Старое кино - Фильмы о Наполеоне Бонапарте - Марыся и Наполеон

Dec 14, 2020 15:44



Кадр из кинофильма "Марыся и Наполеон", Польша (1966)



image Click to view



Фредерик Шопен - Полонез "Героический", ля бемоль мажор, сочинение 53
Фортепиано - Евгений Кисин





Коллекционная монета "Наполеон Бонапарт и Мария Валевска" номиналом 1 доллар в подарочной коробке - 2014
Страна эмитент - Остров Ниуэ
Изготовитель - Монетный двор Польши
Материал - серебро 999 пробы

На реверсе монеты представлены изображения Наполеона и Марии Валевской, окруженные декоративным мотивом. Ниже - надпись: Maria Walewska & Napoleon Bonaparte. В центральной части монеты - пурпурный кристалл Swarovski.
На аверсе монеты представлен дворец в Валевицах, который, по преданию, Наполеон посетил дважды. Фактом, однако, является только то, что во дворце в Валевицах на свет появился сын Марии Валевской и императора Наполеона Бонапарта - Александр.
На подарочной коробке надпись по-польски и по-английски: Самые красивые польские истории любви.



Однако, по моему мнению, самой красивой польской историей любви была любовь наследника русского престола Константина Павловича (1779-1831) и польской графини Йоанны Грудзинской (1795-1831), его второй, морганатической супруги. После вступления в брак с Константином Павловичем Йоанна Грудзинская получила от императора Александра I, старшего брата Константина, титул Её Светлость княгиня Лович. Ради женитьбы на Йоанне Константин отказался от наследования престола. Когда Константин Павлович умер, княгиня Лович отрезала свои роскошные длинные белокурые волосы, так нравившиеся её мужу, и положила их в гроб ему под голову вместо подушечки. Она пережила его всего на пять месяцев.





Жерар Франсуа Паскаль Симон - Мария Валевская

Барон Франсуа Паскаль Симон Жерар (François Pascal Simon, Baron Gérard), (1770, Рим - 1837, Париж), - французский художник эпохи ампира, ведущий портретист наполеоновского двора, держатель модного салона.



Графиня Мария Валевская (Maria Walewska), урождённая Лончиньская (Łączyńska), (7 декабря 1786, Керноза, Лодзинское воеводство - 11 декабря 1817, Париж), - польская дворянка, дочь гостыньского старосты Матвея Лончиньского, любовница Наполеона I, мать его сына - графа Александра Колонна-Валевского.

Мария была необыкновенно хороша собой и отличалась добротой и лёгкостию нрава. В восемнадцать лет её выдали замуж за старого графа Анастазия Валевского. Доподлинно неизвестно, сколько ему было лет на момент женитьбы, так как, если бы не Мария, его третья жена, вряд ли о нём в истории кто-нибудь вспомнил. Доводилось мне читать где-то, что выдали её замуж спешно, так как она была беременна от некого воздыхателя. Но, поскольку доказательств тому нет, а в отношении таких известных персон всегда существует множество слухов и легенд, то и остаётся принять на веру, что первый сын Марии Валевской - Антоний Базыль Рудольф Валевский (1805-1833), рождённый в законном браке с графом Валевским, сын собственно графа Анастазия.

Мария Валевская прожила короткую, но яркую, насыщенную событиями жизнь, связанную с самым знаменитым человеком того времени - Наполеоном Бонапартом. Была она дамочкой экзальтированной и ярой польской патриоткой. Ради того, чтобы увидеть Наполеона, в котором она видела, как собственно и все патриотически настроенные поляки, освободителя Польши, она тайно приехала в Яблоновскую (небольшой польский городок), через которую Наполеон должен был проезжать. Выбежав из толпы, она сказала, что все поляки очень рады видеть Наполеона на своей земле. Правда, сам император, по воспоминаниям современников, говорил, что впервые увидел Марию на балу у Талейрана в Варшаве 17 января 1807 года, что свидетельствует о различии в восприятии значимости одних и тех же событий для него и для Марии Валевской. А дальше был роман с императором, урывками продолжавшийся даже после развода Наполеона с Жозефиной и его женитьбы на Марии-Луизе.

В 1810 году в Валевицах, родовом имении её мужа, Мария Валевская родила сына от Наполеона - Александра Жозефа Флориана Валевского (1810-1868). Факт того, что это событие произошло в Валевицах при живом ещё муже, косвенно подтверждает версию вынужденного замужества Марии по договорённости с графом Валевским.

Наполеон позаботился о наследстве для сына: по декрету от 5 мая 1812 года тот стал владельцем майората в Неаполитанском королевстве и получил титул графа Империи. До совершеннолетия Александра майоратом должна была управлять его мать.
Летом того же года Мария развелась со своим мужем. Брак был расторгнут 24 августа 1812 года. Во Францию Мария Валевская вернулась после провала русской кампании Наполеона. Имеются свидетельства, что Мария была официально принята при дворе в последний год правления Наполеона, а также часто бывала в Мальмезоне у Жозефины. В окружении Наполеона её называли "польской женой" императора.

После отречения Наполеона и капитуляции Парижа Мария Валевская пыталась встретиться с Наполеоном в Фонтенбло, но он не смог её принять. Низложенный император написал ей письмо, где выразил надежду на свидание в будущем. Мария с сыном, сопровождаемая своими родственниками, тайно навестила Наполеона на острове Эльба в начале сентября 1814 года. Последний раз Мария и Наполеон виделись после его поражения под Ватерлоо 28 июня 1815 года в Мальмезоне.



Сын Марии Валевской и Наполеона Бонапарта - граф Александр Флориан Жозеф Колонна-Валевский (Alexandre Florian Joseph Colonna Walewski) стал французским политиком и дипломатом. С 7 мая 1855 по 4 января 1860 года граф Валевский-Колонна был министром иностранных дел Франции. Он был представителем Французской империи на Парижском конгрессе в 1856 году. Во время переговоров стал кавалером Большого креста ордена Почётного легиона.
В 1860-1863 годах он был министром изящных искусств Франции. 21 июля 1862 года заложил первый камень в основание здания Парижской оперы.



Граф Александр Флориан Жозеф Колонна-Валевский (1810-1868)



В Париже Мария познакомилась с дивизионным генералом графом Филиппом-Антуаном д’Орнано (1784-1863) - родственником Наполеона, его троюродным братом.
Летом 1816 года Мария Валевская переехала в Брюссель, где 7 сентября обвенчалась с генералом д’Орнано. 9 июня 1817 года она родила сына Рудольфа Огюста д’Орнано (1817-1865). После родов состояние её здоровья резко ухудшилось, вероятно, вследствие почечно-каменной болезни. Мария настояла на возвращении в Париж. В ноябре 1817 года семья Орнано вернулась в Париж. Понимая, что скоро умрёт, Мария продиктовала секретарю свои воспоминания.

Мария Валевская-д’Орнано умерла 11 декабря 1817 года. Согласно её последней воле, она была погребена в семейном склепе в Кернозе под Ловичем в Польше.









Робер Лефевр - Портрет графини Марии Валевской

Робер Жак Франсуа Фауст Лефевр (Robert Jacques François Faust Lefèvre), (1755, Байё - 1830, Париж), - французский живописец, портретист, придворный художник. В правление Наполеона был придворным художником, писал портреты императора, членов его семьи, сановников и генералов.



"Марыся и Наполеон" (Marysia i Napoleon) - кинокомедия, снятая польскими кинематографистами в 1966 году. В СССР премьера фильма состоялась 23 января 1969 года. Это классическая польская комедия - остроумная и ироничная, без ситуаций, которые вызывают дикий хохот.
Действие фильма разворачивается в современности и во времена наполеоновских войн с несколько вольной трактовкой исторических событий.



Кадр из кинофильма "Марыся и Наполеон"

Некий французский учёный - историк искусств по имени Наполеон Беранже, приезжает в Польшу и посещает замок-музей в Валевицах, родовом поместье графов Валевских. Там он знакомится с польской студенткой Марысей. И вот что удивительно: на стене замка француз увидел портреты Наполеона Бонапарта и Марии Валевской, персонажи которых похожи на него самого и на Марысю.



Кадр из кинофильма "Марыся и Наполеон"

Наполеон Беранже поддаётся игре воображения - в своих мечтах он становится Наполеоном Бонапартом, а Марыся - его прекрасной возлюбленной Марией Валевской. Польская командировка и экскурс в прошлое становятся началом романа французского учёного и польской красавицы студентки.





Марыся и Наполеон, Польша (1966)

Беата Тышкевич - Марыся, студентка (Мария Валевская)
Густав Холоубек - Наполеон Беранже, французский учёный (Наполеон Бонапарт)



В главной роли в фильме снималась известная польская актриса Беата Тышкевич. Сегодня на каждом углу подчёркивается её благородное происхождение и принадлежность к графскому роду Тышкевичей. Советскому зрителю она была знакома по фильму Андрона Кончаловского "Дворянское гнездо" (1969), во время съёмок которого у неё с Кончаловским случился короткий роман. Пани Беата рассказывала о том, что Андрон Кончаловский хотел подарить ей какое-то необыкновенное украшение с жемчужиной, для чего продал белый рояль из родительского дома. Я же когда-то давно слышала эту историю несколько в иной интерпретации: желая блеснуть перед заезжей актрисой, Андрон дал ей для съёмок в фильме вместо бижутерии настоящие драгоценности, принадлежавшие его матери, поэтессе Наталье Кончаловской. Пани Беата поблагодарила его за такой жест и после съёмок уехала вместе с драгоценностями, сделав вид, что посчитала это подарком.



Кадр из кинофильма "Марыся и Наполеон"



С тех пор, как меня стало интересовать содержимое маминого туалетного столика, помню эти красивые синие баночки с кремом, который имел очень приятный запах. Классическая линия польской косметики и парфюмерии "Pani Walewska" изначально включала в себя духи, крем, мыло и другие продукты только в синей упаковке. До сих пор у меня имеется целый взвод синих баночек из-под крема, в которых хранятся всякие мелочи для шитья и рукоделия: кнопки, пуговицы, стеклярус, бисер. Сегодня линия "Pani Walewska" значительно расширена и по ассортименту, и по типам одноименных продуктов.







Мари-Виктуар Жакото - Миниатюра на фарфоре "Портрет Марии Валевской"

Мари-Виктуар Жакото (Marie-Victoire Jaquotot), (1772, Париж - 1855, Тулуза), - французская художница по фарфору. С 1801 по 1842 год Мари-Виктуар работала на фарфоровой мануфактуре в Севре, и в 1816 году получила почётный титул "первого королевского художника по фарфору". Это позволило ей открыть собственную мастерскую, где она на протяжении более двух десятилетий обучала художников, преимущественно женщин, росписи по фарфору.





Кадр из кинофильма "Мария Валевска"



image Click to view



Chopin : Polonaise op. 40 no. 3 in A major "Military"
Фредерик Шопен - Полонез "Военный", 3-й в ля мажор, сочинение 40
Фортепиано - Маурицио Поллини



Сначала было у меня желание сделать сюжет только о фильме "Марыся и Наполеон", но потом я решила, что и американский фильм 1937 года выпуска "Завоевание" ("Мария Валевска") тоже будет кстати, хотя бы для сравнения. Этот фильм - типичная американская мелодрама, снятая по мотивам романа "Пани Валевска" польского писателя Вацлава Гонсёровского. Здесь, как и в фильме "Марыся и Наполеон", исторические подробности тоже не вполне соблюдены, но на то это и художественный фильм. Основной посыл фильма "Завоевание" заключается в том, что польская графиня Мария Валевская становится любовницей Наполеона Бонапарта по настоянию представителей польской шляхты, которые хотят, чтобы она повлияла на императора и тем самым помогла вернуть Польше независимость.



Вацлав Гонсёровский (Wacław Gąsiorowski), (1869, Варшава, Царство Польское, Российская империя - 1939, Констанцин-Езёрна, Польша), - польский писатель, журналист, публицист, сценарист, общественный деятель.





Conquest / Maria Walewska, США (1937)
Завоевание / Мария Валевска
Фильм снят пло мотивам романа Вацлава Гонсёровского.

Грета Гарбо - графиня Мария Валевская
Шарль Буайе - император Наполеон Бонапарт



Фильм начинается фантазийной сценой варварского погрома в Валевицах, поместье графа Валевского, русскими казаками. Казаки выглядят как бандиты с большой дороги - лохматые с огромными всклокоченными бородами на манер стрельцов в утро стрелецкой казни.))) Почему я назвала сцену фантазийной, да потому, что ничего подобного просто и быть не могло. Во-первых, на всех присоединённых к России польских и любых других землях, местное дворянство не обижали, а напротив, делали всё возможное, чтобы оно влилось в дворянство российской империи и исправно ей служило. Во-вторых, рядовые казаки сами без приказа командиров не могли принимать решения захватывать какие-то дворцы и замки, а командование такой приказ в отношении мирного жилища никогда бы не отдало. Не знаю, чья это фантазия: польского писателя или американских сценаристов, но кроме смеха эта сцена ничего не вызывает.

В роли Марии Валевской снялась знаменитая шведско-американская актриса Грета Гарбо (1905-1990). Всё бы ничего, но она несколько "взрослая" для этой роли и почему-то всё время сутулится, что можно видеть и на первом, представленном здесь кадре из кинофильма, где они с Наполеоном на балу танцуют полонез.





Кадр из кинофильма "Мария Валевска"



Кадр из кинофильма "Мария Валевска"



Коль скоро в этом фильме да и в самом сюжете речь идёт о любви, хочется сказать пару слов о франко-американском актёре Шарле Буайе (1899-1978), исполнившим роль Наполеона. В начале 1934 года он познакомился с американской киноактрисой Пат Патерсон (1910-1978) и в день Святого Валентина, через четыре недели после знакомства, они поженились. Шарль и Пат прожили вместе сорок четыре года. Их совместная жизнь была омрачена только смертью их единственного сына, который трагически погиб в сентябре 1965 года в возрасте двадцати одного года. В августе 1978 года Пат умерла от опухоли головного мозга. Через два дня после смерти жены Шарль Буайе принял смертельную дозу снотворного. Наверное, ему просто незачем было больше жить.




        
      



    
    
    
    
    
    



Юзеф Пешка - Наполеон и Польша - Аллегория (Наполеон, или Эней пробуждающий Дидону) - Национальный музей в Варшаве

Юзеф Пешка (Józef Peszka), (1767, Краков - 1831, Краков), - польский художник. Писал преимущественно портреты чиновников и горожан. Преподавал теорию искусства в Ягеллонском университете (1816-1818), с 1818 года руководил кафедрой живописи и рисунка в краковской Академии изящных искусств.



image Click to view



Фредерик Шопен - Этюд N12 "Революционный", до минор, сочинение 10
Фортепиано - Евгений Кисин

старое кино, живопись, Польша, Мария Валевская, Франция, кино, история, Наполеон, художники, Фредерик Шопен

Previous post Next post
Up