Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904) - русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым при подрыве на мине броненосца "Петропавловск" на внешнем рейде Порт-Артура.





Василий Верещагин - Наполеон I на Бородинских высотах (фрагмент)





Алексей Вепхвадзе - Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле - 1948

Алексей Иванович Вепхвадзе (1921, Тифлис - 1982, Тбилиси) - советский грузинский живописец, заслуженный художник Грузинской ССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).





Бородинская битва 1812 года - учебный кинофильм, в котором использованы
фрагменты кинофильма "Кутузов", СССР (1943)



После кровопролитнейшей двенадцатичасовой битвы, французы ценой 30 000-34 000 убитыми и ранеными прорвали, фактически уничтожив изначальный состав оборонявшихся, левый фланг и потеснили центр русских позиций, но развить наступление не смогли. Русская армия также понесла тяжёлые потери (40 000-45 000 убитыми и ранеными). Пленных почти не было ни с той, ни с другой стороны. 8 сентября Кутузов приказал отступить на Можайск с твёрдым намерением сохранить армию.

Бородинское сражение не дало полной и безусловной победы ни одной из сторон. Обе армии сохранили способность к дальнейшим боевым действиям. Наполеону не удалось добиться главной цели в генеральном сражении: уничтожить русскую армию, открыть путь к Москве, заставить капитулировать Россию на его условиях. Кутузов не смог остановить французов, поставить им заслон на дороге к Москве и начать их изгнание с русской территории. Но Кутузов сумел значительно ослабить наступательные возможности неприятеля, поднять боевой дух русского войска, у которого возросла уверенность в победе над наполеоновской армией.



Белые начинают...



Коллекционные фарфоровые шахматы "Бородино"

image Click to view



Коллекционные фарфоровые шахматы "Бородино"

Белые фигуры - Французская армия:

король - Наполеон I, император Франции;
ферзь - Иоахим Мюрат, маршал Франции, король Неаполитанский, командующий кавалерией;
слон - Евгений Богарне, Вицe-король Итальянского королевства, командующий 4-м корпусом, пасынок Наполеона;
слон - Луи Николя Даву, маршал Франции, герцог Ауэрштедский, командующий 1-м корпусом;
конь - гусар, элитная кавалерия французской армии;
ладья - канонир, артиллерия французской армии.

Чёрные фигуры - Русская армия:

король - Александр I, император России;
ферзь - Михаил Кутузов, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией;
слон - Пётр Багратион, князь, генерал от инфантерии, командующий 2-й Западной армией;
слон - Михаил Барклай де Толли, граф, военный министр, командующий 1-й Западной армией;
конь - гусар, элитная кавалерия русской армии;
ладья - канонир, артиллерия русской армии

Материалы: доска - массив карельской березы, фигуры - фарфор, глазурь, золочение
Содержание драгоценных металлов: золото, платина
Размеры: доска 80 х 80 см, король 175 мм

image Click to view



Бородинское сражение - фрагменты из кинофильма "Война и Мир" производства СССР (1967)
Группа "АрктидА" - Бородинское сражение





Декоративная тарелка "Военный совет в Филях"
Россия - Гарднер - конец XIX века

На тарелке изображен фрагмент картины Алексея Даниловича Кившенко "Военный совет в Филях".



Алексей Кившенко - Военный совет в Филях - 1880

Алексей Данилович Кившенко (1851, Венёвский уезд, Тульская губерния, Российская империя - 1895, Хайдельберг, Германская империя) - русский живописец, был близок к передвижникам. Известен серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы.



1 (13) сентября русская армия расположилась лагерем перед Москвой: правый фланг армии был у деревни Фили, центр между селениями Троицким и Волынским, левый фланг перед селом Воробьёвым. Арьергард армии располагался на реке Сетунь.

В 5 часов того же дня в доме филёвского крестьянина Михаила Фролова собрался Военный совет. Обсуждался один вопрос - дать сражение под Москвой, или оставить город без боя.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли указывал на вынужденность оставления Москвы для спасения армии: "Сохранив Москву, Россия не сохранится от войны, жестокой, разорительной. Но сберёгши армию, ещё не уничтожаются надежды отечеств". Начальник штаба барон Беннигсен настаивал на сражении, и большинство участников совещания склонялись на его сторону. Окончательное решение принял Кутузов: "Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать".

После совета Кутузов, по воспоминаниям приближённых, плохо спал, долго ходил и произнёс знаменитое: "Ну, доведу же я проклятых французов... они будут есть лошадиное мясо".

14 сентября в опустевшую Москву вступил Наполеон.





Василий Верещагин - Перед Москвой - ожидание депутации бояр





Василий Верещагин - Сквозь пожар





Василий Верещагин - Поджигатели. Расстрел в Кремле





Василий Верещагин - В Кремле - пожар!





Василий Верещагин - Зарева Замоскваречья

Пожар в Москве бушевал до 18 сентября и уничтожил её большую часть. Из 30 000 домов, бывших в Москве перед нашествием, после выхода Наполеона из города оставалось "навряд ли 5 000". При пожаре также погибло несколько тысяч остававшихся в Москве русских раненых, коих, по обычаям того времени, оставили на милость победителя.



Овладение Москвой Наполеон рассматривал как результат промежуточный и прежде всего политический перед походом на Петербург. Но маршалы Наполеона возражали, они считали этот план невыполнимым - "идти навстречу зиме, на север" с уменьшившейся армией, имея в тылу Кутузова, немыслимо. Наполеон не стал отстаивать этот план.

Из Москвы Наполеон предпринимает попытки заключить мир с Александром I.

18 сентября Наполеон через начальника Воспитательного дома генерал-майора Ивана Акинфиевича Тутолмина передал, что почитает Александра по-старому и желал бы заключить мир. Наполеон, по-прежнему, намерен был требовать отторжения Литвы, подтверждения континентальной блокады Англии и военного союза с Францией.

Следующая попытка была предпринята через два дня - 20 сентября. Письмо с предложением мира было доставлено Александру через Ивана Алексеевича Яковлева, отца Александра Ивановича Герцена. На донесение Тутолмина и на личное письмо Наполеона к Александру ответа не последовало.

4 октября Наполеон направил генерала Лористона к Кутузову в Тарутино для пропуска к Александру I с предложением мира: "Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно во что бы то ни стало, спасите только честь".

5 октября состоялось получасовое свидание Лористона с фельдмаршалом Кутузовым, после чего князь Волконский был отправлен к Александру I с донесением о предложении Наполеона, ответа на которое Наполеон от Александра так и не дождался.



Василий Верещагин - Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало

Василий Васильевич Верещагин ошибся в названии - Лористон стал маршалом Франции позднее 1812 года.





Николай Ульянов - Лористон в ставке Кутузова - Государственная Третьяковская галерея

Николай Павлович Ульянов (1875-1949) - русский и советский живописец, график, художник театра, педагог. Автор мемуаров, эссе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1948).



19 октября французская армия (110 000) с огромным обозом стала покидать Москву по Старой Калужской дороге. Наполеон планировал добраться до ближайшей крупной продовольственной базы в Смоленске по не разорённой войной местности - через Калугу.

Дорогу на Калугу Наполеону заслонила армия Кутузова, расположившись под селом Тарутино на Старой Калужской дороге. Из-за недостатка лошадей артиллерийский парк французов сократился, крупные кавалерийские соединения практически исчезли. Не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённую позицию, Наполеон свернул в районе села Троицкого (современный Троицк) на Новую Калужскую дорогу (современное Киевское шоссе), чтобы обойти Тарутино. Однако Кутузов перебросил армию под Малоярославец, перерезав французам пути отступления по Новой Калужской дороге.

24 октября состоялось сражение под Малоярославцем. Город восемь раз переходил из рук в руки. В конце концов французам удалось захватить Малоярославец, но Кутузов занял укреплённую позицию за городом, которую Наполеон не рискнул штурмовать. Армия Кутузова к 22 октября насчитывала 97 000 регулярных войск, 20 000 казаков, 622 орудия и более 10 000 ратников ополчения. Наполеон имел под рукой до 70 000 боеспособных солдат, кавалерия практически исчезла, артиллерия была значительно слабее русской. Ход войны теперь диктовала русская армия.

А далее началось бегство когда-то Великой армии Наполеона, которую сгубили непомерные амбиции и безграничная вера в собственное величие Наполеона Бонапарта.



Адольф Ивон - Французские солдаты маршала Нея загнаны в лес в сражении под Красным

Сражение под Красным (3 (15) ноября - 6 (18) ноября 1812 года) - боевые действия под городом Красный (ныне посёлок в 45 км к юго-западу от Смоленска) между русской армией под командованием Кутузова и отступающей из России Великой армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.



Адольф Ивон (Adolphe Yvon), (1817, Эшвийер, Мозель - 1893, Париж), - французский художник-баталист, известный своими картинами, изображающими сцены Наполеоновских войн и Крымской войны. Один из наиболее знаменитых и востребованных художников эпохи Второй империи. Представитель академизма.





Василий Верещагин - На большой дороге - отступление бегство

Большая дорога из Красного по направлению к Минску. Наполеон с головой закутанный в шубу, в теплой шапке, так непривычной для его фигуры, опираясь на палку, медленно движется по дороге, за ним идет весь его штаб, виднеется карета, в которой Наполеон ехал во все время своего отступления, а дальше позади гвардия.





Василий Верещагин - Ночной привал Великой армии





Адольф Нортен - Отступление Наполеона из Москвы

Адольф Нортен (Adolph Northen), (1828, Мюнден, Ганновер - 1876, Дюссельдорф), - немецкий художник-баталист. Учился в Дюссельдорфской школе живописи. В своих картинах чаще всего изображал события времён Наполеоновских войн.





Петер фон Гесс - Отступление французов через Березину 17 (29) ноября 1812 года - 1844

Не дождавшись переправы всей огромной толпы отставших французов, состоявшей из раненых, обмороженных, потерявших оружие и гражданских, Наполеон приказал сжечь мосты утром 29 ноября. В воспоминаниях французов переправа через Березину занимает не меньшее место, чем крупнейшее Бородинское сражение.

14 декабря в Ковно жалкие остатки Великой Армии численностью 1600 человек переправились через реку Неман в Варшавское герцогство, а затем в Пруссию. Позднее к ним присоединились остатки войск с других направлений. Отечественная война 1812 года завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии.



Статуэтка "Наполеон на Березине"
Германия - Scheibe-Alsbach - 1925-1972



Тихон Николаевич Хренников - Песенка Лепелетье
Из музыки к пьесе Александра Гладкова "Давным-давно"





Михаил Задорнов - Наполеон





Статуэтка "Бегство Наполеона из России"
Германия - Рудольштадт - Albert Stahl & Co - 1937-1962

image Click to view



Пётр Ильич Чайковский - Увертюра 1812 год (финал)
Исполняется с колоколами и пушками


  
  

живопись, Россия, песня, юмор, война 1812 года, Франция, Бородино, история, декоративно-прикладное искусство, Наполеон, художники

Previous post Next post
Up