Похождения Наполеона - коньяка, торта и человека (часть 3) - Фарфоровый Наполеон (3)

Nov 19, 2020 15:11



Кабаре "Принцессы императорского дома"
Франция - Sèvres - начало XIX века

Уникальное кабаре (небольшой кофейный сервиз) "Принцессы императорского дома" ("императорские принцессы" - "des princesses impériales").


Этот сервиз императрица Мария Луиза, вторая жена Наполеона Бонапарта, подарила на Новый год своей свекрови Летиции Бонапарт в 1813 году.
Подарок состоял из кабаре, украшенного орнаментом как дополнением к изображениям Наполеона, Марии-Луизы и их сына, а также принцесс императорского дома. Портреты императора и императрицы расположены на кофейнике. Портрет сестры Наполеона Каролины, королевы Неаполя и крестной матери сына Наполеона, - на одной стороне сахарницы, а на другой стороне расположен портрет сына Наполеона. Портрет Элизы, великой княгини Тосканы, изображен на молочнике. На трёх чашках расположены: портрет сестры Наполеона Полины, принцессы Боргезе; портрет Екатерины Вюртембергской, жены Жерома - брата Наполеона; портрет Гортензии, жены второго брата Наполеона - Луи.

Это "иконографическое изображение на фарфоре" императорской семьи является уникальным - единственным в мире.
Кабаре оценивается в 500 000 евро.



Примечание:

1. Кабаре (Cabaret) - сервиз для чая или кофе на подносе, рассчитанный на любое количество персон. Он состоит из чайных или кофейных пар, молочника, сахарницы и чайника или кофейника.
2. Эгоист (Egoist) или солитар (Solitaire) - сервиз на одну персону. Сервиз эгоист может состоять даже из двух предметов - чашки и небольшого подноса-блюдечка.
3. Тет-а-тет (tête-a`-tête), что в переводе с французского буквально означает "голова к голове", то есть - наедине. Он включает в себя две чайных или кофейных пары, чайник или кофейник, сахарницу и молочник.





Сувенирный лист - Семья Наполеона - Летиция Бонапарт-Рамолино (мать Наполеона)
Почта Лесото 2017





Статуэтка "Коронация Наполеона Бонапарта - императора Франции"
Германия - Scheibe-Alsbach



image Click to view



Жан-Франсуа Лесьер (1760-1837) - Коронационный марш Наполеона Бонапарта





Наполеон I в гостях у производителей фарфора в Севре (Sèvres)
Рекламный вкладыш к мясному концентрату Либиха

Как известно, рекламные вкладыши к мясному концентрату Либиха, среди другого прочего, были посвящены разным культурным событиям. Рисунки для вкладышей создавали высокопрофессиональные художники. Об этом - в сюжете "Темны египетские ночи - Опера Верди "Аида"".



Севрская фарфоровая мануфактура (Manufacture nationale de Sevres) - мануфактура по производству фриттового фарфора в городе Севре, Франция. Изначально королевская, потом императорская, мануфактура сейчас находится под управлением Министерства культуры Франции.


    

Примечание. Фриттовый фарфор, также известный как исламскoe стон-пасте - один из видов керамики, в котором к глине добавляют фритту (Frit) - сплав смеси солей со стеклом, чтобы уменьшить температуру плавления. В результате смесь может обжигаться при более низкой температуре, чем просто глина.
Фриттовый фарфор относится к типу керамики, впервые разработанной на Ближнем Востоке, где её производство датируется концом первого тысячелетия нашей эры.


    



Портрет Наполеона Бонапарта на фарфоре - с портрета Франсуа Жерара - Музей фарфора - Италия (Флоренция)
Франция - Sèvres

Барон Франсуа Паскаль Симон Жерар (François Pascal Simon, Baron Gérard), (1770, Рим - 1837, Париж), - французский художник эпохи ампира, ведущий портретист наполеоновского двора, держатель модного салона.


    

Коль скоро Севрская фарфоровая мануфактура всё время своего существования находится под постоянным патронатом государства, немудрено, что тема Наполеона со всем, что к нему относится, нашла своё место в изделиях мануфактуры.



Шкатулка "Наполеон на поле боя"
Франция - Sèvres - XIX век





Вазы с изображением Наполеона
Франция - Sèvres - XIX век





Ваза с портретом Наполеона
Франция - Sèvres - XIX век





Сервиз эгоист с портретами членов семьи Наполеона Бонапарта
Франция - Sèvres - XIX век

Этот сервиз я нашла на одном из сайтов, продающих антиквариат. В описании сервиза сказано следующее:
"Поднос украшает портрет Гортензии, королевы Голландии, падчерицы Наполеона I. На сахарнице - портреты императриц Жозефины де Богарне и Марии-Луизы Австрийской, первой и второй жён Наполеона. На чайнике - медальоны с изображением супругов - Полины Боргезе, сестры Наполеона, и князя Камилло Боргезе, её мужа. На чашке - портреты матери Наполеона Марии Летиции Бонапарт-Рамолино и Полины Бонапарт. На молочнике изображены актриса мадемуазель Марс - ей покровительствовал сам Наполеон, и король Римский Наполеон II, сын Наполеона Бонапарта".

У меня возникло подозрение, что изначально сервиз этот не был эгоистом.))) Смутил подбор портретов: при чём здесь какая-то актриса среди членов семьи Наполеона да ещё и рядом с сыном Наполеона? Либо те, кто дал это описание, просто ошиблись и портрет принадлежит кому-то из членов семьи, либо предметов в сервизе было больше и, когда портреты родственников были исчерпаны, в дело пошла и какая-то мадемуазель Марс, тем более, что нет в описании сервиза указания на портреты сестёр Наполеона Элизы и Каролины, зато сестра Полина упоминается дважды, что мне представляется ошибочным. Наверное в сервизе было больше предметов, некоторые из которых были утрачены со временем - разбиты. На это указывает и размер подноса - 39,5 х 36 см, что позволяет разместить бОльшее число предметов, чем сказано в описании. Тем не менее сервиз этот очень хорош.





Портрет на фарфоре Наполеона II, сына Наполеона Бонапарта и императрицы Марии-Луизы
Франция - Sèvres - начало XIX века

Наполеон II (Napoléon II), полное имя Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, король Римский (Napoléon François Joseph Charles Bonaparte), он же Франц, герцог Рейхштадтский, (Franz Herzog von Reichstadt), (20 марта 1811, Тюильри, Париж - 22 июля 1832, Шёнбрунн, Вена), - сын и наследник (единственный законнорождённый ребёнок) Наполеона I Бонапарта, императора французов и его второй жены императрицы Марии-Луизы Австрийской. Вошёл в историю под династическим именем, данным ему бонапартистами. Фактически никогда не царствовал (хотя с 22 июня по 7 июля 1815 года парижские законодательные органы признавали его императором). В бонапартистских кругах известен как "Орлёнок" (l'Aiglon).

Сразу после рождения долгожданного сына Наполеон провозгласил его королём Римским (Roi de Rome) и наследником империи. Дважды: первый раз в 1814 и второй раз в 1815 году, после Ста дней, Наполеон отрекался от престола в пользу сына, но оба раза союзники провозглашали Бонапартов низложенными, а законным монархом Франции - Людовика XVIII.

После поражения при Ватерлоо Наполеон отрёкся от престола в пользу сына, которого провозгласил императором под именем Наполеона II, но короля Римского не было во Франции, и отречение, при тогдашних условиях, не могло иметь практического значения.



Томас Лоуренс - Портрет Наполеона II в детстве

Сэр Томас Лоуренс (Thomas Lawrence), (1769, Бристоль - 1830, Лондон), - английский художник, получивший известность как преуспевающий салонный портретист эпохи Регентства.



После первого отречения Наполеона Бонапарта в 1814 году Мария-Луиза вернулась вместе с сыном в Австрию. Когда Наполеон бежал с острова Эльба и вернулся в 1815 году во Францию, он потребовал от австрийского правительства вернуть ему жену и сына, но Австрия ответила отказом. Четырёхлетний Римский король остался с матерью в Австрии.

В 1816 году Мария-Луиза переехала в Парму, а её сын остался в Вене у деда, императора Франца I Австрийского. Договор, заключенный в 1817 году между союзниками, лишил мальчика наследственных прав на Парму, но взамен Франц I дал ему богемское герцогство Рейхштадт.

В Вене, при дворе деда, мальчика не называли Наполеоном - с детства приучали к немецкому имени Франц. При нём старались не упоминать о его отце, называя его самого "сыном Её Высочества эрцгерцогини". Несмотря на это, он знал о своём отце, был горячим его поклонником и тяготился австрийским двором, ибо ощущал себя ненужным, лишним. Матери он напоминал о её нежеланном браке с его отцом, в котором не было любви, а деду и его окружению сам факт существования Наполеона II создавал политические трудности. Вокруг его имени постоянно составлялись легенды - все хорошо понимали, что в случае каких-либо политических осложнений одно имя Наполеона II может послужить знаменем для опасного движения. Именно по этой причине попытка бонапартистов выдвинуть его кандидатуру на трон Бельгии была немедленно пресечена Веной, Парижем и Лондоном.

Однажды, когда Наполеон II был совсем маленьким, отец возил его в гости к Жозефине и мальчик, несмотря на свой возраст, хорошо запомнил эту встречу и сохранил о ней тёплые воспоминания. Став постарше, он говорил, что лучше бы его матерью была Жозефина, ведь она такая добрая и сердечная.

С двенадцатилетнего возраста герцог Рейхштадтский считался на военной службе, на которой к 1830 году он дослужился до чина майора. Он тщательно изучал военное дело и мечтал о славе и подвигах, хотя был очень болезненным юношей. 22 июля 1832 года, в возрасте 21 года, Наполеон II Бонапарт скончался в Шёнбрунне от туберкулёза. Его ранняя смерть избавила дипломатию и австрийский двор от многих затруднений. Ходили даже слухи о том, что он был отравлен.





Сервиз тет-а-тет "Мария-Луиза"
Франция - Sèvres - середина XX века

На подносе и на молочнике - портрет Наполеона Бонапарта, а на всех остальных предметах - разные портреты его второй жены Марии-Луизы Австрийской и, возможно, ещё кого-то из родственниц Наполеона - рассмотреть портреты на фотографии очень сложно, описание же этого сервиза отсутствует.





Статуэтка "Никто не пройдёт!"
Франция - Sèvres


    
    
    
    
    
    



Лиможский фарфор - керамические изделия, относящиеся к категории твёрдого фарфора, производство которых было начато во французском городе Лимож (департамент Верхняя Вьенна, регион Новая Аквитания) приблизительно в 1770 году, сразу после открытия в непосредственной близости от Лиможа месторождений каолиновой глины. Каолин был необходим для производства этой твёрдой и просвечивающейся керамики, отличающейся особенной белизной.

Понятие "лиможский фарфор" не относится к какому-либо отдельному предприятию и производителю. Отрасль производства фарфоровых изделий в департаменте Верхняя Вьенна представлена 12 основными фабриками, на которых трудится около 1000 человек. Среди ведущих производителей можно перечислить дома фарфора Bernardaud (Бернардо), Haviland (Хевиленд), Royal Limoges.
На сегодняшний день Лимож сохраняет достигнутое в XIX столетии положение лидирующего центра производства фарфора во Франции.



Производители лиможского фарфора выпускали и продолжают выпускать в большом количестве посуду с изображением Наполеона Бонапарта. Так известна целая серия отдельных столовых, чайных и просто утилитарных предметов, а также сервизов с изображениями Наполеона и Жозефины.



Чайный набор тет-а тет "Наполеон и Жозефина"
Франция - Limoges - 1846




        
        
        
                
        
        
        
        

В порядке появления на экране: заварочный чайник, сухарница, соусница, конфетница, пудреница, сахарница, солонка и перечница, две пепельницы
Франция - Limoges

И это всего лишь малая толика из всего имеющегося.





Кофейный сервиз эгоист "Наполеон"
Франция - Limoges


    
    
    
    
    
    



Штоф для ликёра "Прекрасный Наполеон" (Арт деко)
Франция - ROBJ - 1928





Tino Rossi - Napoléon
Тино Росси - Наполеон
1969

Проснись, священный город!
Услышь свою гордость и любовь.
Святое Семейство вернулось,
Изгнанники вернулись,
Изгнанники вернулись.
О, вот они - победа! Победа!
Пусть он будет праздновать в своём доме -
Блудный сын славы
Наполеон, Наполеон.
Блудный сын славы
Наполеон, Наполеон.

живопись, Франция, история, декоративно-прикладное искусство, Наполеон, фарфор, художники

Previous post Next post
Up