Dec 26, 2018 22:13
Вообще, норма применительно к сексуальности - это крайне занятная тема, как любые вопросы определения нормы.
Начнем с того, что есть достаточно большой разброс уровня либидо, и условно можно считать, что там более или менее нормальное распределение. Но у мужчин и женщин это будет два отдельных колокольчика нормального распределения - женский относительно мужского сдвинут влево. Если подходить к вопросу формально, то у колокольчика за норму принимается средняя часть, а краевые части спектра считаются отклонениями. Тут мы получаем сразу две неприятности: во-первых, нет никаких объективных критериев, которые позволили бы указать, где именно начинается краевая часть - это целиком и полностью вопрос договоренности. Во-вторых, получается, что есть две разных нормы - одна для мужчин, а другая для женщин, - которые сдвинуты относительно друг друга. И тогда на краях будут получаться эффекты типа того, что при одном и том же уровне либидо мужчину можно будет нозвать нормативным, а женщину - нет, и наоборот. Что методически не совсем хорошо.
У того, что женщины обладают в среднем более низким уровнем либидо, есть несколько предпосылок. Во-первых, женское возбуждение, в отличие от мужского, не является эволюционно значимым фактором. Во-вторых, женская сексуальная активность встречает существенно большее неодобрение, чем мужская. Женщину, у которой много партнеров, чаще будут называть всякими оскорбительными словами, чем мужчину, у которого много любовниц. Еще женщина несет существенно большие риски, связанные с появлением детей, поэтому у нее больше причин остерегаться секса. А поскольку женщины более ориентированы на социально приемлемое поведение, то в период отрочества они значительно реже занимаются мастурбацией, что тоже вносит определенный вклад в развитие их чувственности. Кроме того, женское возбуждение в большей степени концептуально опосредовано: оно, например, сильно зависит от того, нравится ли мужчина женщине как личность.
В сумме это все приводит к тому, что женщины существенно чаще сталкиваются с тем, что секс не доставляет им удовольствия, или они испытывают серьезные трудности с достижением оргазма. Среди тех, кто идентифицирует себя как асексуала, женщины составляют 70%. В одной из скандинавских стран насчитали три с лишним процента равнодушных к сексу женщин в общей популяции. Когда обсуждается вопрос о том, является ли асексуальность нормой, иногда приводят в пример крупный рогатый скот, среди которого обнаруживают сопоставимый процент особей, довольно равнодушных к противоположному полу. То есть, скажем, со статистической точки зрения это ожидаемый эффект: взяв популяцию, мы обнаружим там много умеренно сексуальных индивидов, немного гиперсексуальных, и немного гипосексуальных. Но поскольку это более или менее непрерывный континуум, то на самом деле границу между одними и другими мы можем провести только условно. И если, допустим, отдельно взятый индивид может испытывать какие-то сложности в связи со своей конкретной конституцией, то для популяции в целом вариативность - это нормально и естественно.
Вторая важная идея заключается в том, что сексуальность не является каким-то автономным параметром, как ее часто воспринимают. Она встроена в общую структуру личности человека и зависит от других параметров: от темперамента, характера, интересов, уровня интеллекта, личностной гармонии. Наблюдая за тем, как человек ведет себя по жизни, можно с большой долей точности предсказать, как он будет вести себя в постели. Если с человеком возникают какие-то конфликты, то на уровне секса можно ожидать проблемы совместимости, имеющие какую-то очень похожую подоплеку.
Если человек является интровертом и в целом нуждается в очень невысоком уровне сенсорной стимуляции, то он будет склонен к тому, чтобы заниматься сексом достаточно редко, и он будет предпочитать мягкие и аккуратные прикосновения. Предсказуемо, что значительное большинство в сообществе асексуалов составляют интроверты. Многие из них имеют настолько низкий уровень потребности в общении, что не стремятся даже к платоническим отношениям. И в любом случае, если человек не заинтересован даже в том, чтобы каждый день общаться, вряд ли он будет заинтересован в том, чтобы каждый день заниматься сексом. Для интровертов избегание лишних ощущений и впечатлений связано с тем, что их восприятие более яркое, у них более высокий уровень чувствительности, и перегружаются они тоже гораздо быстрее. Ощущения, которые глубокий интроверт испытывает при минимальном физическом контакте, могут быть сопоставимы по интенсивности с теми ощущениями, которые ярко выраженный экстраверт испытывает во время секса. В свою очередь, секс для глубокого интроверта иногда может представлять просто совершенно избыточную и поэтому неприятную стимуляцию. Ощущения экстраверта более слабые, поэтому он будет нуждаться в большей частоте, большей интенсивности и большем разнообразии, чтобы получить то же самое количество впечатлений.
Общая окраска эмоциональной сферы человека оказывает большое влияние на его сексуальность. Прохладные шизоиды и в постели остаются довольно прохладными, их сексуальная активность носит скорее созерцательную или исследовательскую окраску. Истероидные люди, склонные к бурному и беспорядочному эмоционированию, ожидаемо будут сексуально гиперактивны, порывисты и страстны. Если человек по жизни достаточно агрессивен и склонен к насилию, можно ожидать, что он будет склонен и к сексуальному насилию тоже, и у такого человека может быть склонность к играм, связанным с доминированием или болью (необязательно в позиции верхнего).
Кроме того, у человека может быть разный характер взаимоотношений со своей телесностью. Если человеку в принципе неприятно, когда к нему прикасаются, и он не любит массаж, то он не будет стремиться к эротическому физическому контакту. Если у человека нарушен контакт со своим телом, он не чувствует его потребностей, не замечает мышечных зажимов и т.п., то ожидаемо у этого человека будет только одна эрогенная зона - в области гениталий. Сложные и детализированные переживания во время секса бывают у людей, у которых и вообще много переживаний, связанных с телом, и они к ним очень внимательно относятся. Людям, которые профессионально занимаются чем-нибудь телесно-ориентированным, и сексом заниматься интереснее, потому что они осознают тело на более глубоком уровне.
В проблемах, связанных с сексом, отражаются более общие проблемы. Например, нарциссичные, самовлюбленные люди склонны к тому, чтобы обращать очень мало внимания на потребности и переживания партнера, в том числе сексуальные. У трусливых мужчин можно ожидать проблемы с эрекцией. Существенные сложности с осознанием и выражением своих чувств могут проявляться в том, что и свою страсть человек тоже не может выразить непосредственно, и у такого человека могут возникать причудливые фетиши. И так далее. Педофилы, например, получаются из совершенно определенной категории мужчин, которые рядом со взрослыми женщинами чувствуют себя тревожно, потому что испытывают неуверенность в своей мужественности и себе как личности, и используют детей как возможность самоутвердиться в качестве мужчины.
То же самое касается интересов и склонностей. Творческие люди, которые к любой деятельности любят находить неординарный подход, будут и в сексе искать новые варианты - в те периоды, когда что-то другое не оказывается для них более интересным, чем секс. Любители энергетических практик и в сексе тоже используют энергетические практики, любители измененных состояний сознания и секс тоже рассматривают как повод побыть в измененном состоянии сознания. А если человек неформатен во многих отношениях, можно ожидать, что у него будет и какая-то очень своеобразная гендерная идентификация.
То есть понятно, что сексуальность - это системный параметр, который нельзя просто взять и поменять, не затрагивая всю остальную конструкцию. Он может меняться, но он меняется по мере того, как меняется человек целиком. Женщина может стать более страстной, если она станет более эмоционально открытой и избавится от какого-то количества страхов. Но это в том случае, если ей мешали страхи. А если она прохладна в силу особенностей темперамента, то она всю жизнь будет прохладной, потому что темперамент - физиологически обусловленная вещь, и он практически не поддается изменению. Однако она может быть более прохладной или менее прохладной на разных этапах своего жизненного пути, в зависимости от каких-то еще условий.
И вопрос здесь заключается даже не в том, что является частотным и правильным, а что - редким и отклоняющимся, потому что люди в принципе отличаются друг от друга, и у них у каждого какая-то своя сексуальность. Скорее, вопрос в том, что является естественным для какого-то конкретного человека, исходя из всех остальных его особенностей, и насколько это вписывается в его жизнь - не мешает ли это функционировать, не опасно ли это, не разрушает ли это отношения. Например, для человека, который конституционально асексуален, не испытывать оргазма - нормально, в том смысле, что ему комфортно с отсутствием оргазма. Поскольку у него не накапливается специфическое напряжение, то и разрядка тоже не нужна. А для человека, который перестал испытывать оргазм на фоне приема определенного препарата, это может быть реальной проблемой, сопряженной с совершенно конкретными страданиями. Для него это не будет нормальным, естественным состоянием, а будет ситуацией, в которой нужна помощь. Если человек практикует эротическую асфиксию, то это, к примеру, может привести к летальному исходу (и такие случаи регулярно бывают), и здесь важно, обеспечивает ли человек как-то свою безопасность, понимает ли он риски. Если человек склонен к полиамории, то важно, информирует ли он об этом своих партнеров и убеждается ли он, что его партнеров в таких отношениях все устраивает. И так далее.